Гайд для бизнеса, который выходит в соцсети
Привет! Меня зовут Юлия, и так сложилось, что 90% моих клиентов за все время работы приходили с пустыми/мертвыми/только что созданными соцсетями.
Мы начинали работу с фактического нуля и доходили до +212% органического роста и +82% увеличения взаимодействий с контентом. Так что давайте поболтаем о том, что делать, если вы — предприниматель, а вокруг все говорят, что без соцсетей бизнеса, считай, нет. И вот вы смотрите на обилие иконок во вкладке «Соц Сети» Apple Store, на ещё большее количество эсэмщиков и агентств в Instagram* и в упор не понимаете, куда идти и что делать.
Как понять, какой способ работы вам подойдет?
Если смотреть глобально, то есть 3 очевидных пути — самостоятельное ведение, с помощью фрилансера и через агентство.
Подойдет — значит будет являться оптимальным соотношением цены, качества и полученного результата.
Понятно, что хочется и вау-визуал, и сто тысяч подписчиков в первый месяц и заявки по сто рублей, но всё это требует вложений родных денег, времени и хороших специалистов (которые тоже стоят дорого) .
Так что делать?
Вариант 1. Бюджет — есть! Но до 100-150 тысяч.
Здесь лучше взять опытного мидла на парт-тайм или фриланс. Главное преимущество — соотношение экспертизы и опыта со стоимостью (она будет очевидно дешевле, чем если вы будете работать с тем же маркетологом, но в рамках агентства).
Конечно, это не многорукий-многоног, который за 20 тысяч и текст напишет, и дизайн сделает и таргет запустит (правда, через кнопку «Продвигать»), но зато человек, который трезво оценит ситуацию, найдет дизайнера/таргетолога/копирайтера при необходимости и поможет с формулировкой офферов.
Как не перепутать мидла с уверенным в себе джуном? Смотрите на то, чтобы в портфолио были цифры — охват, прирост аудитории, вовлеченность, bounce rate, стоимость подписки, roas. А также, чтобы человек осознавал, что он делал в своих кейсах и мог рассказать, почему решал задачу тем или иным способом.
Плюсы: хорошая экспертиза, работаете лично с человеком, быстрый уровень реализации идей
Минусы: никто не застрахован от того, чтобы упасть с байка где-нибудь на Бали или оказаться мудаком
Вариант 2. Денег нет, запускаем на свои накопленные.
Как мы уже выяснили из дисклеймера, хороший smm — это пул работ, от CJM до стратегии. Но будем объективны, бюджет на весь пул работ есть не у всех, да и нужны такие вещи тоже не всем и не сразу (например, вы beauty-салон — вам нужен не customer journey map для Instagram*, а информативные хайлайтсы и возможность записаться на услугу, без ожидания 15 часов в директе).
Если бюджет на всё, что касается соцсетей — до 30 000 рублей ежемесячно, то ваш (единственный) вариант — взять многорукого фрилансера.
Плюсы: дешево и сердито, минимальный набор в виде постов, сторис и навигации по аккаунту будет выполнен
Минусы: уровень экспертизы значительно ниже, а вероятность пропажи исполнителя выше, чем в первом варианте (мидлы и сеньоры обычно дорожат своей репутацией, в то время, как новички из-за нехватки опыта часто боятся признаваться в ошибках/косяках и решают, что лучше пропасть¯\_(ツ) _/¯)
Так или иначе, вам придется хорошо включиться в происходящее, накидывать идей и гипотез, а также периодически сильно подпинывать исполнителя во имя разнообразия контента.
Если же вы можете выделить хотя бы 50 000 ₽, то вот альтернативный и адекватный вариант: заказать оформление у хорошего специалиста + самостоятельное ведение или делегирование совсем начинающему контент-менеджеру в формате «Вот инструкция, вот пример — делай».
Что за «оформление» такое? Набор у всех разный, но базово вам должны предложить шапку, сетку из 9 постов, актуальные истории, рилсы. В общем, упаковать аккаунт, чтобы новая аудитория сразу попадала в контекст продукта и считывала необходимые смыслы.
Плюсы: в начале всё будет красиво, понятно, готово к продвижению и развитию
Минусы: а дальше всё делать самим…
Вариант 3. Деньги — не проблема
Ну тут прямая дорога в агентство. Вам сразу озвучат возможные KPI, будет проджект, будет копирайтер, креатор, дизайнер по отдельности, структура и прочая красота хорошо выстроенных процессов внутри бизнеса.
Но — агентства менее «поворотливые», чем фрилансеры, поэтому если в голову стукнет интересная идея на «потестить», то её реализации придется подождать не один день.
Плюсы: безопасно, структурно, качественно
Минусы: местами меньше гибкости
И какой из этого вывод?
- Трезво оценивайте свой бюджет — времена, когда продвижение в соцсетях стоило дешево, а получалось качественно давно прошли. Вы не соберете 1000 подписчиков за месяц без вложений в рекламу и грамотного эсэмэмщика, который весь месяц будет танцевать вокруг reels, комментинга и коллабораций, при этом не переходя границы разумного
- Постарайтесь определить цель — не чтобы «ну у конкурентов же есть», а зачем именно вам и вашему бизнесу потенциально группа в том же ВКонтакте (вы хотите оттуда заявки, это канал общения с посетителями или уголок поклонения нашему богу Шиве?)
- Не бойтесь сотрудничать с фрилансерами — да, вокруг фриланса ходит много мрачных слухов про пропадающих исполнителей, но поверьте, адекватных не меньше
- Консультируйтесь — если у вас нет бюджета на то, чтобы делегировать грамотное ведение соцсетей, а также отсутствует желания самостоятельно разбираться как работают эти долбанные алгоритмы, то не бойтесь брать консультацию у опытного специалиста; вам подскажут, какие гипотезы потестить, что сработает в вашей нише и что — тс, спойлер! — не надо выкладывать по 15 сторис в день 🙂
Не ждите мгновенных результатов — SMM, особенно на минимальных бюджетах, это работа в долгую и с накопительными эффектом. Это нужно понять, принять, смириться.
скажите, а по вашему мнению в принципе с финпоказателями соотнести вложения в смм можно?
Да, конечно. Главное — оценивать корректно, а это уже от целей ведения соцсетей зависит :)
Мы не всегда можем посчитать окупаемость в моменте — например, если у нас проект, для продвижения которого мы используем только соцсети, то в целом окупаемость вложений в smm в апреле 2022 считается достаточно легко;
но если мы работаем пока только на нарабатывание аудитории, а монетизацию планируем через 3-4 месяца, то корректным будет отслеживать такие показатели, как стоимость подписчика, стоимость «оставшегося» подписчика и тп., но никак не условные возвратность инвестиций