{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как Латвии "помочь" сектору обмена валюты ? Правильно - обложить новыми налогами и пошлинами !

MM

Продолжаем рассказывать о том, как в Латвии пытаются окончательно угробить финансовый сектор страны. В прошлой статье я рассказывал, как Центр защиты прав потребителей «успешно» чуть ли не на 50% сократил небанковский кредитный сектор страны.

А сегодня расскажем о планах «оптимизации» отрасли обмена валюты в Латвии.

Итак, прямо сейчас, в это самое время, начат процесс планового уничтожения еще одной финансовой отрасли, а именно - обмена валюты. Час Х - 2023 год.

В Латвии концептуально принято решение об объединении Банка Латвии и FKTK (Комиссии по рынку финансов и капитала) в единую структуру. Решение, правильное - надо быть сильными "профессионалами", чтобы для надзора над финансовой отраслью содержать одновременно аж три структуры -

Банк Латвии, FKTK и непонятно почему PTAC (Центр защиты прав потребителей), который, к слову, никто объединять ни с кем не собирается.

Исторически, именно Банк Латвии курирует деятельность отрасли наличного обмена валюты. До недавних пор, существовало всего два вида пошлин - за выдачу лицензии на обмен валюты (14 000 евро за один пункт) и за перенос лицензии с одного места на другое (1400 евро за каждый перенос). Тоже немало - но эти пошлины существовали десятилетиями и все к ним привыкли. С 2023 года функции надзора за менялками решено передать новому отделу FKTK, который уже давно "успешно" курирует платежный сектор страны. Почему "успешно" в кавычках ?

В Латвии завершен "капитальный ремонт финансовой системы страны" - это событие еще займет свое достойное место в учебниках экономики Латвии - "как не надо было делать". В результате, регистр платежных предприятий и предприятий электронных денег ( EMI) страны , больше напоминает, "кладбище" погибших участников. Благо FKTK, в отличии от PTAC, уже давно не держит на сайте списки участников рынка, чьи лицензии были аннулированы или отозваны за это время, чтобы не расстраиваться. На данный момент в Латвии всего 14 участников рынка - из них 6 платежных лицензий из низ 2 EMI и еще 8 регистрированных платежных предприятий (ограниченная лицензия).

Ушли с рынка десятки других участников. Кто-то закрылся сам, кого-то закрыли, а кто-то мигрировал в соседнюю Литву, являющейся признанным лидером финтех индустрии всей Европы. В Литве на данный момент выдано более 120 лицензий платежных предприятий и с 2014 года шесть новых банковских лицензий, одна из которых – REVOLUT.

MM

И вот теперь из-за резкого сокращения подконтрольных структур, взоры FKTK обращены на обмен валюты.

Что, как вы думаете, в первую очередь, сделали наши чиновники ?

Бинго ! Они посчитали свой будущий бюджет на содержание двух штатных единиц, которые будут надзирать за отраслью. Это, ни много ни мало -

около 150-200 тысяч евро в год. То есть, один надзиратель обойдется от 6250 до 8333 евро ежемесячно. Конечно, оплачивать этот праздник должны сами менялки. Предполагается, что каждая фирма будет платить ежегодно пошлину от 2000 до 3000 евро и дополнительно около 0,2% от оборота (но не более 20000 евро в год). Лидеры рынка сразу посчитали, что их взносы в бюджет автоматически возрастут на 22500 евро ежегодно, ну а мелкие компании однозначно заявили, что будут вынуждены закрыться к 2023 году. Надо сказать, что обсуждая условия дальнейшего финансирования отрасли, Банк Латвии, совместно с FKTK организовал публичное обсуждение новых поправок в действующем законодательстве. В дискуссии принимали участие многие компании из отрасли валютного обмена. Но их возражения по поводу несоразмерности запланированных пошлин просто были отвергнуты. Потому что есть Решение Суда Сатверсме, о котором я писал в прошлой статье и где все уже написано. Напомню еще раз его суть:

Дословно оно звучит следующим образом (цитата):

- "соблюдая обстоятельства рассматриваемого дела, как и предыдущую судебную практику Суда Сатверсме, главным объединяющим признаком участников рынка (в данном случае имелся ввиду финансовый рынок) признается ОБЯЗАННОСТЬ СОВЕРШАТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ в целях, установленных законодателем, а именно для финансирования деятельности Комиссии (имеется ввиду FKTK)".

Так что само обсуждение выглядело как формальная процедура - что могут решать бизнесмены в принципе – если есть уже решение по этому поводу Верховного суда ?

Итак, на 01.01.2021 года, в Латвии услуги обмена наличной валюты оказывают 30 фирм. Начиная с 2014 года (это год вступления Латвии в еврозону) количество фирм уменьшилось с 58 до нынешних 30. Естественная убыль отрасли составляет, в среднем, 10,3% ежегодно. Евро сократил оборот рынка, в среднем на 65%, так как отпала необходимость менять деньги на местную валюту.

Невесело было и в 2020 году. С учетом COVID19, практически парализовавшего отрасль, ввиду практически полного отсутствия туристического потока, ближайшие перспективы отрасли в более чем пессимистичны. Есть все основания считать, что к моменту вступления в силу новых пошлин, на рынке и вовсе останется 15-20 фирм, которые с трудом выживают в текущих условиях. А новые подати просто убьют их.

На этом фоне очень показателен опыт соседней Эстонии - страны, которая далеко обогнала Латвию и по уровню развития экономики и по эффективности системы государственного управления. В Эстонии, чтобы начать менять валюту нужно просто заплатить разовую пошлину в размере 380 евро и задекларировать новый вид деятельности в Министерстве Экономики. И все !

Кто занимается надзором над отраслью ? Да в том то и дело, что никто. Все, без исключения коммерческие предприятия страны, находятся в введении одного единственного органа - Финансовой Инспекции. Она регулирует деятельность всех, без исключения, коммерческих предприятий страны. Кстати, существует Финансовая Инспекция за счет налогов, которые платят бизнесмены и население страны. Чем больше налоговых поступлений в бюджет - тем выше уровень зарплат в гос. секторе. Может поэтому, исполнительная власть в Эстонии делает все, чтобы бизнесу было комфортно вести бизнес в стране, получать прибыль и платить больше налогов ? А что еще им остается - ведь Конституционный Суд Эстонии не принял решения, что священной и определяющей обязанностью бизнеса является содержание собственных надзирателей ? Нет, им никто не будет платить никаких денег, кроме государственных налогов.

Кстати, как вы думаете – такие льготные условия для начала бизнеса по обмену валюты в Эстонии привели к тому, что этим бизнесом занимаются десятки или даже сотни фирм ? Вовсе нет, количество компаний, которые занимаются этим видом бизнеса еще меньше чем в Латвии, что еще раз доказывает элементарную вещь, что отрасль нуждается не в дополнительном налогообложении и ужесточении правил, а наоборот в поддержке отрасли и льготах. Но о чем мы говорим – какие льготы могут быть предложены финансовой отрасли в Латвии ? Правильно – никакие !

Очень печально, что в начале третьего десятилетия XXI века мы всерьез рассуждаем - что правильно - обложить бизнес платить безумными сборами и пошлинами, не задумываясь о том где он их возьмет, или же создать режим наибольшего благоприятствования бизнесу, чтобы он зарабатывал больше денег и платил больше налогов ? Даже базовых школьных познаний хватает сообразить, что мы имеем дело с классическим способом феодального ведения экономики, когда главной задачей общества являлось удовлетворение любых прихотей дворянства. Только у нас место феодалов заняла бюрократия.

В конце статьи хочется просто трезво оценить происходящее. В результате абсолютного непрофессионализма исполнительной власти, граничащей с профнепригодностью, мы постепенно теряем страну. По данным Коммерческого регистра Латвии в прошлом году в стране было зафиксировано самое низкое количество вновь зарегистрированных компаний. Конкретно, на 14,4% меньше чем в 2019 году. Как говорится, факты говорят сами за себя. С учетом COVID19, фактического уничтожения микропредприятий и прочих неблагоприятных тенденций, нет никаких оснований полагать, что 2021 год станет годом роста.

Боюсь, что в один прекрасный момент, чиновники столкнутся с тем, что им не с кого собирать непомерные налоги и пошлины, за неимением "кормовой базы", так как бизнес либо закроется, либо перейдет в соседние страны. Но будет уже поздно...

Б.Ефимов
0
2 комментария
Paavo Ulmanis

Соболезную горю этих компаний. Сам бизнес по сути малоперспективный. Пластик убил его, а теперь добавляются всякие мобильные решения.

Ответить
Развернуть ветку
Maksim M
Автор

Согласен, бизнес крайне сложный - зачем его уничтожать ? Зачем держать отдельную структуру контроля за ним ? Абсолютно непонятно

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда