Почему онлайн школам противопоказано привязывать таргетолога к окупаемости бюджета
Меня зовут Андрей Болтовский. Имею 2х летний опыт управления трафиком в онлайн школах с бюджетами от 1 до 5млн/мес. Сейчас продолжаю работу с одним проектом в роли руководителя отдела трафика + со своей командой льем трафик из Instgaram.
Тема мотивации таргетологов, оценки их эффективности мне хорошо знакома, как с точки зрения руководителя, так и от лица таргетолога. В этой статье поделюсь личными наблюдениями на животрепещущие для обеих сторон вопросы.
Из опыта:
- 8 из 10 школ хотят привязать мотивацию таргетолога (как и оценку его эффективности) к окупаемости бюджета
- 2 из 10 устраивает «вот тебе бюджет, делай нам регистрации не дороже 100 рублей»
Как первые, так и вторые ошибаются. В этом посте разберем выбор подавляющего большинства.
Тема "таргетолог — козел отпущения" пришла из офлайн бизнеса, в котором короткий цикл сделки. И многим там глубоко плевать на то, что таргетолог не может напрямую влиять ни на воронку, ни на продажи, т.к. они не в его зоне ответственности.
Удобная логика..
Именно ее взяли большинство школ себе на вооружение. Упустив из внимания следующее:
- все перечисленное «на что он влиять не может»
- Ключевое — цикл сделки и принятия решения
Он гораздо длиннее, чем у салона красоты, услуг эвакуатора или прочих ниш в малом бизнесе.
В каждой (умной) школе предусмотрен дожим тех, кто попал в базу с платного трафика отделом продаж, почтой, мессенджерами.
ОП может одного лида дожимать несколько месяцев. И верным будет считать этот результат в окупаемость таргетологу, который привел этого лида. Даже если это было давно.
Другими словами, 10 000 рублей потраченных 29 ноября, могут показать свою окупаемость в полной мере к концу декабря. Но как правило, это не берут во внимание и таргетологу это не зачтется. Смотрят сугубо в разрезе:
"потратили в этом месяце — заработали в этом месяце"
С точки зрения аналитики, это в корне не верно и лишь вводит в заблуждения. Исходя из которых, принимаются не верные решения о том:
- стоит ли дальше работать с таргетологом
- какого вознаграждения он достоин
- как распределить бюджет между источниками трафика/таргетологами (самое критичное для школы)
Плюс таргетолог, в условиях понимания цикла сделки вынужден:
- регулярно выключать гипотезы, которые на самом деле имели высокий потенциал окупаемости. Но она ведь «не окупилась», значит надо вырубать
- тратить много денег и времени в каждую тестируемую гипотезу, чтобы увидеть ее реальную окупаемость на дистанции
- с высокой вероятностью, гипотеза окажется неэффективной и принесет убытки
- таргетолог ловит демотивацию, а проект убытки
Более того, реальную картину по окупаемости бюджета без сквозной аналитики увидеть не возможно. И есть она лишь у 10% школ на рынке. И даже в таких «идеальных условиях» таргетологи как правило не умеют с ней работать, этому их не учат на курсе.
Причем из опыта, как ни старайся пробросить utm-метки из этапа в этап воронки, лучшее на что можно рассчитывать — 80% точности данных (+/-5%).
Пользователи как меняли свои данные от этапа к этапу, так и будут это делать. А значит, ~20% продаж будут из «неизвестного источника». К сожалению, оптимального решения этой проблемы я не увидел ни в одной из 7 школ, с которыми успел поработать.
В итоге, неправильно считая окупаемость, неверно оценивается эффективность таргетолога, как и его вознаграждение.
Таким образом, онлайн школа рискует столкнуться с:
- постоянной текучкой таргетологов
- потерей ценного подрядчика, который давал реально хорошую окупаемость
- гипотезы, имеющие высокий потенциал окупаемости останутся недотестированными
- неверным распределением бюджета между источниками трафика и потерпеть убытки
Поэтому, если вы владелец или лицо управляющее бюджетом в школе, рекомендую задуматься о том, как еще вы можете оценивать эффективность и мотивацию таргетолога. Ну или поспорить со мной в комментариях: )
А если этот пост читает таргетолог, то 10 раз подумай, прежде чем вписываться в историю с привязкой к окупаемости бюджета.
Кому импонирует моя логика, welcome в мой инстаграм @alfa.targetolog
Полностью соглашусь!Таргет - это лишь один из инструментов для привлечения учеников. А что там дальше с лидами будет происходить - полностью ответственность на владельце школы и продюсере.Приятно работать со школами, которые это осознают 😊
Всё очень грамотно расписано 👍
Это ведь не только онлайн школ касается? Взять к примеру онлайн/оффлайн бизнес, таргетолог может или нет влиять на заявки?
Если подумать, то моя задача - зацепить креативом целевую аудиторию, которая перейдет на сайт/страничку и уже там будет взаимодействовать с оффером заказчика, и здесь я уже ничего не смогу сделать.
Верно или нет?)