{"id":9280,"title":"\u0422\u0435\u043b\u0435\u043f\u043e\u0440\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f \u0440\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u043d\u044b\u0445 \u043a\u0430\u043c\u043f\u0430\u043d\u0438\u0439 \u0438\u0437 \u00ab\u042f\u043d\u0434\u0435\u043a\u0441\u0430\u00bb \u0432 Google","url":"\/redirect?component=advertising&id=9280&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/321806-kak-ne-zamorachivatsya-s-reklamnoy-kampaniey-i-bystro-nastroit-ee-v-google-obyasnyaem-v-5-50-i-500-slovah&placeBit=1&hash=99a73b9041aba100376a41bce39d118cf714c283ce1c8288a963bcb51cdcdade","isPaidAndBannersEnabled":false}
AGIMA

Какие софт скиллы нужны дизайнеру. Разбираем на примерах каждого грейда

Привет. Меня зовут Костя. Около 10 лет я занимаюсь тем, что развиваю дизайн-команды и дизайнеров. Сейчас я руковожу дизайном в AGIMA.

В этой статье я расскажу про свой опыт развития софт скиллов у меня лично и у ребят, с которыми я работаю. Этой темой я вдохновился, после того, как мы с «Нетологией» провели исследование по софт и хард скиллам. Прочитать его можно тут, а пока я поделюсь своим мнением.

Начну с того, что у меня есть подозрение, что не все скиллы одинаково полезны. Поэтому ниже я постарался более-менее привязать разные навыки к уровням развития дизайнера. Надеюсь, что это поможет лучше ориентироваться и планировать свой карьерный рост.

Ну, и необходимый спойлер: все это личный и достаточно субъективный опыт, который не всем подойдет. Я предупредил, так что погнали.

Про термины

Забавно, что на рынке нет четкой градации или определения уровней развития дизайнеров. Я как-то пытался найти что-то универсальное и, конечно, потерпел фиаско. Но по опыту общения с коллегами и заказчиками понятен общий принцип:

Стажер

Не умеет ничего или умеет самые базовые вещи. Совершенно не самостоятелен.

Джуниор

Умеет делать базовые вещи, нуждается в существенном контроле во время работы.

Мидл

Умеет делать много чего, значительную часть работы может делать самостоятельно.

Синьор

Умеет делать всё или почти всё, практически не нуждается в помощи, а если нуждается — может добыть ее сам.

И еще пара ролей, чтобы было понятнее, что да как:

Тимлид

Умеет лидировать команду. При этом может быть даже джуном, главное — чтобы помогал команде достичь цели.

Арт-директор

Самое размытое понятие. Чаще всего подразумевается, что это лидер проекта или лидер команды.

Хотя знакомые дизайнеры из европейских компаний утверждают, что арт-директор — это редкий дизайнер уровня «бог», который одним взглядом может решить любую сложность и лечит проблемы типографики просто наложением рук. И что далеко не в каждом проекте или агентстве такой есть... Но может, это они так шутят. У нас в России арт-директором может назваться почти любой.

Про софт скиллы

Забавно, но каждый раз, когда заходит разговор про софт скиллы, мне приходится лезть в интернет, чтобы освежить в голове определение. Как-то не держится этот англицизм в моем мозге. И каждый раз я пытаюсь запомнить, что софт скиллы — это скорее про наши качества как личности.

И как сложно починить мою память и закрепить там это знание, так же сложно развивать свои личностные качества. Но что-то сделать всё же можно.

Lvl 1. Джун

На этом уровне важно заложить фундаментальные основы себя как дизайнера. Поэтому я выделил 3 навыка.

Эмпатия

Этот навык я считаю самым важным для дизайнера. Нет эмпатии — нет дизайна. Эмпатия — это способность понимать людей, для которых вы делаете дизайн. Не надо путать с сочувствием: это именно про понимание и про способность «влезть в шкуру» пользователя.

Я думаю, что основа для развития эмпатии — понимание того, как думает человек и как устроен мир.

Вот список книг, которые помогли мне сформировать это понимание:

  • Виктор Папанек, «Дизайн для реального мира». Книга о том, что дизайнеру полезно смотреть и думать шире, чем это предполагает его коммерческая работа.
  • Вит Ценев, «Психология рекламы: реклама, НЛП и 25-й кадр». Старая, но простая и понятная книга про то, как у людей работают мозги.
  • Гоулман, «Эмоциональный интеллект». Популярная довольно сейчас тема.
  • Масару Ибука, «После трех уже поздно». Немного про то, как устроены дети. Особенно актуально для тех, кто работает в этой нише.
  • Александр Прохоров, «Русская модель управления». Про то, как все работает у нас тут, в славянском мире.
  • Эрин Мейер, «Карта культурных различий». О том, как люди думают, руководят и добиваются целей в международной среде. И о том, как отличается восприятие у людей в разных странах и культурах.

Самостоятельность

Способность отвечать за себя, находить ответы на вопросы, задавать эти вопросы, умение планировать свою деятельность — это один из базовых навыков, как мне кажется. Чем лучше он развит, тем успешнее дизайнер.

Мне в свое время помог переезд из родного Минска в соседнюю, но далекую Москву. Тут пришлось учиться решать свои проблемы самостоятельно, без поддержки родных и друзей. Это закаляет и меняет сознание. С этой же точки зрения, мне кажется очень крутой идеей уехать учиться или работать в другой город, а лучше в другую страну.

Ещё можно путешествовать дикарем: без турпутевок, в которых за вас все решили, гидов, ведущих за руку, и сладкого комфорта all inclusive. Это расширяет кругозор, прокачивает навыки коммуникации и ориентирования в сложных ситуациях, учит планировать, когда нужно, и главное — отдаваться вдохновению.

Конечно, я отмечу организацию собственного бизнеса. Я знаю дизайнеров, которые приходили в профессию после того, как были предпринимателями или директорами. С самостоятельностью и самоорганизацией у таких людей проблем нет совсем.И как ощутимый бонус: этот опыт дает понимание проблем бизнеса (+1 к эмпатии).

Критическое мышление

Поразительно, какие большие проблемы у нас с критическим мышлением. Этому не учат в школах, преподают не во всех институтах. Но способность воспринимать, сопоставлять информацию и делать из нее выводы — это прямо супербонус для продуктовых дизайнеров.

Тут хочется дать 3 довольно спорных рекомендации, но лучше у меня нет:

  • Изучайте формальную логику. Эта наука помогает анализировать вводные и делать выводы, а также обосновывать эти выводы без искажений от наших эмоций. Хорошая серия заметок про логику есть у Ильи Бирмана.
  • Ищите альтернативные мнения, сравнивайте их и делайте свои выводы. Почитайте мнение антипрививочников и аргументы сторонников вакцинации. Смотрите новости власти и оппозиции. Изучите предложение банка и отзывы о нем. Но без эмоций, независимо от того, чью сторону вы занимаете.
  • Изучайте мир. Тут внезапно хочется порекомендовать книгу Джеймса Бёрка «Пинбол-эффект: от византийских мозаик до транзисторов и другие путешествия во времени». Лично мне она показала, что видимый мир гораздо сложнее, чем просто черное и белое, а взаимосвязи между отдельными фактами, событиями и объектами могут быть невероятно причудливы и неожиданны.

Бонус-скилл: настойчивость/упорство

По количеству писем с резюме начинающих дизайнеров, которые сыпятся на наши почтовые ящики, понятно, что конкуренция среди стажеров и джунов сейчас дикая. Найти хорошее место работы, на котором получится набраться необходимого практического опыта, судя по всему, не очень просто. Мне в свое время повезло, и я последовательно прошел все стадии роста дизайнера пусть не в топовых, но далеко не в самых плохих компаниях. Но особенно мне везло с наставниками и менторами.Я не могу дать никаких советов — в моем случае было упорство + удача. А удача — это что-то рандомное.

Просто не сдавайтесь, верьте, пробуйте разные подходы, и, скорее всего, всё получится.

Lvl 2. Middle

Итак, первый барьер успешно пройден. Продолжаем развиваться, и, конечно, первый навык — это:

Саморазвитие

Если помните, в разделе о различиях разных уровней, самостоятельность была одним из основных отличий мидла от джуна. Старшие товарищи начинают вам больше доверять и больше на вас надеяться. Вас уже никто не будет вести за ручку по проекту. Да и по жизни. Да и вы уже должны больше понимать про себя и про то, куда вам идти.

Вот и идите: изучайте хард скиллы, нужные в вашей специализации, занимайтесь медитацией, читайте, выступайте. Вспомните, что вы самостоятельны, и развивайтесь.

Принятие решений и решение проблем

Самостоятельность подразумевает, что вам придется вести проекты одному (целиком или частично). Чтобы научиться принимать решения, я не знаю лучшего метода, чем брать на себя ответственность и принимать решения.

Вместо того чтобы спрашивать, «как это сделать», попробуйте сделать, обосновать решение и потом разобрать плюсы и минусы с командой и куратором. И наверное, поможет совет от Людвига Быстроновского: перед тем как показать работу арт-директору, попробуйте предположить, что он вам скажет. Если начинаете угадывать его комментарии, это значит, что вы молодец.

Командная работа

Задачи, которые решает мидл, по крайней мере в AGIMA, очень часто подразумевают участие большого количества людей. Как в схожей функции (дизайнеры, проектировщики), так и в смежной (менеджеры, разработчики). Не думаю, что можно научиться командной работе, не работая в команде. Поэтому тут надо просто найти проект с сильным тимлидом и сильной командой.

Lvl 3. Senior

Если вы тут, то, скорее всего, вы уже все знаете и можете дописать эту статью лучше меня. Синьор-дизайнеры — это самостоятельные люди, уверенные в себе, супергерои, умеющие решать почти любую проблему.

Но тем не менее, вот мой список.

Коммуникация

Умение донести свою мысль, объяснить, аргументировать, договориться: вот что часто нужно в общении с коллегами и клиентами.

У ребят, с которыми я работал, эти навыки всегда были достаточно развиты, но чтобы усилить их, я порекомендую 2 книги:

  • Джим Кэмп, «Сначала скажите «нет». Секреты профессиональных переговорщиков».
  • Сарычева Людмила, Ильяхов Максим, «Пиши, сокращай: Как создавать сильные тексты».

Выступления

Выступать перед незнакомыми людьми — это стрессовая ситуация. Когда на тебя смотрят несколько десятков глаз, наш древний мозг автоматически воспринимает это как агрессию и начинает борьбу за выживание: выделяет адреналин, активирует протокол «убежать и спрятаться». И бороться с этой агрессией сложный, но вполне понятный навык. Хотя это не самый необходимый навык для дизайнера. Но он может сильно продвинуть вашу карьеру и ваше развитие.

Я раньше дико боялся выступать, даже перед одногруппниками в институте. Но во время учебы я прошел курсы ораторов. Там меня немного натренировали, и потом я начал потихоньку задавать вопросы на конференциях, выступать на мелких сходках. Теперь я без проблем могу выступить хоть перед советом директоров, хоть перед сотней-другой дизайнеров. Думаю, это достаточно универсальные методы, которые подойдут каждому: просто начните говорить на людях. Отличный пример, пришедший к нам из Древней Греции — госдеятель Демосфен. Не имея врожденного таланта, он тренировался и даже меч, который колол его при дергании плеча, на потолок повесил. Так он стал великим.

Менторство

Умение объяснить, обучить, вдохновить — ценный навык для организации. Например, мы в AGIMA поняли, что надежнее выращивать специалистов внутри, чем брать снаружи готовых. Тут есть несколько плюсов:

  • внутри компании формируется довольно обширная «Википедия», к которой всегда можно обратиться;
  • формируется культура наставничества, которая помогает не только обучать новых дизайнеров, но и прокачивать себя самого, например, выступая на внутренних митапах;
  • и конечно, у всех членов команды формируются одни ценности и общий подход.

У нас в команде хорошая атмосфера взаимовыручки: проходят регулярные встречи и холивары, на которых мы обсуждаем разные вопросы, обмениваемся мнениями. И принято, что старшие специалисты прокачивают джунов: они много общаются по проектам, ставят реальные задачи, отвечают на вопросы.

Заключение

В заключение хочу еще добавить 3 замечания.

  • Деление по уровням и скиллам очень условное: в интернете обязательно найдется сотня других, более подходящих категоризаций. Будьте снисходительны.
  • Развивайте навыки, которые соответствуют вашему уровню.
  • Все рекомендации основаны на моем личном опыте. Он где-то устарел, где-то не самый лучший и эффективный. Поэтому я искренне надеюсь на помощь сообщества: не стесняйтесь критиковать и накидывать в комментарии свои способы и делиться опытом.

И напоследок закину полезную ссылку на бесплатный митап про софт и хард скиллы. Рекомендую его посетить или посмотреть запись, особенно, если вы джун и мидл, а синьоров, как всегда, приглашаю в комментарии.

0
6 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
Олег Малахов

Автор шикарен!
На самом деле подобные софт скиллы нужны не только дизайнерам, но и разработчикам тоже. Понимать менеджра например - это отдельный скилл, ровно также, как и наоборот. 

Ответить
5
Развернуть ветку
Евгения Меметова

Абсолютно с вами согласна. 

Ответить
3
Развернуть ветку
Андрей Рыжкин

Костя, спасибо за статью, имхо очень полезные советы не только для дизайнеров! Добавил себе в список книгу "Карта культурных различий", давно хотел почитать, но теперь точно сразу после sapiens.
Еще рекомендую всем книгу "Ясно-понятно" от Ильяхова (продолжение "пиши-сокращай")

Ответить
4
Развернуть ветку
Kostya Kisleyko

Если Sapiens зашел, то не пропусти вторую его книгу:
Homo Deus: Краткая история завтрашнего дня

Ответить
3
Развернуть ветку
Sergey Kozhemyakin

только не читай третью — она дурацкая

Ответить
1
Развернуть ветку
Игорь Александров

Даже добавить нечего)
Отдельный плюс за иллюстрации 😄
Ну а вообще, самый основной навык — умение разговаривать, доносить свои мысли и аргументировать решения. Как только я его вкачал — сразу пошёл буст)
А там за аргументацией решений подползёт самостоятельность, а там и менторство, и вот ты уже синьор 😏

Ответить
2
Развернуть ветку
Читать все 6 комментариев
Baring Vostok инвестировал $13 млн в российскую платформу автоматизации маркетинга Mindbox Статьи редакции

Деньги направят на развитие продуктов, опционный пул и сделки.

Сбермобайл отказывает в переносе номера к другому оператору

1.12 написал заявление на переход в Тинькофф Мобайл, все стандартно, новый оператор сообщил о том, что заявку принял и перенос состоится через 9 дней. 4.12 от Тинькофф Мобайл приходит смс о том, что Сбермобайл готов перенести мой номер, спустя несколько часов я получаю уведомление об отмене переноса якобы по моей инициативе! Мои паспортные данные…

Фоторамка 2.0 или что подарить бабушке на Новый год

Давно мечтал подарить бабушке фоторамку для просмотра фотографий детей и внуков, но нужно было как-то поддерживать актуальность фотографий, загружать их на флешку, такое себе занятие.

«Вам потребуется их благословение»: сооснователь iFixit — о проблемах самостоятельного ремонта от Apple Статьи редакции

Кайл Винс считает, что компания будет мешать замене деталей программно и установит высокие цены на товары для ремонта.

Talantix подключил интеграцию с Telegram

Облачная CRM-система для рекрутмента Talantix расширила возможности общения HR-команд с кандидатами внутри сервиса. К уже существующим интеграциям — с Viber и WhatsApp — добавился Telegram!

Чему я учусь у своих детей как предприниматель

Дети смотрят на мир открытыми глазами и у них есть чему поучиться.

Платежи в Южной Африке

Несмотря на то, что Южная Африка находится (сюрприз) в Африке, мобильные кошельки или QR-коды там совсем не используются, в отличие от большинства стран континента. И причина тому -- сильная банковская система, доставшаяся стране от Британской империи. Как следствие, в плане банковских услуг и платежей Южную Африку сложно отличить от…

Как и чем сейчас живут московские рестораны, отмеченные гидом «Мишлен»

Узнали и рассказываем, как повлиял звездный статус на рестораны «Деликатессен» и «Паризьен», и за что их сотрудники получают повышенные чаевые.

Как автоматизация работы юристов экономит время и деньги

В работе любой компании есть важнейшая рутина, малозаметная со стороны. Например, корпоративные юристы – это почти всегда «бойцы невидимого фронта», но от качества их претензионно-судебной работы зависит благополучие всей корпорации. Особенно если у вас в работе тысячи договоров, претензий и судебных дел. Тут поможет только глубокая автоматизация…

Сезон подкаста как эксперимент: научили ведущих бегать и отправили на полумарафон. Кейс Sports.ru и adidas
null