{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Тренды 2024 года. Часть 1: как кадровый голод повлияет на удалёнку и корпоративное обучение

Конец года – время подводить итоги и задуматься, какие тенденции будут актуальны в 2024? Что ждёт бизнес, его владельцев и работников? Понимание обстановки – это конкурентное преимущество: как на личном уровне, так и на уровне предприятия. Потому на базе собственного опыта и знаний, а также отечественных и зарубежных публикаций, собрал для вас 10 трендов 2024 года.

Внимание! Много интересной инфографики и информации для размышлений и выводов.

1. Поколение Z, кадровый голод и «зарплатные войны»

В российской аналитике часто встречаются тезисы о возрастающем значении поколения Z. И как основных работников, и как основных потребителях в ближайшем будущем. Их предпочтения и отношение к жизни действительно отличаются.

Но куда более важным представляет потенциальный дефицит кадров – следствие демографической ямы и сокращения трудоспособного населения страны. Достаточно наглядно тенденция представлена у Демоскопа, а именно в виде сравнения половозрастной структуры 2013 и 2023 годов.

Половозрастная структура представлена по данным Демоскопа

За 10 лет колоссально сократилось число людей в возрасте 20-30 лет. На смену им постепенно придут те, кому сейчас 10-20. Но и их будет меньше, чем в 2013. Говоря простым языком, молодых кадров становится меньше. Это тенденция и последних 10 лет, и предстоящих 10 лет, и ещё более значимая на горизонте 2033-2043 годов. В краткосрочной перспективе важно то, что доля трудоспособных людей в возрасте 30-45 лет стала больше.

Что это значит для бизнеса? А то, что даже при сохраняющейся безработице (её регулярно называют рекордно или исторически самой низкой в России – 3% в 2023 г.) можно ожидать дефицита кадров. Исторический минимум безработицы в 3% скорее указывает на наличие проблем, а не на их отсутствие. Всегда есть недавно уволенные. Те, кто не соответствует требованиям работодателей.

В сравнении с летом 2022 г. число компаний, озабоченных поиском персонала, лишь выросло. А число соискателей, напротив, снизилось за тот же период на 20-25%.

Как пишут в Forbes со ссылкой на исследования «Актион Кадры и HR» и HeadHunter, 80% предпринимателей уже говорят о сложностях с поиском новых работников. Одной из ключевых причин называют возросшие требования к зарплате. Перейти к новому работодателю люди решаются, если заработная плата станет выше минимум на 30-40%. По результатам того же опроса, помимо финансовых сложностей, свыше 40% респондентов дефицит кадров связывают с демографической ситуацией и отсутствием специалистов с нужными навыками. Из-за всего этого увеличивается срок поиска нового персонала – зачастую в два раза.

Возвращаемся к половозрастной структуре и видим причины. Люди в возрасте 30-45 лет готовы на новую работу только при серьёзном повышении зарплаты. Молодых кадров, которыми можно было бы решить кадровый голод без повышения заработной платы, становится меньше. Потому периодически и говорят о «зарплатных войнах» в России и «адском дефиците» квалифицированных кадров. Это подводит нас ко второму тренду.

2. Корпоративное обучение: требования к рабочим навыкам меняются всё быстрее

Возрастает спрос на повышение квалификации. Корпоративное обучение персонала, переобучение работников, курсы повышения квалификации стараются брать лучшее из современного образования. Это и мультимодальное обучение, и использование генеративного ИИ для создания учебного контента, и ставка на soft skills. Программы обучения всё больше нацелены на персонализацию, на практическую ориентацию, высокую скорость освоения материала.

Набирает популярность обучение через вызов (Challenge Based Learning), т.е. через решение сложной ситуации. По трём основным механикам – вовлечение через вопросы, расследование и действие – метод тесно связан с иными игровыми практиками. Это обучение через опыт, самостоятельный поиск знаний, а не просто поглощение информации от корпоративного коуча.

Как показал опрос Школы управления «Сколково», 64% предпринимателей говорят о том, что востребовано обучение «управлению изменениями». Далее идут запросы на развитие лидерских качеств (37%), операционную эффективность (32%), цифровую трансформацию (32%). К слову, в десятку наиболее актуальных тем для внутреннего обучения вошла и тема «гибридной и гибкой работы». Это всё ещё интересный тренд, о котором поговорим чуть ниже.

Как отмечают в LinkedIn, навыки, необходимые для работы, меняются всё стремительнее. С 2015 года изменилось 25% навыков, к 2027 году изменится 50%. Уже в 2024 г. будет неактуальна треть навыков из тех, что требовались в 2019 г. При этом общее количество требуемых навыков ежегодно возрастает на 5,4%. Если говорить в общем, то топ-10 компетенций работников, важных для бизнеса, представлен ниже.

Треть сотрудников уже сейчас готова обучаться, видит в этом возможности для роста в компании. Работодатели также заинтересованы в развитии. Для того чтобы масштабировать свои идеи, повышать экспертность. Проводить связанные с этим мероприятия. Они видят, где есть личный рост – есть и рост бизнеса.

3. Удалёнка, офис, гибрид: чего ждать в 2024 году?

Работники продолжают активно искать гибридную и удаленную работу. Это общемировая тенденция. Число людей, работающих на дому, утроилось в период с 2019 по 2021 год. Безусловно, ускорила процесс пандемия. В её разгар, например, 71% американцев, у которых была работа, которую можно было выполнять из дома, работали удалённо.

Сейчас структура работы в США такова: 50% имеют гибридный график работы, 30% работают полностью удаленно, а 20% – полностью в офисе.

Схожие пропорции логично ожидать и в России, но пока до них далеко:

Ориентировочно лишь 10% россиян работают удалённо, 9% – в гибридном формате. В 2023 г. только 6,7% вакансий пришлись на удалённую работу, а 1,7% вакансий – на гибридный режим работы.

Ситуация по регионам и отраслям представлена ниже.

Наибольшее число удалённых вакансий по регионам – в Ингушетии и Чечне, по отраслям – в IT и финансовом секторе. Гибридный формат ещё менее популярен, даже в Москве и Санкт-Петербурге доля вакансий меньше 6%, а в целом по стране даже в IT-секторе таких вакансий меньше 10%.

Интересна ситуация с отношением самих работников к различным режимам работы.

Получается тенденция: работники заинтересованы в гибридном или удалённом формате работы, а предприятия – нет. В чём причина? Если не брать во внимание низкую автоматизацию и цифровизацию (о чём поговорим в следующей части трендов 2024 года), то в сложностях контроля, опасениями в снижении производительности труда. В связи с этим спрос на удалённую работу превышает предложение.

Но если рассматривать предстоящие тенденции, то есть смысл ориентироваться на западные страны. А там тенденции таковы:

Один из уже практикуемых вариантов решения проблемы с производительностью труда и контролем – больший мониторинг. В т.ч. за счёт программ распознавания лиц, которые сканируют лица работников несколько раз в день. По данным Garter 60% компаний уже используют такие технологии.

Кто активнее будет размещать вакансии на удалённую работу в России в 2024 году? Как представляется, малые и средние предприятия. Причина в том, что это предоставляет им дополнительные преимущества в конкуренции за квалифицированные кадры. А также снижает накладные расходы, связанные с физическими офисными помещениями и т.п. В целом ставка на таких работников позволяет МСП быстрее адаптировать свою деятельность.

**

Пока это основные тренды, связанные с персоналом на 2024 и последующие года, на которые я бы обратил внимание. Рад буду услышать ваше мнение по этому поводу. Также подписывайтесь, чтобы не пропустить следующие части статьи.

**

В рамках DT-Team я и моя команда предоставляем услуги по масштабированию и трансформации среднего и крупного бизнеса. Потому мы всегда следим за актуальными трендами, а также помогаем в выборе личной стратегии, развитии малого и среднего бизнеса на наших каналах «Нейростратегия» в YouTube и Telegram.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда