{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

«Сконцентрируйся на том, что тебя драйвит»: интервью с Дмитрием Григорьевым из компании Циан

Дмитрий Григорьев занимает в компании Циан должность директора по продукту. В беседе с Владиславом Лобашевым из команды направления дизайн-спринтов Focus агентства Aventica Дмитрий рассказал об особенностях работы с продуктом в Циане, перспективах развития рынка недвижимости и о секретах личной эффективности.

Расскажи о своей деятельности и своем бэкграунде.

Последние пятнадцать лет я работаю с различными классифайдами. Первым значимым для меня опытом была работа в роли CTO в проекте FL.ru. FL.ru – биржа удаленной работы, фриланса, самая большая в России. Изначально у меня была техническая роль, но в нее включались элементы корпоративного предпринимательства и продакт-менеджмента, хоть и не оформленные в специализированную оболочку. Уже тогда я не только занимался технической частью, но и думал в целом про бизнес, про продукт, про пользователя.

В 2007 году я пришел в JobsMarket и за шесть лет прошел с компанией захватывающий путь от маленького стартапа из десяти человек до зрелой компании. Мы показывали хорошие результаты, заметно росли год к году, и однажды в нас инвестировал DST во главе с Юрием Мильнером – в то время на российском рынке было не так много подобных кейсов. Затем был небольшой период, когда я делал свои проекты, свой бизнес, но в итоге судьба привела меня в Циан.

В Циане я уже больше четырех лет, сейчас занимаю должность директора по продукту. Одна из моих ключевых задач – продуктовая стратегия компании и управление нашим продуктовым портфелем. Как и куда развиваются наши продуктовые команды? Где мы должны быть через год, через три-пять лет? За счет чего мы этого достигнем? Чем мы лучше конкурентов?

Сколько человек в твоей команде?

В команде продакт-менеджеров у нас порядка двадцати человек. Также в продуктовый департамент входят команда дизайна, команда исследователей и клиентский сервис.

Мы в Циане оперируем понятием «команда» как представлением о группе людей, отвечающих за определенный сегмент бизнеса и объединенных общей целью, например, вторичный рынок недвижимости, коммерческая недвижимость, первичный рынок недвижимости и так далее. Таких команд у нас много. Каждая команда – разного размера, где-то пятнадцать человек, где-то может быть больше пятидесяти сотрудников. Размер команды зависит от того, каким сегментом бизнеса она занимается, на какой стадии этот сегмент находится: это может быть стартап внутри, который только начал развитие, или уже зрелый бизнес.

Как вы пережили период пандемии?

Наверное, как и все, пережили аккуратно, каждый раз разгадывая, что будет впереди. Для нас это был по-своему особенный год. Обычно в кризис рынок недвижимости, как это ни странно, чувствует себя хорошо: люди, пытаясь сберечь свои деньги, зачастую инвестируют в недвижимость, и правительство поддерживает рынок недвижимости в сложное время, помогает ему расти.

Но пандемия наложила ограничения на проведение сделок. Некоторые наши клиенты – риелторы, агентства недвижимости – вынужденно не работали какое-то время. Мы пошли навстречу рынку: обнулили стоимость размещения, дали клиентам возможность бесплатно размещать объявления, пока у них нет дохода.

Сейчас мы уже бежим дальше. На скорость нашего развития пандемия не сильно повлияла.

А на работу команды пандемия повлияла?

Основное изменение было в том, что мы быстрее перешли на удаленку. До пандемии мы активно бежали в удаленную работу, и наши сотрудники могли два дня в неделю работать из дома, позже увеличивать количество дней на удаленке.

С началом пандемии мы позволили сотрудникам переходить на полностью удаленный формат работы: ты можешь приходить в офис, а можешь работать из дома. Наши процессы при этом почти не изменились. Все, что мы делали офлайн, так же работает и в онлайне. Мы быстро перестроились.

Чем сейчас занят твой ум?

Прежде всего я думаю о том, верно ли мы расставляем приоритеты сейчас, не надо ли что-то изменить. Что нужно делать сегодня, чтобы быть успешными в будущем?

Второе, о чем я размышляю, это о том, какой я хочу видеть компанию через три-пять лет. Именно в такой перспективе, потому что где будет компания через год, и так понятно, а представление о том, какой будет компания через пять лет, у меня меняется часто.

В целом рынок недвижимости достаточно инертен и не подвержен быстрым изменениям как в России, так и в зарубежных странах. Это объясняется колоссальной сложностью самой сделки. Есть ощущение, что за следующие пять лет скорость этих изменений вырастет. Есть определенный набор факторов, которые могут на это повлиять.

Один из значимых факторов – цифровизация. Много различных процессов государство и банки перевели в цифровой формат. Произошли значимые изменения в налогообложении, например, появилась категория самозанятых, что в нашем случае позволяет собственнику достаточно просто и легально сдавать квартиру.

Сократился time to market – путь от момента, когда я задумал купить или снять квартиру, до момента, когда я уже в нее заехал. Все большее значение в нашей жизни приобретают онлайн-платформы, которые помогают пользователю не только на этапе выбора недвижимости.

Эти изменения произошли за последние несколько лет, поэтому можно предположить, что в следующие пять лет отрасль тоже сильно поменяется. Скорость изменений на рынке недвижимости в России сейчас, наверное, даже выше, чем за рубежом.

На все эти изменения мы в Циане смотрим с точки зрения нескольких критериев. Первый критерий – это важность для пользователя, возможность закрыть его потребности. Второй – наш возможный рынок, на какую долю в нем мы можем претендовать.

Наш сервис «Сдай-Сними» можно назвать инновацией на рынке аренды. Мы предоставляем собственнику онлайн-сервисы, которые помогают ему упростить сдачу квартиры. Мы проводим предварительный скоринг арендаторов в соответствии с требованиями собственника и оформляем анкету, с которой наш клиент может познакомиться в удобное время и выбрать тех, с кем он хочет продолжать разговор.

Помимо подбора арендаторов мы помогаем и с другими этапами: есть возможность заключить договор онлайн, есть доступ к нашему кредитному скорингу для проверки платежеспособности арендатора, есть инновационные для рынка страховые продукты – застрахуем квартиру от бытовых повреждений, например, кошка подрала диван, или ребенок испортил обои.

И самое, наверное, важное – сервис предоставляет возможность стать самозанятым с помощью одной кнопки: автоматически через нас платить налоги и совершенно официально сдавать свою квартиру. Я верю, что будущее за такими сервисами.

Как происходит создание продукта? Откуда берутся идеи, как они приоритизируются?

Если говорить про новые бизнес-направления, а не приоритезацию фичей в бэклоге, у нас есть ежегодная стратегическая сессия, где мы обсуждаем новые потенциально интересные для нас ниши. Как правило, к такой сессии мы заранее составляем лонг-лист идей, скорим их по определенным критериям и договариваемся, кто будет их прорабатывать вглубь, чтобы составить предварительный обзор и представление идеи. После уже проработанные идеи мы обсуждаем вместе с топ-менеджерами и акционерами, чтобы понять, какие нам больше нравятся, сформировать для них команду, выделить ресурс и запустить первые MVP.

Много идей приходят снизу, от команды. Корпоративная культура в Циане поощряет инициативу. Если у тебя есть инициатива, желание и ответственность, ты можешь предложить идею, представить ее топ-менеджерам компании и получить ресурсы для ее реализации.

Сократить путь от гипотезы до принятия решения о запуске продукта можно с помощью двухнедельного дизайн-спринта от команды Focus: https://focus.ms

Если бы у тебя была волшебная палочка, какое узкое место ты бы расширил в своей сфере?

Самое интересное рассказать не смогу. Для примера: мне бы хотелось, чтобы мы в каждый момент времени точно понимали, сколько объектов находится на рынке. Одно и то же объявление, бывает, размещают десять разных игроков, и ты никогда не можешь быть уверен, продали эту квартиру или еще нет. Как правило, такая информация поступает с сильной задержкой, ты прикладываешь очень много сил, чтобы это выяснить. Это сильно ухудшает experience тех, кто ищет квартиру и вынужден обзванивать огромное количество вариантов. В идеальном мире хочется всегда знать, есть квартира на рынке или нет.

Какие 20% приложенных усилий дают твоей команде 80% результата?

Широко подумать над проблемой, посмотреть на нее с различных ракурсов, почеленджить свои идеи. Нужно всегда думать на шаг вперед. Полезно предположить, почему что-то может пойти не так и не будет иметь долговременного успеха и что ты будешь с этим делать. Такой процесс чертовски полезен. Он позволяет на старте отбросить очень много глупых, наивных гипотез и не тратить на них время и ресурсы.

В процессе разработки продукта у нас есть несколько важных этапов, где мы применяем этот подход.

Во-первых, собрание продакт-менеджеров, на котором они рассказывают о своей текущей деятельности: что они делают, для кого, какую проблему решают, как будут измерять эффект. Коллеги помогают посмотреть на проект с разных ракурсов и подсказать, если что-то упущено.

Во-вторых, раз в квартал происходит встреча каждой команды с бордом, на которой команда рассказывает о предполагаемом векторе развития направления и рефлексирует о прожитом квартале. Борд может задать вопросы, которые помогут переосмыслить некоторые вещи, например, как мы хотим добиваться поставленной цели или подсказать, например, на какие примеры в мире обратить внимание.

В-третьих, я прошу всех наших продуктовых руководителей развивать навык насмотренности. Рекомендую им постоянно изучать зарубежные рынки, и не только рынки недвижимости. Важно, чтобы человек умел приложить пример из другой отрасли к своей текущей деятельности.

Почему ты живешь и работаешь в России?

Для этого есть и личные, и профессиональные причины. Если говорить о личных причинах, то у меня здесь все родственники. Не так много времени нам отведено, и хочется, чтобы близкие люди были рядом.

Вторая причина в том, что я Россию люблю. В России огромное количество красивых интересных мест, Москва – очень развитый город. Инфраструктура, которая создана вокруг Москвы и многих других городов, - на запредельном уровне, который далеко не во всех городах мира доступен.

В России много нерешенных проблем, в том числе на рынке недвижимости. У меня сейчас гораздо больше шансов решить эти проблемы здесь, нежели за рубежом. А это же круто – осознавать, что была глобальная проблема, на решение которой ты с командой повлиял.

Откуда ты берешь энергию на свою деятельность?

Особых секретов нет. Я хорошо себя понимаю, я знаю свои сильные и слабые стороны. Я знаю, что я интроверт, и возможность побыть наедине с собой и почитать книжку помогает мне восстановить энергию. Я знаю, что если не занимаюсь спортом, то слабеет моя батарейка, поэтому заставляю себя заниматься спортом минимум три раза в неделю. Это дает дополнительную энергию.

И я точно понимаю, что невозможно все успеть. С этой определенной мыслью я живу уже давно. Дел и желаний всегда чрезвычайно много по сравнению с тем временем, что у меня есть. Мой день расписан буквально до получаса. Ключевой момент – в фокусе: я понимаю, на чем мне надо сфокусироваться и с точки зрения моего профессионального развития, и с точки зрения семейных дел, и с точки зрения работы компании. Не надо стараться сделать больше – лучше сделать меньше, но самое важное.

Как у тебя появилось это знание себя?

В последний год произошел рывок. Благодаря помощи со стороны компании я начал себя изучать.

Во-первых, в Циане развита культура оценки 360: я постоянно вижу, как меня оценивают по различным компетенциям и ценностям мои коллеги.

Во-вторых, развита культура обратной связи. Люди понимают, что обратная связь с благими намерениями может очень сильно помочь другому человеку.

В-третьих, мы начали работать с инструментом Gallup StrengthsFinder. Эта методология позволяет тебе определить твои сильные стороны и сфокусироваться на них. Ты проходишь тест, который до тебя проходили сотни тысяч руководителей по всему миру, твои ответы соотносятся с их ответами, после чего тебе подсказывают твою ДНК. Тебе следует сфокусироваться на сильных сторонах, а развивать слабые стороны бессмысленно, потому что их слабость обусловлена объективными причинами. Научись применять, развивать свои сильные стороны и прими свои слабые.

И четвертый инструмент – Hogan Assessments, который позволяет посмотреть на себя под разными углами, определить вещи, которые тебя разрушают или мешают тебе. Также ты можешь узнать, как тебя видят и воспринимают другие.

Я прошел с командой эти тесты, потом долго переваривал, осознавал, и в итоге они мне помогли лучше понять себя и не стараться стать кем-то другим.

Расскажи о своем самом большом факапе.

Это не конкретный случай, а неудачный опыт. Я пробовал делать свои проекты, свой бизнес, и был целый ряд факапов.

Первое неудачное решение – делать бизнес с друзьями.

Второе – периодически я участвовал в историях, в которые верили мои партнеры, но я сам не верил.

И третье – долгий мучительный опыт по созданию собственного проекта, при этом я работал full-time, то есть не переключился полностью на новый бизнес, а пытался усидеть на двух стульях. При таких условиях ты ни на чем не можешь сконцентрироваться и чувствуешь себя беспомощным и абсолютно непродуктивным.

Основываясь на этом опыте, я понял три вещи. Первое – не стоит делать бизнес с друзьями. Второе – бизнес, который ты хочешь делать, должен тебя реально драйвить, идея должна тебя заряжать, ты не должен заставлять себя заниматься этим через силу. И третье – если ты действительно во что-то веришь, если что-то тебя заряжает и драйвит, надо сделать на это ставку и сконцентрироваться именно на этом.

Это очередная часть серии интервью от команды Focus об инновациях и предпринимательстве. Предыдущие части читайте здесь.

Команда Focus с 2020 года помогла лучшим командам роста и инноваций провести 38 продуктовых дизайн-спринтов и сэкономить 114 месяцев работы их разработчикам в корпорациях Сбера, Яндекс.Деньги, ГазпромНефть, WorldClass, Лаборатория Касперского, Tele2, ВЭБ.РФ.

Протестировать гипотезу роста или запуска нового продукта можно за 2 недели по методологии команды Focus. Читайте подробнее на сайте: https://focus.ms

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда