Кейс: Продвижение интернет-магазина женской одежды. Рост х4 за 2 года
Привет. Меня зовут Александр Яничкин. Занимаюсь интернет-маркетингом с 2017.
Приглашаю тебя в путешествие длинной два с небольшим года. Я расскажу, как мы продвигали интернет-магазин женской одежды. Отечественный бренд вырос в 4 раза при помощи интернет рекламы и работой над конверсией посадочных страниц, а я вырос с позиции «Таргетолог» до «Директор по маркетингу» и летом 2022 ушел строить своё агентство по маркетингу.
Краткое изложение
- за 2 года освоили более 15 000 000 рублей рекламного бюджета;
- основные площадки до февраля 2022 — fb/inst, после февраля ВК;
- в ВК закрываем пользователя на простое действие, чтобы максимально расширить воронку;
- в ВК критично важно минимизировать время ответа и увеличить количество соприкосновений с пользователем;
- в социальных сетях ведём контент и обновляем его на регулярной основе, если не вести, результат в B2C будет хуже;
- чтобы получать постоянно хорошие результаты, постоянно переделывали посадочные страницы и карточки товара;
- блогеры до сих пор работают хорошо, но отдачу можно увидеть не скоро;
- рост за 2 года составил х4.
О проекте
«Север» — отечественный бренд верхней одежды, помимо курток в ассортименте термобелье, толстовки, платья.
УТП: Защита от холода и ветра, даже при -30°С в мембранных куртках «Север».
Эдакий айфон среди курток, так как:
- Шьют из износоустойчивой мембраны Breathable (5/5 или 10/10) — дышит и не промокает;
- Используют пропитку Teflon — в связи с этим грязь легко смыть губкой, а срок службы увеличивается;
- Наполняют куртки сверхлёгким утеплителем Siberia Micro — он держит тепло как пух, но не боится влаги;
- Делают герметизацию швов;
- А ещё там есть фольгированная подкладка, армированные нитки и флисовые манжеты. Самое главное, всё отшивают на собственном производстве в Перми.
Продукт действительно очень сильный с точки зрения технологичности и деталей. Продвигать такие одно удовольствие.
Кто-то даже в Антарктику в них ездил
ЦА (целевая аудитория)
Исторически сложилось, что основные покупки совершают женщины из Москвы и Санкт-Петербурга. Мы пытались расширить данную выборку регионами, мужчинами, а также более широкой возрастной группой.
После 3 месяцев работы поняли, что работает только группа: женщины, 28-50, живет в Москве или Санкт-Петербурге. Изредка бывают продажи из других городов миллионников (мы заложили на них до 10% от общего бюджета).
Спустя год мы выросли в 2 раза и решили провести более глубокое исследование. Выявили 3 основных сегмента. Распределим их по % от общего количества продаж:
- 80% продаж
Женщины с детьми, которые любят активный отдых в городской среде. Они покупают практичную одежду, чтобы гулять по паркам, выбираться на машине в лес, а также брать курточку в путешествия по России или другие холодные места.
- 15% продаж
Женщины, которые любят активный отдых. Они покупают парки для туризма, понимают практичность и ценность. Не хотят переплачивать за бренд х2-4.
- 5% продаж
Женщины, которые покупают парку для жизни. Красота для них важнее практичности, но практичность они предпочитают импульсивным покупкам. Они ходят в куртках на работу и отдыхают в них на природе. Они влюбляются в вещи из-за картинки, а характеристики уговаривают их купить.
Интернет-реклама
90% времени мы продвигали бренд в Instagram (запрещенная в России организация).
Казалось бы, выбрал пост, нажал кнопку «Продвигать» и дело в шляпе.
Да, именно так мы действовали в первый месяц работы в середине 2020 года. Но работает это на бюджетах до 50 000 рублей, а далее результат становится непредсказуем.
Стратегия
Всегда иду по пути:
максимальное количество трафика по наименьшей цене, с минимально приемлемым качеством
Если нет отдела продаж, то мы продаём с сайта, если есть средненький отдел продаж, мы приводим заявки, которые готовы купить, а если отдел продаж профессионалы, то заводим человека в воронку любым способом.
В продвижении проекта пошли по второму пути. Всегда показывали человеку товар максимально подробно, рассказывали о преимуществах и говорили цену (на сайте). Никаких низко-стрессовых шагов по типу «за ценой в директ» или прочего.
Трафик до февраля 2022
Данная стратегия продвижения актуальна и в текущий момент, так как алгоритмы не поменялись, а привычки аудитории только укоренились для e-com проектов.
В качестве посадочной страницы для холодного трафика использовали:
- витрину товаров по категориям;
- карточку товара в виде мини-лендинга.
Тестировали различные форматы, в том числе и «Direct», но решили не строить на ней долгосрочную стратегию продвижения, так как заявки выходят холодными и отделу продаж приходится тратить огромное количество времени на обработку и прогрев.
В качестве посадочных страниц для горячего трафика использовали:
- брошенную корзину;
- карточку товара со специальным предложением;
- витрину товаров с похожими товарами.
Зачастую, использовали следующую структуру РК:
- Кампания — 3-4 группы объявлений (динамические креативы) — 6-8 изображений и 2-3 текста.
Разбивали кампании по следующему принципу:
- 40% бюджета на РК с широкими аудиториями
- 40% бюджета на РК с аудиториями по интересам
- 20% бюджета на РК с ретаргетинговыми аудиториями
А если все ломалось?
«Сломалось» - это когда на протяжении 3-5 дней вы получаете стабильно плохой результат на каком-либо этапе воронки продаж, который на прямую зависит от трафика.
В этом случае пересобирали все кампании, а также откатывались до креативов, что работали в предыдущем сезоне.
Что ещё тестировали до февраля 2022
Мы всегда старались диверсифицировать источники трафика, поэтому так или иначе заходили в ВК, Яндекс Директ (Поиск, РСЯ), а также MyTarget.
Но, к сожалению, под работу с отечественными площадками необходимо было перестраивать работу всего отдела продаж. Поэтому до момента «пока не прижало» мы не работали в этой области.
Также, активно делали посевы у блогеров, выпуская 20-30 публикаций в месяц. В пике делали 50 публикаций.
Зачастую придерживались принципов:
- CPM по желаемой аудитории не превышал х3-4 от CPM в рекламном аукционе;
- размер блогера от 10 до 300 тысяч подписчиков;
- раз в сезон покупаем публикацию у блогеров с 1+ миллионом аудитории.
Сразу поясню, что работа с блогерами тянет на отдельную статью, но, если кратко:
- используйте блогеров с необычными подачами, которых не скучно смотреть даже в 3 часа ночи;
- ориентируйтесь на цифры при принятии решения;
- всегда общайтесь и договаривайтесь на выгодные для обеих сторон условия;
- не ждите мгновенной отдачи, если у вас продукт средней ценовой категории, бывало так, что публикации не заходили от слова совсем, а через какое-то время продажи доходили, прогревшись в аккаунте.
Что сработало, какие креативы использовались
С самого начала мы решили не придумывать велосипед и сразу пошли по проверенной для fashion-сегмента классики.
Взяли фотографии, соответствующие следующим критериям:
- яркая эмоция на лице, хорошо видно лицо;
- видны глаза, смотрят на тебя;
- необычная локация, происходит какое-либо движение.
Таким образом нашли 1 креатив, который работал на протяжении 2ух лет и получил более 2+ миллиона показов
Какую съёмку для рекламы использовать, каталожную или живую
Мы всегда начинали тестировать рекламу с живой съёмки. Для этого раз в сезон команда бренда выезжала на новую локацию, чтобы провести фотосет специально для создания новых креативов, а также контента.
В моменты, когда креативы с живой съёмки переставали работать, мы подключали каталожную.
Помимо всего прочего мы активно «жульничали», добавляя на фотографии милые элементы: детей, собак, обнимающихся людей (романтика, любовь).
Вообще наша команда очень любит анализировать креативы и заранее понимает, что может зайти, а что нет.
Перед началом проекта мы отсматриваем вообще весь фото-банк заказчика, прежде чем что-либо тестировать.
Видео, галерея, каталог товаров
Так или иначе мы тестировали различные форматы рекламы. Помимо всем понятных квадратных изображений мы тестировали вертикальные и горизонтальные фото, подборку товаров, галерею фотографий одного товара, а также видеоролики.
Лучше всех себя показали квадратные изображение, погружающее в «мир» на экране.
Порой какие-то форматы зацеплялись и показывали результат, но это единичные случаи.
Февраль 2022 (продвижение в ВК)
После исчезновения основного источника трафика мы переключились на отечественные источники, в первую очередь ВКонтакте.
За счет больших наработок в других рекламных сетях мы сразу запустились на проверенные сегменты механиками, которые работали там.
Но ничего не сработало
Сколько бы мы не тестировали заходы, посадочные страницы и механики, в ВК не работало ничего.
Причиной этому - алгоритмы. (январь 2023)
Мы показываемся сразу всем людям, кто попал в выборку. С маленькими аудиториями это может сработать, но если вы привыкли откручивать 1 000 000+ рекламного бюджета в месяц в fashion, то стоит пересмотреть этот подход.
Мы пришли к выводу, что нам необходимо переделывать воронку под привычный ВКшный формат:
- низкострессовые действия (запрос цены, подбор, одежды, получение скидки);
- утюжим ретаргет до талого, как говорится (показываемся по 10+ раз, постоянно напоминаем о себе);
- постоянно совершаем контакт с лидами посредством личных сообщений (рассылка, напоминания);
- сокращаем время ответа до максимума, реагируем на запросы как можно быстрее.
Откровенно говоря, с точки зрения креатива для товарки, ВК чуточку попроще, чем другие социальные сети. Всю работу можно свести до формулы:
Очень громкий заголовок + большая скидка + низко-стрессовое действие
Поэтому, после переезда, большую работу надо было совершить отделу продаж, нежели, чем маркетингу.
Другое дело, что у многих бизнесов поехали продажи из-за «трафика». Приходили «лиды, которые не покупали с первого касания, как там».
Но на самом деле, и я думаю многие специалисты со мной согласятся, мы все даём максимально качественные лиды относительно рекламной сети, в которой работаем, и офферов, которые используем.
Контент
Сразу следует оговориться, что вышесказанное с ВК работает в случае, если у вас ведётся регулярный контент, обновляются фотоальбомы, снимаются клипы, проходят какие-либо активности и полностью закрывается SMM.
Без прогрева контентом в B2C нише сложно получить результат на больших бюджетах.
В случае, если контент вести вы не хотите категорически, следует оформить группы, как лендинг или страницу интернет магазина со всеми необходимыми точками входа в вашу воронку. Также, следите за % перехода в вашу группу с рекламы, если переходов в неё больше, чем по ссылке, то без ведения контента это чревато потерей лидов и сливом бюджета.
А что в остальных каналах
Яндекс Директ полноценно не успели освоить, но из того, что хорошо работало могу выделить 2 типа кампаний:
- динамический ремаркетинг;
- автостратегии.
Нарастили закупку публикаций у блогеров, так как это остался до сих пор один из самых результативных каналов. Пробовали публикации на маркет-платформе, но у отдела продаж после лидов от туда сложился единогласный отзыв:
Они нас шлют на х*й. Давайте не будем, пожалуйста.
MyTarget, спам, Авито и прочие каналы показывали себя средней степенью «плохости» и не давали нужного результата в нашей нише (лето 2022), возможно, сейчас всё изменилось.
За 2 года протестировали более 12 каналов трафика.
Статистика
За 2 года освоено более 15 000 000 рекламного бюджета
Финансовые показатели бизнеса по продажам раскрывать не совсем этично, приведу статистику по тратам маркетингового бюджета в начале работы и в самом конце.
Июнь 2020, израсходовано: 19 780,29 рублей.
Февраль 2022, израсходовано: 1 171 629,76 рублей, без учёта маркетингового бюджета на блогеров.
В отечественных сервисах со страта мы просели по бюджету, но компенсировали закупками у блогеров. Скриншоты статистики привожу по одному из кабинетов
В работе с ВК мы всегда используем кешбек сервисы, которые помогает вернуть до 12-13% к бюджету.
За 2 года работы ДРР не превышал 9%, а после февраля 2022 14%.
Конверсия посадочных страниц
Я 6 лет занимаюсь маркетингом и припоминаю единичные случаи, когда малый или средний бизнес задумывался о конверсии посадочных страниц.
Поэтому, после достижения определенных показателей в трафике мы приступили к работе над посадочными страницами.
Как выглядела работа по увеличению конверсии:
- общение с аудиторией, проведение опросов и интервью с аудиторией;
- выдвижение гипотез;
- определение критериев успешного результата тестирования гипотез;
- тестирование гипотез на 5-10% месячного бюджета;
- оценка результатов;
- раскатывание гипотезы на всю аудиторию.
Уже спустя время я понимаю, что тестить можно умнее, но факт остается фактом. Это работало, а если работает, то не трогай.
Больше всего внимания уделили следующим гипотезам:
- как влияет карточка товара на конверсию в лид, в покупателя;
- как влияет слайдер на витрине товаров на конверсию в заявку на обратную связь или получение купона;
- как влияет всплывающий pop-up обратной связи на конверсию в заявку;
- как влияет онлайн-чат на конверсию в заявку;
- как влияет фотографии в карточке товара на покупку.
По итогу мы выделили следующую формулу успешных конверсионных посадочных страниц, которые выигрывали по конверсии в 2 раза в сравнении со стандартным интернет магазином.
Структура карточки товара:
- стандартная карточка товара (галерея изображений, описание, характеристики);
- в галерее изображений студийные фотографии;
- наличие конструктора с дополнительными опциями к товару;
- наличие кнопки на карточке товара с «отложенной примеркой», «консультацией» или получению «промокода на скидку» (всегда забираем номер телефона, мы тестировали e-mail, но с ними точно также нужно уметь работать для получения результата).
- слайдер с преимуществами товара с живыми фотографиями;
- ответы на часто-задаваемые вопросы в формате «вопрос-ответ», чтобы влезло на 1 экран;
- отзывы о товаре в формате «фото-текст».
Структура витрины товаров:
- слайдер с преимуществами категории товара с живыми фотографиями;
- витрина товаров с быстрыми действиями (подробнее, купить в 1 клик);
- превью карточки товара с какой-либо понятной выгодой «здесь и сейчас»;
- блок с информацией о компании/производстве;
- блок с информацией об основательнице/директоре/живом человеке с формой вопроса;
- блок с горячим действием для забора контактов.
Следует заметить, что данные правила подойдут* для небольших магазинов с собственным брендом или какой-либо идеей. Такие выводы в корне не подойдут для бизнесов с множеством SKU или какой-либо агрегацией товаров.
*всё надо тестить.
Подведение итогов
«Север» - проект, который останется в памяти на всю жизнь.
Итоги за 2 года:
- было протестировано более 12 каналов источника трафика и найдены рабочие;
- найдена структура посадочных страниц именно для этого бизнеса, чтобы показывать высокую конверсию в сравнении со стандартными решениями;
- компания выросла в 4 раза по обороту.
В данный момент мы работаем с другими интернет-магазинами одежды, а также, периодически, помогаем «Северу» с трафиком на СНГ.
Мне всё нравится) Хотя ценовая политика на мой взгляд не самая привлекательная) Удачи Вам!
Спасибо! А не привлекательная по какой причине?
Цена для каждого человека вещь специфическая, кто-то не готов покупать вещи ниже и выше определённой цены. Для меня комфортный прайс это около 6-13тыс. Например я взял демисезонку за 6,5тыс в типичном масс-маркете(бывш. Hou$e, сейчас хс вроде или как-то так, по качеству средняя). Я понимаю, что у вас очень качественные материалы и пошив, материалы вы указали в статье, и я знаю, что если мне хочется хорошего качества или отличного, то надо брать в районе уже 15+. В мск например я не любитель теплых пуховиков, так как часто и много нахожусь в общественном транспорте и жариться в пуховике там желания нет, я всегда зимой в демисезонке, уже и не помню, когда у меня был пуховик) Но я вполне себе хожу и в одежде среднего качества, зато ценник очень привлекательный. Я не очень аккуратно ношу вещи и для меня лучше купить новую, чем стирать и чистить старую, хоть и дорогую, короче много нюансов и у всех свои заморочки
Возможно, ребятам следует подумать над более доступными моделями, пожертвовав качеством, но сохранив основные характеристики.
Согласен, должен быть выбор. Можно даже открыть два магаза сразу под разными брендами и запараллелить их. А то у покупателя будет резонанс если на одном сайте пуховик будет так отличаться в цене