{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

«Честная» коррупция и никаких шорт: рассказываю о пяти особенностях ведения бизнеса в Дубае за полгода опыта

Рассказываю, почему открывать бизнес в ОАЭ лучше через посредников и о чем стоит позаботиться в первую очередь.

Меня зовут Кирилл Попов, я ex-СЕО Coffee Like и сооснователь сети кофеен самообслуживания Lifehacker Coffee. Сейчас я развиваю модель Lifehacker Coffee в мире, но уже под другим брендом. Big Smile Coffee — глобальная франшиза self-service кофеен в Грузии, ОАЭ и Сингапуре.

Я уже рассказывал, как и почему мы не стали заходить в Турцию. На этот раз расскажу, как мы заходили и развиваемся в Дубае: от открытия (вернее, неоткрытия) бизнеса до переговоров с арендаторами и национальных особенностей.

Открытие бизнеса: проще стартовать бизнес через юрлицо в аренду

Исследование рынка мы начали еще в апреле. Было сразу понятно, что Дубай — хорошее место для нас как бизнеса про кофе навынос: платежеспособное население, многонациональная культура Старбакс, стакан капучино стоит 170 рублей и абсолютно свободная ниша в нашем сегменте.

Но первое, с чем мы столкнулись, когда приехали сюда на полевое исследование — это праздники, бесконечные праздники, в которые ни с кем невозможно ни о чем договориться. Если у нас период «давайте после майских» длится дней десять, то в Дубае он может растянуться на полтора месяца. Да и в пятницу, например, после обеда уже никто не работает и встречи не проводит.

Сижу в местном МФЦ — все как у нас, с талончиками

Открывать свое юрлицо и корпоративный счет в Дубае дорого и долго — 20-25 тысяч долларов и несколько месяцев. Для MVP это невозможные условия. Чтобы проверить гипотезы, мы пошли по другому варианту — стали искать «юрлицо в аренду». Мы планировали, что от его имени получится заключать контракты на первые тестовые точки для проверки и поставки сырья для кофеен.

Искать такую компанию мы стали через русские чаты и сообщества предпринимателей. Но где-то мы не сходились по условиям, где-то — по лицензиям и видам деятельности, с этим тут большие заморочки. Удача повернулась к нам лицом, когда мы вышли на поставщиков: один из них, австралиец Джейк, согласился поработать с нами. Его бизнес — обжарка кофе и сервисное обслуживание кофемашин, поэтому мы быстро нашли общий язык.

Вот на какие условия мы договорились:

  • мы закупаем его зерно для кофеен, платим за то, чтобы он их обслуживал и выплачиваем зарплату за общий эдвайзинг — около 100 тысяч рублей;
  • он от своего лица подписывает контракты, а через агентов помогает нам с поиском локаций; за подписание локации — отдельная премия.

Условия, как мне кажется, отличные, особенно по местным расценкам. И дело даже не в том, что у нас появилась как таковая возможность подписывать контракты. Дело в статусе: здесь никто не будет работать со стартапом, у которого нет опыта в стране и действующих договоров. Без репутации и «стажа» ты почти никто.

Вообще репутация бизнеса в Дубае играет очень большое значение. Нам нужно было выбрать, на каком молоке делать кофе — живом или сухом. Все знакомые и подрядчики в один голос говорили — начинайте с сухого, потому что если вдруг кто-нибудь хоть раз выпьет кислый кофе, вы можете закрываться, бренд не отмоете.

Я инвестировал более 100 000$ сюда для обретения различных навыков. Главный — быстрый поиск крутых локаций для кофеен. Теперь у нас огромная сеть агентов и проверенный список объектов для размещения кофеен.

Спустя четыре месяца тестов я убедился, что бизнес-модель рабочая: мы вышли на стабильные продажи и начали масштабироваться, поэтому сейчас прохожу процедуры регистрации компании и открытия счета. Мне помогает компания-проводник, потому что процесс долгий и не самый непонятный. Впрочем, долгое тут много.

Поиск локаций: надо уметь договариваться на тестовый период

Тут долго запрягают, но ооочень быстро едут. Мы очень долго ждем решений по аренде места, но когда получаем ответ, нас просят заехать чуть не в этот день и на все точки сразу.

Например, мы добивались решения от сети супермаркетов West Zone два месяца, и дождались его — контракт на три года и сразу шестьдесят точек. Это, конечно, здорово, но нам не подходит. Этот горький опыт набит шишками: в Грузии мы уже заходили в сетевую локацию на пятнадцать точек. Заключение долгосрочного контракта на большое количество точек и долгий срок — не только дорого, но еще и сковывает нас, мы теряем мобильность. Сейчас объясню почему.

Одна из точек West Zone. Промоутер рассказывает и обучает пользователей. Через неделю мы съехали, потому что без проводника в супермаркете кофе покупали, но значительно меньше

Благодаря мобильности кофеен (‎мы можем перевозить кофейню с места на место до талого, пока она не развалится)‎ нам достаточно продавать 20-25 стаканов кофе в день, чтобы быть в большом плюсе, имея рентабельность выше 35%. Но сейчас мы видим, что есть потенциал продавать и вдвое больше — одна из наших кофеен недавно пробила 50 продаж стаканов.

Поэтому мы сейчас заинтересованы в том, чтобы найти другие подобные точки с максимальными продажами. Нам очень важно определять, будет ли работать локация. Раньше мы ставили точку и агрессивно продвигали ее — делали промо, предлагали дегустации, ставили ассистента. Но когда мы убирали промо, продажи падали. Было понятно, что на этой точке большие продажи возможны только с проводником.

Точка в Aster Clinic. Работаем проводниками на промо-акции — подсказываем, как работает машина, какие вкусы есть, как провести оплату. В этот день купили больше 200 стаканов

Сейчас мы поступаем наоборот: просто ставим кофейню на точку и никому ничего не объясняем. Если такая точка приносит десять-пятнадцать продаж в день, мы запускаем промо и наполняем ее потенциал, если нет — съезжаем с локации.

Короче, теперь мы пришли к тому, что лучше протестить десять локаций за месяц, чем пытаться выжать за это время из одной максимум.

Поэтому ключевой навык на сделках — уметь сбивать условия и договариваться не на года, а на тестовый период.

  • в West Zone мы поставили только две точки на две недели — и убедились, что они не приносят должного результата.
  • Агент вышел на сеть клиник Aster Clinic, провел предварительные договоры, смог довести до контрактации. Клиника дала десять локаций сразу и предложила суммарно 70 в будущем, но мы заехали только на три.
  • Местный аналог ГИБДД предложил нам семь локаций, но мы заключились на одну и сроком всего на две недели — хотя заплатим как за месяц. Это нормально — мы платим не столько за аренду, сколько за тест гипотезы и гарантию мобильности.

Административные вопросы: есть «честная» коррупция для решения вопроса побыстрее

Ну, не совсем коррупция, но все же. Сейчас поясню.

В банках неохотно работают с русскими: они принимают документы, но могут принимать решение об открытии счета несколько месяцев — и не откажут, и не согласятся, а просто будут морозить. Но все меняется, если купить приоритетное обслуживание типа Fast track за 10-15 тыс. дирхам (170-250 тыс. рублей) — и счет откроют в этот же день.

Другой пример: чтобы забронировать возможность купить квартиру в проекте, который еще не вышел в продажу (да, бывает и так), нужно внести депозит (EOI) возможности в будущем забронировать квартиру в районе 25 тыс. дирхам (420 тыс. рублей).

Переписка с агентом по недвижимости

Но агент по недвижимости мне сказал: если отдать не 25, а, например, 50, мою заявку будут рассматривать быстрее и выше, и шансов купить именно эту квартиру сильно больше. Этот депозит учитывается в будущем стоимости квартиры — то есть он не сгорает, но все же логика такая. Представляете себе — отдать 850 тыс. рублей не за квартиру, не за конечную бронь, а именно за то, чтобы иметь просто возможность купить.

И так везде: в банках, государственных учреждениях, клиниках, автошколах. Считай, как красная дорожка из «Умников и умниц». Только за деньги)

Государство: с ним можно работать как с бизнесом

Сегодня мы открываемся в местном МРЭО — организации, которая регистрирует автомобили, проводит техосмотры, выдает водительские права. Эта организация работает под министерством транспорта.

Наша кофейня в местном МРЭО будет стоять рядом со снековым вендингом — неплохое соседство

Казалось бы, в России с государством в принципе сложно договориться. Но здесь даже министерство вполне доступно и, более того, чиновники выдвигают нормальные коммерческие условия — рыночную цену на аренду и депозит на полгода. Еще одно их требование — чтобы в кофейне был чай, но об этом чуть позже.

Выход на местный минтранс — это очень круто. Да, сейчас мы начинаем с условного МРЭО, но если все будет ок, будем выходить на станции метро и вокзалы: а это уже абсолютно наши локации. Нам сказали — покажите себя и дадим еще больше локаций. В России в госучреждениях мне подобного не говорили ни разу.

Коммуникации: надо учитывать местные особенности

Не буду говорить про очевидные моменты с религией и праздниками, расскажу о другом.

Во-первых, никогда не приходите на встречи в шортах и открытой обуви, какая бы жара не стояла. Закиньте штаны в рюкзак и переоденьтесь перед встречей, иначе на вас будут смотреть как на придурков. Или просто не пустят и не будут разговаривать.

Во-вторых, тестируйте визуальные коммуникации. Дубай многонационален и многокультурен, поэтому вообще непонятно, что выстрелит. Мы с командой несколько часов сидели в клинике и наблюдали, как люди взаимодействуют с автоматом: никто не покупал ни кофе, ни карак чай с первого подхода. Уже потом, когда мы пообщались с людьми, которые покупали и не покупали кофе, мы накидали гипотез и тестировали, какая информация и в каком виде должна быть на автомате.

На одной кофейне мы просто наклеили пленку с крупным шрифтом о напитках и ценах — и это сработало в отличие от выверенных красивых меню.

Визуальные стандарты кофеен утвердили только на этой неделе — до этого тестировали разные форматы

В-третьих, если ваш бизнес связан с food-индустрией, у вас должен быть карак чай. Его пьют все, абсолютно все — это как чай масала в Индии или кола в Америке. Мы нашли способ это сделать в наших кофейнях. Сначала нашли поставщика, который сможет нам поставлять качественное сырье для автоматов, потом разработали рецептуру и сделали чай в двух вариантах — типа «классики» и «премиум». В итоге сейчас на продажи карак чая приходится треть выручки. А арендаторы прямо говорят — если в автомате не будет дешевого, но нормального карака, вы не заедете.

***

Кроме франшизных точек и кофеен моих инвесторов, я сам вкладываюсь в 10 кофеен тут и регистрирую компанию — поэтому думаю, что через какое-то время про Дубай будет новая часть рассказа. А еще на подходе — исследования в Сингапуре и Малайзии, там тоже приключений хватает.

  • Если хотите развивать кофейни вместе с нами и стать инвестором или франчайзи (гарантируем по договору от 20% годовых в валюте, но уже сейчас имеем 40-50%) — можете сразу писать мне в личку телеграма или заходите к нам на сайт за подробностями.

Все подробности по развитию Big Smile Coffee — в телеграм-канале «Входите, открыто )».

0
105 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
R777

Чувствуется, что автор данной статьи плохо знает Дубай, и зашел туда наспех, потому как некоторые нюансы, как открытие Юр лица в Дубае описаны не корректно. Открывается все быстро и за небольшие деньги. А кофе из автомата зайдет только индусам или пакистанцам. Европейцы и русские не будут пить такой кофе, в Дубае в каждом районе просто куча не просто кофеен, а Specialty coffee, где крутые зерна и машинки типа La Marzocco. Поэтому я думаю, что бизнес загнется в Дубае очень быстро. Имхо это мое мнение, как человек кто живет в Дубай 15 лет

Ответить
Развернуть ветку
Цкуро Бесцветный

Как я понял из статьи, у них не кофейня на районе, а кофейня на работе. Весьма затруднительно в больнице открыть полноценную кофейню, имхо. Поэтому тема в ТЦ и не взлетает, т.к. есть выбор у клиентов. В больнице же выбор обычно: растворимый vs автомат. У работников нет времени ходить по кофейням, а посетители могут скоротать ожидание стаканчиком хорошего кофе.

Ответить
Развернуть ветку
R777

Даже во всех больших больницах или госпиталях есть полноценная кофейня и кафешка в ground floor. Ну и плюс конечно же парни не эксклюзив на рынке и у них есть конкуренты, которые уже заведомо могли занять хорошие места.

Ответить
Развернуть ветку
Some

Интересно, в каких вы больницах бываете, что повсюду кафешки? В самом большом госпитале Mediclinic нет ничего похожего. На первом этаже только стойка регистрации и удобные холл с диванами. Чтобы попить кофе, нужно выйти на улицу и найти что-то поблизости. Взять небольшие клиники по типу Aster, тоже самое. Можете дать названия, интересно даже стало!

Ответить
Развернуть ветку
R777

Al Zahra
American hospital
Iranian hospital

Ответить
Развернуть ветку
102 комментария
Раскрывать всегда