{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Личный опыт: как создать сервис для городского благоустройства с человеческим лицом

Медленно, но верно россияне начинают участвовать в проектировании городской среды. Набережную Карповки в Санкт-Петербурге благоустроили путем опросов, фокус-групп и исследований, а в Казани при участии местных жителей создали новый бульвар "Белые цветы". Но вовлекать граждан все же пока непросто, так как нет единой площадки и понятной механики: куда писать свои предложения, в какой форме. И неясно, что с ними будет дальше.

Фото: Pixabay

В июне 2019 года архитектор и урбанист Надежда Герасимова (впоследствии CEO сервиса Otmetky) провела в Санкт-Петербурге на Парнасе опрос населения о том, что следовало бы изменить в районе. Интерес Надежды был обоснован не только профессиональной тематикой, но и тем, что в этом районе живут ее родственники. Опрос был проведен через Google forms и Google maps, результаты оформлены в виде сайта “Чего хочет Парнас?” на Тильде. Исследование нашло большой отклик среди профессионального сообщества, активно освещалось СМИ. Тогда Надежда решила найти единомышленников среди коллег и заняться развитием территории Парнаса. К ней присоединились архитекторы Мария и Антон из бюро АРХДВОР.

После серии мероприятий (сессии соучаствующего проектирования, тактический урбанизм, локальный фестиваль, лекции, взаимодействие с застройщиком и управляющей компанией) команда “Чего хочет Парнас?" привлекла ещё больше внимания. Архитекторы и журналисты начали спрашивать, как проводился опрос на Парнасе. Заметив запрос на инструменты для работы с городской средой, Надежда провела customer development.

Выяснилось, что потребность в качественных и быстрых опросах о благоустройстве есть и у муниципалитетов и у девелоперских компаний. Далее мы изучили зарубежные аналоги, тем самым еще более подтвердив нашу мысль о целесообразности такого сервиса

Надежда Герасимова, CEO Otmetky

Надежда нашла опытного разработчика Бориса. Вместе ребята решили развивать сервис Otmetky - сайт-конструктор интерактивных карт, 3D-моделей и планов для сбора, анализа, визуализации и обсуждения мнений жителей о городской среде. Он действует по принципу подписки, для пользования сервисом не нужно никаких дополнительных навыков. Пользователь заполняет данные проекта в личном кабинете, и на основе них автоматически создается лендинг с интерактивной картой. Результаты опроса выводятся в виде аналитики в личном кабинете.

Продукт позволяет любому девелоперу, архитектору, муниципалитету быстро и просто создать интерактивные инструменты для работы с мнением жителей о развитии территорий, таким образом решив проблему отсутствия комфортной среды, удовлетворяющей реальным потребностям населения.

Девелоперы могут выстроить стратегию развития своих территорий и повысить продажи, муниципалитеты сделать приоритизацию расходования бюджета и улучшить свою репутацию, а архитекторы и активисты заложить в свои проекты действительно качественные исследования. Сервис монетизируется за счет платного доступа для муниципалитетов и застройщиков.


"Проект был начат на полном энтузиазме, - вспоминает Надежда Герасимова. - Командой двигало желание донести мнение горожан до власти удобным и эффективным методом, создать действительно комфортную среду, учитывающую реальные потребности населения".

В феврале 2020 был разработан прототип сервиса. Самое начало работы пришлось на пандемию, которая, как ни странно, сыграла на руку авторам. "Пандемия наоборот дала более мощный толчок проекту, так как наш сервис как раз помогает проводить соучаствующее проектирование в онлайн-формате", - отмечает Надежда Герасимова.

Работа в городах

В итоге первую версию системы удалось опробовать на реальном кейсе - на Парнасе. Авторы вернулись к опросу "Чего хочет Парнас", но уже на своей платформе Otmetky. Через соцсети они пригласили горожан поучаствовать и получили 120 предложений по благоустройству сквера.

Результаты опроса показали на онлайн-сессии с жителями района, исследования продолжились: граждан вновь опросили уже через Zoom на тему того, чем они занимаются в сквере, чего не хватает проекту. Пожелания людей нанесли на карту и сравнили ее с картой, которая получилась у подрядчиков. Они сильно отличались друг от друга. Предложения жителей взяла в работу администрация и проектировщики. Получилась вот такая концепция сквера:

Параллельно ребята работали над полноценной версией системы, был создан MVP с новым дизайном. Постепенно на сервисе запустились проекты в 8 городах России: опрос для мастер-плана Череповца, опрос для мастер-плана Оренбурга, опрос по Астраханской агломерации, опрос по территориям в Багратионовске и Всеволожске, опрос по паркам и скверам в Санкт-Петербурге, опрос по парку в Калининграде, активисткая карта деревьев в Москве, портал инициативного бюджетирования в Суоярви (Карелия).

Сейчас над проектом трудятся CEO Надежда, CTO Борис Ковешников, SMM-специалист и урбанист Маргарита Каурова, а также менеджер проектов Нина Скороходова. При необходимости ребята привлекают к работе других архитекторов, а также социологов и консультантов по вовлечению жителей.

Вместе команда прошла образовательный интенсив для предпринимателей и разработчиков "Архипелаг 20.35", в котором проект Otmetky был на 15-м среди 700 команд. Интенсив прошел в ноябре 2020 года, его организовали Университет 20.35, Платформа Национальной технологической инициативы, Сколково, Фонд содействия инновациям. Из 228 AI-проектов, подавших заявку и прошедших экспертизу, 80 были рекомендованы к финансированию по программе “Старт-Цифровые технологии” Фонда содействия инновациям.

Встречи с экспертами Архипелага 20.35, а также лекции акселерационной программы от YellowRockets дали нам мощные инсайты и новые идеи.

Надежда Герасимова, CEO Otmetky

В планах у авторов: ввод новых нужных функций, которые позволят сделать сервис настоящим цифровым аналогом соучаствующего проектирования, пилоты в других городах России. Также планируется найти инвестора, а команду дополнить дизайнером, еще одним разработчиком, менеджером проектов и маркетологом. В ближайшие годы возможен выход на заказчиков в Европе, США и Азии.

Монетизация и продвижение

На данный момент выручка проекта составляет 212 000 рублей, рассказала Надежда Герасимова. Также команда получила мини-грант на 100 000 руб.
"В обсуждении сейчас договора на сумму минимум 270 000 руб, также на рассмотрении несколько коммерческих предложений", - поделилась сооснователь Otmetky.

Для продвижения сервиса среди девелоперов, муниципалитетов и горожан авторы используют офлайн и онлайн-методы. Для поиска заказчиков это: рассылка по базам e-mail и в соцсетях, нетворкинг на профильных онлайн и офлайн мероприятиях (выставки, питч-сессии, конференции), лекции.

Для привлечения жителей задействованы все доступные каналы: посты в группах города, района или жилого комплекса, публикации в СМИ, лекции, сессии с жителями, плакаты и флаеры в подъездах, в госучреждениях, соседские праздники и встречи.

Про недостатки

Среди тех вещей, которые команде хотелось бы скорее исправить в проекте в 2021 году:
- Поскорее обзавестись англоязычной версией продукта, так как в нем есть заинтересованность. + Разработчики сами нацелены на международный рынок;
- Добыть в команду профессионального продажника, чтобы выстроить систему продаж;
- До конца обучить менеджеров проекта всему циклу работы с заказом, чтобы работа команды стала еще более эффективной;
- Максимально автоматизировать личный кабинет на платформе, чтобы заказчики полноценно могли управлять своими проектами;
- Оживить соцсети проекта.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда