{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Как создать понятную roadmap для образовательного продукта?

Сегодня поговорим о роадмепинге, от английского roadmap – дорожная карта, в нашем случае, для образовательного бизнес продукта. Я не родился с мыслью о том, что такой формат планирования развития продукта является неотъемлемой частью маркетинговой стратегии, да и само понятие появилось не так давно.

Я утвердился в мысли о том, что нужно создать качественную roadmap для нашего проекта после длительных периодов работы в международных проектах, которые базировались в Европе. Тогда я имел возможность участвовать в создании образовательных бизнес-продуктов, а также наблюдал за тем, как это делают мои знакомые и друзья. Во всех этих случаях дорожная карта позиционировалась как ключевое информационное звено внутри рабочей команды проекта, а также демонстрировалась в качестве четких намерений для бизнес партнеров, клиентов и инвесторов.

Сегодня, когда я работаю в сфере EdTEch, для меня не стоит вопрос: делать или не делать roadmap для образовательного продукта. Делать! Но только правильно делать. Сразу скажу, что самое важное – это сделать понятную карту, чтобы ее мог прочитать и понять абсолютно любой человек. Сейчас расскажу об этом подробнее.

Идеальная roadmap – какая она?

Для начала, давайте разберемся с термином, потому что многие путают roadmap с трекером управления проектами или списком будущих возможностей.

Roadmap – это стратегический документ, который выполняет две ключевые функции:

  • Высокоуровневый план, определяющий глобальную стратегическую цель/желаемый результат, а также список шагов для их реализации.
  • Коммуникационный инструмент, являющийся вспомогательным в процессе донесения стратегии развития продукта.

Говоря совсем простым языком, roadmap подразумевает главное направление бизнес стратегии. А теперь о том, какая она должна быть, чтобы ее читали:

  • Хорошо визуализированной;
  • Глобальной в плане сути;
  • Краткой в плане текста;
  • Четкой в плане цифр;
  • Понятной для любого, кто ее захочет прочитать.

Кажется, что ничего сложного, правда? Но для того, чтобы она стала такой, как описано выше, нужно изрядно постараться: собрать немало информации и проанализировать много сопутствующих факторов.

Кто должен иметь доступ к дорожной карте продукта?

Лично я считаю, что roadmap – это главный документ, касающийся того или иного продукта, и поэтому к нему должны иметь доступ все, кто над ним работает, его использует или в него инвестирует. Моя позиция оправдана многолетним опытом и наблюдением за успешными проектами, но она все еще не очень популярна в других компаниях.

Так, например, исследование команды аналитиков Receptive, работающей для разработчиков ПО, показало совсем пессимистичный результат:

  • Только 33% опрошенных SaaS-компаний позволяют всем своим сотрудникам использовать и взаимодействовать с дорожной картой продуктов;
  • Только 18% опрошенных компаний говорят, что их клиенты имеют доступ к дорожной карте;
  • Только 8% из этих компаний предоставляют потенциальным клиентам доступ к дорожной карте.

Отсюда делаем выводы и не повторяем ошибки других. Документ roadmap должен быть доступен всем, кто заинтересован в продукте: как со стороны потребителя, так и со стороны производителя и инвестора.

Как выглядят этапы работы над roadmap?

Дорожная карта не имеет какого-то общепринятого правила о размере или концепции. То, что сработает для одной компании, может не сработать для другой, и это вполне логично. Для создания хорошей дорожной карты есть два пути – простой и сложный.

  • Взять за пример модели и концепции roadmap в других компаниях – это простой;
  • Потрудиться самим и создать собственное видение развития продукта – это сложный.

Очевидно, что первый подход менее эффективный, второй – более эффективный. И да, во втором можно позволить себе немного подсмотреть у конкурентов дизайн (если уж совсем ничего не приходит в голову).

Итак, мы возьмем за основу сознательный подход к делу и разберем каждый из этапов второго варианта, когда вы разрабатываете roadmap самостоятельно:

1. Выясните, что вы хотите создать и визуализируйте это в своей голове (можно на бумаге или на компьютере).

Видение конечной версии продукта – это долгосрочное решение, которое является первым и самым важным этапом работы над дорожной картой. Когда вы увидите конечный результат, вы поймете, какие этапы работы для этого необходимо выполнить.

2. Изучите аналитические данные рынка EdTech и соберите как можно больше маркетинговой информации:

  • Особенности и потребности рынка;

  • Тенденции развития индустрии;
  • Ключевые характеристики пользователей;
  • Перечень конкурентов и компаний, работающих по смежным тематикам;
  • Отзывы существующих клиентов.

Эта информация поможет вам определить проблемные пространства, которые вы сможете заполнить функциями своего продукта.

3. Проведите мозговой штурм, который поможет сделать наброски с полным перечнем необходимых функций и возможностей продукта, пусть их будет много.

4. Расставьте приоритеты и уберите ненужное (или не соответствующее вашему бюджету). Как вариант, можете использовать способ «коробочки»: представьте, что конечный продукт будет упакован в коробку, и в ней есть очень ограниченное количество пространства – поэтому надо туда положить только самое главное.

5. Создайте реальный график разработки, с учетом самых невероятных форсмажоров.

6. Сделайте прототип, получите обратную связь от клиентов, а потом еще раз вернитесь ко всем этим шагам.

Если все сделано правильно, дорожная карта продукта уменьшает неуверенность в будущем и заставляет продуктовые команды сосредоточиться на самых приоритетных инициативах продукта, а клиентов – с пониманием отнестись к постепенному процессу улучшения продукта.

И в конце хочется сказать о визуальной составляющей. Да, суть дорожной карты важна, но не забывайте о том, что ее будут оценивать, в том числе, и с наглядной точки зрения. Найдите лучшего дизайнера и копирайтера, которые в команде смогут создать лаконичный, но емкий документ, понятный даже далекому от темы человеку и с первого взгляда. Для этого я рекомендовал бы придерживаться следующих правил:

  • Дорожная карта должна выглядеть как картинка прогресса, роста или пути вперед/вверх;
  • Меньше слов и маленьких элементов;
  • Больше смысла и крупных иконок.

На эту тему у меня сегодня все. В своей бизнес среде я вижу, что все больше и больше компаний сегодня создают дорожные карты продуктов, чтобы иметь структурированный и систематический поток на протяжении всего процесса разработки продуктов. Теперь это можете сделать и вы, стартуйте – у вас обязательно получится.

Пишите в комментариях ваши вопросы – я буду рад помочь вам сделать хорошую roadmap для вашего хорошего бизнес проекта!

0
Комментарии

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
-3 комментариев
Раскрывать всегда