Медицинский маркетинг в поисковом продвижении - на пике тренда
В текущих реалиях рынок стремительно меняется, старые, добрые методы перестают работать, растет общее число факторов, оказывающих влияние на результат.
Участникам рынка очень важно иметь доступ к актуальному контенту, экспертным мнениям об онлайн-трендах и полезным рекомендациям.
Поэтому мы подготовили серию статей, посвящённых продвижению сайтов в медицинской тематике. Материал будет полезен маркетологам, специалистам и владельцам медицинских сайтов.
В этой статье обсудим:
- Требования законодательства РФ в интернете.
- Что такое YMYL сайты и E-A-T критерии от Google?
- Точки роста сайта, заложенные в его структуре.
- Методы работы с факторами доверия.
Если вам больше нравится воспринимать информацию визуально, или у вас просто мало времени на прочтение статьи – то специально для вас мы записали видео-ролик.
Итак, начнём!
Требования законодательства РФ в интернете
На данный момент особое внимание со стороны законодательства РФ уделяется исполнению медицинских учреждений к требованиям по содержанию и форме предоставления информации о деятельности организации, размещенных на своем официальном сайте.
Около 17 нормативных документов создано в отношении сайтов в тематике «Медицина».
Некоторые из них:
- Федеральный закон «О персональных данных» № 152-ФЗ от 27 июля 2006 г.
- Федеральный закон № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 г.
- Федеральный закон «О рекламе» № 38-ФЗ от 13 марта 2006 г.
К примеру, несоблюдение Федерального закона № 323-ФЗ влечёт штраф в размере 40 000 руб.
Наши исследования показали, что 67% владельцев сайтов не соблюдают требования закона РФ в отношении ресурсов в тематике «Медицина».
Что такое YMYL сайты и E-A-T критерии от Google?
Компания Google в 2015 году в своём руководстве по оценке качества сайтов впервые ввела термин YMYL (Your Money or Your Life / Ваши Деньги или Ваша Жизнь).
С этого момента владельцы сайтов в тематике «медицина», «здоровье», «финансы» и сайтов, контент которых влияет на благополучие и безопасность человека - ощутили последствия новых требований от Google.
В августе 2018 г. произошло очередное обновление оценки качества сайтов, которое получило название «Медицинский апдейт», так как в первую очередь пострадали медицинские сайты с низким качеством страниц.
После этого последовала целая серия обновлений алгоритма, которое продолжается и по настоящее время.
Для оценки качества сайтов Google ввел понятие E-A-T критериев.
К ним относятся:
- Экспертность
- Авторитетность
- Достоверность
Проверить качество страниц, основанных на критериях от Google, вы можете прямо сейчас.
Посмотрите на контент вашего сайта и ответьте на следующие вопросы:
- Как часто сайт обновляется?
Контент на медицинском сайте с годами устаревает. Поэтому его необходимо постоянно обновлять и актуализировать. - На сайте доступна контактная информация?
Любой посетитель вашего сайта должен быстро найти интересующую его контактную информацию – телефон, почта, адрес и т.д. - Есть ли на сайте недостоверная информация?
Медицинский контент должен быть правдивым. Любой некорректный совет может оказаться губительным для здоровья посетителей сайта, а иногда и для их жизней. Google особенно требовательно относится к предоставлению достоверной информации.
Снять опасение со стороны посетителей сайта и поисковых систем в отношении качества контента можно с помощью ваших специалистов и врачей.
Привлеките их к написанию контента.
Пробовали, но ничего не получилось? - У нас есть 4 отработанные методики как это сделать.
Точки роста сайта, заложенные в его структуре
Отсутствие релевантных посадочных страниц - самая популярная проблема, с которой сталкиваются сайты в медицинской тематике.
Нет посадочных страниц – нет позиций – нет трафика – нет клиентов.
Доработки сайта позволят расширить структуру сайта и удовлетворить требования не только аудитории, но и поисковых систем.
Настоятельно рекомендуем постоянно развивать структуру сайта и создавать новые точки входа на ваш сайт.
Пример развития архитектуры сайта для раздела «Услуги и цены»
Пример развития архитектуры сайта для разделов «О нас», «Врач», «Энциклопедия здоровья»
Основные преимущества корректно спроектированной и развитой структуры сайта:
- Эффективный результат по продвижению
- Повышение конверсии и юзабилити
- Улучшение поведенческих факторов
- Рост доверия пользователей и поисковых систем
Методы работы с факторами доверия
Важно не только привести целевую аудиторию на сайт, но и вызвать доверие к вашей организации.
Рассмотрим примеры дополнительных разделов на сайте, которые позволят завоевать доверие поисковых систем и вашей целевой аудитории.
Азбука здоровья
В этом разделе вы можете:
- публиковать ответы врачей на вопросы
- рассказывать клинические случаи из вашей практики
- информировать о симптомах, заболеваниях и болезнях
Польза от внедрения такого раздела очевидна:
- Экспертный контент вызывает доверие аудитории и поисковых систем
- Появляется возможность привлечь дополнительную аудиторию на сайт за счёт оптимизации новых страниц под запросы
Спроси врача
Благодаря этому разделу посетители сайта и ваши специалисты будут сами генерировать целевой контент путём публикации вопросов и ответов.
Ответы ваших врачей могут помочь в повышении доверия к вашей клинике, а также способствовать привлечению новых пациентов.
Счастливые истории
Ещё одна прекрасная возможность показать свою экспертность - это предоставить кейсы "Счастливые истории пациентов". Это может быть рассказ пациента о диагностике его заболевания, ходе лечения и результатах.
Доверие будет ещё выше, если в конце вы разместите отзыв от благодарного пациента.
До и после
Другой формат - «До и После» с краткой информацией о пациенте: пол, возраст, срок лечения, диагноз, а также с данными о лечащем враче.
Изучая ваш кейс, некоторые посетители могут предположить, что у них похожие проблемы со здоровьем и убедиться, что именно вы сможете справиться с ними.
А если на кейсе вы разместите call-to-action (связаться с вами или записаться на консультацию), то такая информационная страница сразу станет продающей.
Видео-кейсы
Также хорошо работают видео-кейсы. А чтобы получить от них максимальную отдачу - транскрибируйте видео в текстовый формат. Поисковые системы это обязательно положительно оценят.
Вы можете использовать сервисы:
- realspeaker.net
- zapisano.org
- другие
Заключение
Рассмотренные примеры - это всего лишь малая часть рекомендаций, как можно расширить структуру и получить максимум выгоды от сайта.
Напишите в комментариях как вы применяете знания о методах Е-А-Т на своих сайтах и сайтов клиентов.
Возможно, мы упустили какие-то действительно работающие фишки? Давайте это обсудим вместе.
Все рекомендации очень хорошие, часть из них уже давно внедрили на сайте нашего клиента. Но с некоторыми возникают сложности, так как не удается согласовать формат и показать хороший пример реализации чтобы всем понравилось.
Поделитесь пожалуйста примерами ресурсов на которых удалось внедрить все перечисленное или примеры сайтов на которых это все есть и их можно ставить в пример.
Иван, идеальных сайтов не бывает. Но есть ряд мед. сайтов у которых можно посмотреть интересные и полезные примеры реализации:
https://bestclinic.ru
https://fantasyclinic.ru
https://www.fdoctor.ru
https://doctorsan.ru
и другие
Согласен,полезная информация!
Комментарий удален модератором
Владимир, будем вам благодарны за распространение этого материала )
а в чем отличие EAT Google и коммерческих факторов Яндекса?
Это достаточно близкие по своей сущности наборы факторов.
В целом обе поисковые системы стремятся понять не просто качество предоставляемой информации в интернете, но и качество оказываемых услуг.
Действительно и для Яндекса и для поисковой системы Google набор требований к сайтам похожи. Но, Google выделяет отдельную категорию сайтов YMYL куда входят и медицинские сайты. И ключевыми факторами для них являются соответствие E-A-T критериям (экстренность, авторитетность, доверие). Без выполнения этих требований у сайтов в категории YMYL практически нет шансов оказаться на топовых позициях в Google.
Я читал конечно много статей, но ваша была самой развернутой. Хотел бы спросить, почему кампания google стала очень поддерживать медиков в последнее время? В основном ваша статья интересна для прочтения. Советую продолжать в том же духе!
Не только медиков и не только в последнее время, вообще любой контент, влияющий на здоровье и благополучие людей.
Все просто, чтобы максимально повышать достоверный экспертный контент и понижать не проверенную информацию)) Например, когда какой нибудь строитель пишет тексты для медицинского сайта и их при этом размещают)
Важно, чтобы контент таких сайтов был написан экспертом.
Статью добавила себе в закладки, спасибо автору за столь подробный разбор и понятные рекомендации. Увеличить доверие поможет видеопрезентация самого врача, рассказ в видео об опыте, профессиональной биографии, тем самым заочно познакомить пациента с врачом. Вы как считаете?
Арюна, спасибо за обратную связь)
Да, видеопрезентация врача отличная идея. Нужно взять на заметку!
Видео-контент с каждым днем набирает обороты. Это уже тренд!
Главное, чтобы ролик был снят максимально профессионально и с продуманным сценарием))
А где можно найти детальную информацию о 17 нормативных документах для медицинских сайтов? Евгения
Евгения, напишите мне письмо на [email protected] и я в ответ пришлю список данных документов.
Комментарий удален модератором
Евгения, список документов есть в открытом доступе в интернете.
Вот некоторые из них:
Федеральный закон № 326-ФЗ от 29.11.2010
Приказ ФФОМС № 36 от 28 февраля 2019
Федеральный закон № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 г.
Приказ Министерства здравоохранения РФ № 956-н от 30 декабря 2014 г.
Федеральный закон №392-ФЗ от 05.12.2017
Приказ Министерства здравоохранения РФ № 201-н от 04.05.2018
Приказ Министерства здравоохранения РФ № 240 от 14.05.2015
Вообще не понимаю на что рассчитывают сайты, где например заходишь на страницу, ни лицензий, ни сертификатов, блока врачей нет, и так далее.
Чаще видишь огромный текст, пару картинок и конечно же цены и в лучшем случае блок с отзывами. Прям видишь и сразу обратиться хочется))))
А статья понравилась, хорошо и просто рассказывает, что важно для мед сайтов.
Именно на такие сайты и направлен данные алгоритмы, чтобы их пессимизировать, поэтому им требуется работа по SEO.
Комментарий удален модератором
Расчет как и лбом "Лохотроне" на определённый психо-тип человека, и теорию вероятности что, им попадется подобный человек.
Давно искал годный материал по медицинской тематике, было много вопросов и сложностей с продвижением клиники, а теперь хоть стало понятно на что стоит обратить внимание)
Согласен с вами полностью
Материал действительно хороший! Все хорошо доступно и развернуто.
Не очень понимаю как гугл определяет эеспертность контента размещенного на какой-то определенной странице? Ведь врач по сути является экспертом к какой-то узкой области.
Он использует технологию Knowledge Graph, авторитетность сайта, автора и т.д.
Если совсем упростить до первоначального алгоритма, то он оценивает ваш контент к другому контенту. Например, если на 1000 авторитетных сайтов и в научных работах написано что земля круглая, а вы пишите, что она плоская, то ваш контент вряд ли сочтется экспертным.
Комментарий удален модератором
Отчасти вы правы, но не стоит забывать, что один из основных факторов в Google являются еще и ссылки, поэтому необходимо прорабатывать и их тоже.
Вы путаетесь в терминологии. Тренд - это подтвержденное постоянное движение в каком-то направлении. Смена тренда - это что-то новое.
Очень важная информация!
Почему-то многие клиники забывают о таком пункте пользовательского пути, как сравнение и выбор. А именно на нем важно создать доверительные отношения с пользователем, показать кто и как будет его лечить, какой опыт у этих людей, какие проблемы они уже решали. Многим маркетологам кажется, что достаточно просто привести пользователя и ждать...
И в итоге трафика на сайте может быть много, а конверсия крайне низкая. Формируйте доверительные отношения с пользователем сразу, рассказывайте и клинике, врачах, пишите статьи, будьте экспертами и заявки вырастут.
И конечно, все это сказывается на позициях и усиливает эффект от SEO. Получается тройной результат: растет трафик, конверсия и репутация.
Комментарий удален модератором
Все рекомендации хорошие!Ваша статья наиболее развернуто написана!
Побывав на множестве медицинских сайтах отмечу главное. Лично для меня это достоверность и авторитетность тех или иных мнений, а так же высказываний врачей. И многие нововведения помогают адекватно обновлять контент сайтов.
Есть такое мнение некоторых компетентных аналитиков, что медицинские сайты лучше всего практиковать в режиме онлайн и давать при этом полную информацию о консультирующем враче.
Комментарий удален модератором
Ольга, обращайтесь! В руководстве по развитию медицинских сайтов ("Витамины для сайта") собрано много интересных идей. В том числе даны рекомендации по созданию раздела "Счастливые истории". Первые 5 глав доступны здесь: http://edu.trinet.ru
Было бы здорово, если бы сайты медклиник все это внедряли!
А ведь на самом деле у многих часто видела, что нет описания хода процедур, как подготовиться к ним.
Результаты до и после и того реже встречаются. Понятно, что если это условный поход к гастроэнтерологу, то тут ничего не покажешь, но если услуга связана с похудением, установкой коронок и пр., очень хочется видеть живые примеры работ.
Ну и про врачей и клинику в целом всегда интересно почитать, т.к. этим людям доверяешь здоровье и хочется понимать, что они реально профи.
У меня в работе есть сайт не на прямую связан с медициной. Он занимается продажей медицинского оборудования, относится ли он к YMYL сайтам и влияют ли на него алгоритмы ранжирования медицинских сайтов?
Да, к данному сайту также необходимо прорабатывать EAT и YMYL факторы.
Чек-лист факторов доверия годный. Особенно инфа про важность линии доверия, оборудования, технологии.
Многие давно знают, что контент должны писать/проверять/редактировать эксперты, но далеко не все в курсе, насколько важно, например, описать, с помощью какого оборудования лечат то или иное заболевание.
Слышал, что нужно дорабатывать страницы с информацией о врачах. Какой контент там следует размещать? Дипломы, сертификаты? Что-то еще?
Я считаю, что стоит подчеркнуть важность пункта "Информация о враче". Авторитетность врача, как я считаю, очень важна для E-A-T, поэтому чем больше информации вы укажите о нем на сайте, тем лучше - не стоить скромничать.
Влад, вы правы. Дипломы, сертификаты - важно разместить в карточке врача. Обязательно к размещению его ФИО, фотография (которая должна быть выполнена в едином стиле с др. врачами), указать его специализацию (основную и дополнительную). В последнее время пользуются популярностью видео-визитка врача. Блок с отзывами о враче помогут посетителям сайта составить мнение о его профессиональных качествах. Блок задать вопрос этому врачу - поможет показать его экспертность. Я подготовил материал для очередного видеоролика по развитию медицинских сайтов. Для карточки врача я собрал 67 примеров информации, которую можно разместить на его странице. Как говориться, подписывайтесь на канал (https://www.youtube.com/channel/UCTFw4VoF0Ia3Ctd2qgYAglA), следите за обновлениями!
Спасибо, кратко и по существу, полезная выжимка
делаете ли вы интеграции 3d инструментов и приложений виртуальной реальности в медицинской тематике? есть ли у вас готовые решения для медицинского бизнеса?
как с вами можно связаться?
Интеграции 3d инструментов и приложений в медицинской тематике мы не делаем.
У нас есть готовые решения для мед бизнеса в сфере интернет-маркетинга.
Будем рады вам их продемонстрировать.
Вы можете связаться с нами по телефону 8 (812) 303-87-43 или почте [email protected]
Скажите пожалуйста у вас сказано что, ( Ваши исследования показали, что 57% владельцев сайтов не соблюдают требования закона РФ в отношении ресурсов в тематике «Медицина». И им грозит штраф в размере 40 000 руб.) А проводили ли анализ (большая или маленькая) это сумма штрафа дли них (нарушителей)?
Такие услуги как медицинские надо контролировать и наказывать не штрафами, а банами или закрытием их. Неправильные советы могут привести и печальным исходам.
Комментарий удален модератором
Медицинские статьи носят в основном информационный характер.Не нужно сразу делать так,как написано в статье.Для этого есть врачи.И решать важные проблемы нужно только с ними.
Согласен с вами Владимир Шамов,недостатков хватает.Главное вовремя все исправить и не допускать ошибок
как быть если у нас клиника специализирующаяся на зппп? и при этом мы работаем с людьми у которых достаток очень выше среднего. Правилами клиники запрещается размещать 95% контента по E-A-T критериям. Большинству врачей даже запрещается говорить где они работают, а что уже говорить о распространении информации о клиентах.
Rinat, если правилами клиники запрещается размещать 95% контента по E-A-T критериям, то либо нужно объяснить важность предоставления такого контента и соответственно внести корректировки в правила. Либо отказаться от поискового трафика с Google. Для многих мед. сайтов % трафика с этой поисковой системы больше чем с Яндекса. А так как Яндекс любит брать многое от Google то нужно быть готовым к потерям трафика и с этой поисковой системы.
Что касается данных о клиентах - необязательно делать кейсы где вы указываете ФИО вашего пациента и его фотографии. Можно использовать формат: в ноябре 2018 г. к нам обратилась женщина 42 лет. При сборе анамнеза выявили ... И так далее. При изучении сайтов медицинских клиник я нашел много удачных примеров подобных кейсов.
Вот пример кейса от самой пациентки по уменьшению груди. Где нет ее фотографии, имени. Только возраст: http://vseoplastike.ru/istorii-pacientov/detail/424674
Хотел написать, что тут боты общаются с ботами, сами задают вопросы, сами отвечают и сами лайкают, но потом увидел, что это личный блог компании. «Эффективно» осваивают бюджет, судя по всему. Имеют право, чё :)
Блин, здорово, когда сами сотрудники Тринета между собой в комментариях общаются!