{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Тренды 2024 года. Часть 3: будет ли передел рынка маркетплейсов, причём здесь последняя миля и как поможет цифровизация

Итак, тренды 2024 года по кадрам и ИИ рассмотрены. В заключительной части статьи хотелось бы поговорить об автоматизации/цифровизации и онлайн-торговле, которые на самом деле взаимосвязаны.

О тренде на автоматизацию/цифровизацию говорят не первый год, но из обсуждения нередко выпадает тот факт, что цифровые решения не являются панацеей. Равно как и автоматизация. Подобные проекты применимы далеко не всегда и не во всех отраслях. Однако в отрасли с наибольшими темпами роста потребительского спроса – онлайн-торговле – такие решения могут быстрее окупиться и предоставить ключевое конкурентное преимущество в борьбе за рынок. Почему? Разбираемся ниже!

Внимание! Много интересной инфографики и информации для размышлений и выводов.

1. Автоматизация и цифровизация: тренд ли?

Уже не первый год говорят о тренде на автоматизацию, тренде на цифровизацию, на деле ситуация не столь благоприятна. Топ-менеджмент зачастую уверен, что автоматизация бизнес-процессов = рост прибыли. Но цифровизация и автоматизация в российских реалиях так не работают. Логика в следующем.

Автоматизация – это дорогой проект. Экономическая выгода в долгосрочной перспективе формируется, прежде всего, за счёт сокращения выплат заработной платы. При медианной зарплате по стране в 40 тысяч рублей срок окупаемости проекта по автоматизации растягивается на несколько лет. Проще говоря, зачастую экономически выгоднее не автоматизировать процессы, а оставлять на должностях людей с текущими невысокими зарплатами.

Потому говорить стоит не о массовой, а о точечной автоматизации, автоматизации в отдельных секторах и на передовых предприятиях. С другой стороны, к автоматизации могут двигать проблемы с кадрами, их дефицит, о чём мы говорили ранее. Если ситуация с кадрами не улучшится, то решений в области автоматизации и цифровизации станет больше. Другое дело, что они чаще будут вынужденными.

Цифровизация – это следующий за автоматизацией процесс. Если не завершена автоматизация, то и о масштабной цифровизации говорить смысла нет. И здесь также распространённое заблуждение бизнеса: внедрение цифрового решения = рост прибыли. Это не всегда так.

Уровень цифровой трансформации в России превышает 50% только в сферах ритейла и телекоммуникаций. Выше 30% – в секторах медиа и развлечений. Нефтегазовый сектор, госсектор, транспорт, промышленность и пр. – существенно отстают. По индексу цифровизации ВШЭ в топе такие отрасли как IT, информация и связь, высшее образование, финансовый сектор, оптовая и розничная торговля.

Хотя из года в год можно говорить о росте этого индекса. Но цифровизация, цифровая трансформация – это длительный процесс, который идёт в отдельных секторах с совершенно разной скоростью. И растянется он ещё на долгие годы.

Наконец, рынок в России ещё недостаточно автоматизирован, чтобы глобально переходить к цифровизации. По исследованиям ВШЭ (конец 2022 г.), из-за компьютеризации и цифровизации вероятность потерять профессию высока только у 11% трудящихся. Ожидать массовых сокращений в этой связи в 2024 г. не следует.

2. Борьба между крупнейшими маркетплейсами

Офлайн-торговля уходит в прошлое. Крупные игроки всё активнее стремятся укрепиться в e-commerce.

На Wildberries и Ozon всё ещё приходится 2/3 от всех онлайн-заказов в России. Оборот идущего на третьем месте Яндекс.Маркета почти в три раза меньше, чем у Ozon. С другой стороны, быстрыми темпами растёт Сбермаркет. В этих условиях селлерам рекомендуют не замыкаться на одном маркетплейсе и выходить на несколько площадок.

В любом случае, рост продаж, скорее всего, будет у всех ведущих маркетплейсов. Подтверждают это и мировые продажи электронной коммерции, которые в 2023 году составили 6,3 трлн долларов. Ожидается, что к 2026 году они вырастут до 8,1 трлн долларов.

3. Проблема последней мили

Как в таких условиях конкретному маркетплейсу привлечь больше покупателей? Когда растёт и рынок, и конкуренция на нём. Ожидается, что в 2024 г. компании плотнее займутся «проблемой последней мили» (Last-Mile Delivery). Т.е. сложностями, связанными с последним этапом доставки товаров: до двери покупателя или до магазина. Сейчас на доставку этапа последней мили приходится более 50% от общей стоимости доставки товара. По другим данным – 41 %, но всё равно больше, чем на складирование, сортировку и пр.

Главный вывод из статистики выше в том, что, доставляя товары быстрее на последнем этапе, бизнес экономит и увеличивает прибыль. Более того, доставка в тот же день повышает вероятность покупки. Как показывает аналитика NielsenIQ – 4 из 10 причин для покупок в интернете связаны со скоростью.

Причины покупок онлайн. По данным NielsenIQ

Если нет доставки в тот же день, то от товара могут отказаться. Чем меньше срок доставки товара, тем выше конверсия. А если изначальные сроки доставки товара задерживаются, то покупатели реже возвращаются за новой покупкой к тому же продавцу – уходят к конкурентам.

Усилия продавца по производству, рекламе, брендированию и пр. могут быть сведены на нет из-за некачественной доставки на «последней миле». Проблема последней мили актуальна для 2/3 онлайн-магазинов.

Перспективное решение: беспилотные доставщики, беспилотные автомобили, дроны. Несколько компаний уже получили разрешение от FAA (Федеральное управление гражданской авиации США) начать поставки беспилотных летательных аппаратов. Сюда входят Amazon, Wing и Flytrex. Research and Markets сообщает, что мировой рынок доставки беспилотными летательными аппаратами может составить 5,56 миллиарда долларов к 2030 году, достигнув среднегодового показателя в 49% в течение следующих восьми лет.

В России Яндекс делает ставку на увеличение числа роботов-доставщиков. И это отличный пример точечной автоматизации – для охвата района в 5000 жителей достаточно 15 роботов-доставщиков.

Из более приземлённых способов решения:

- Увеличение числа пунктов выдачи наравне с увеличением привлекательности именно такого способа получения товара, а не за счёт доставки курьером. Например, за счёт акций.

- Увеличение количества клиентов, чтобы снизить влияние негативных отзывов после длительных или сорванных сроков доставки.

- При открытии офлайн-точек должна учитывается её востребованность в районе, трафик и транспортная доступность.

- Отслеживание действий фактически выполненных рейсов за счёт АИС и иных решений.

- Оптимизация маршрутов доставки.

- Повышение прозрачности процесса доставки, включая возможность отслеживать перемещения заказов и уточнять детали доставки.

***

На этом большой блок трендов 2024, на которые стоит обратить внимание, заканчивается. Рад буду услышать ваше мнение по этому поводу. Также подписывайтесь, чтобы не пропустить будущие статьи.

***

В рамках DT-Team я и моя команда предоставляем услуги по масштабированию и трансформации среднего и крупного бизнеса. Потому мы всегда следим за актуальными трендами, а также помогаем в выборе личной стратегии, развитии малого и среднего бизнеса на наших каналах «Нейростратегия» в YouTube и Telegram.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда