{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Принцип "последнего шага" или как обезопасить себя от мошенничества и нежелательных сделок

Написать данную статью сподвигла жалоба на рекламу в ЯД, где в очередной раз клиенту был слит бюджет:

Яндекс.Бизнес. Разбор полетов или как не надо работать

Давайте представлюсь, Павел Малышев, владелец бренда SilverMama, маркетолог с 20+ лет стажа. Занимаемся лечебными накладками для кормящих грудью женщин. Тема деликатная и узкая+ ко всему совершенно новая для России. Крутимся в директе, в соцсетях и так далее. Настраивать и обслуживать кампанию в директе уже порядком устал.

Руководствуясь принципом проверки последнего шага вы можете значительно обезопасить себя как от мошеннических схем так и просто от неоправданных действий.

О принятии решения

Итак, когда мы принимаем какое-либо решение мы не только опираемся на свой опыт, но и руководствуемся одной из двух систем - не будем снова про неокортекс и лимбическую систему, скажем просто:

- на уровне эмоций

- на уровне логики

Многие продажники знают, чтобы человек дал вам денег, нужно максимально отключить вторую систему и давить на первую. То самое "включение эмоций", "манипулирование в будущее".

Этим пользуются и мошенники, когда отключают вашу бдительность, пошагово ведя свою жертву к ключевому шагу. Давление идёт на различные эмоции от самых банальных - вы выиграли в лотерею (чувство радости) до более сложных схем - вам звонят из Центробанка/из оперативного управления такого-то (чувство страха).

Идея метода состоит в том, что мы пропускаем любые неважные действия и события до ключевого шага и рассматриваем ключевой шаг обособленно, мысленно останавливаясь перед ним.

Ключевые шаги могут быть такими:

- Оплата

- Принятие решения о сотрудничестве

- Мотивированный переход по ссылке

- Ввод пароля/карты

- Код из СМС

- Выдача персональных данных

Пример №1 - Ваши деньги лежат на балансе и не расходуются? Тогда мы идём к вам!

1) Ни для кого ни секрет, что Яндекс.Директ звонит по телефону и предлагает бесплатную настройку рекламной кампании. Если деньги уже были положены на бюджет и не истрачены - они это делают ещё более рьяно, с задором и желанием помочь. Рассудок и так заваленного работой предпринимателя отключен - вот она халява, хоть реклама сама поработает!

Здесь важно спросить себя и человека по ту сторону трубки - кто мне звонит, с какой целью?

В ключевой момент принятия решения (когда от вас уже ждут явного согласия) - скажите себе СТОП. Так ли вы всегда нанимали персонал? Или быть может вы имели похожий опыт работы с подрядчиками после первого звонка? Вам самостоятельно звонили левые лица и спрашивали какую работу им делать сегодня и когда приходить за зарплатой?

Верным решением не поддаваясь на уговоры было бы попросить кейсы предлагаемых вам специалистов в вашей или смежной нише. Конечно, успешный опыт работ не гарантирует вам результат (иначе все успешные компании существовали бы вечно), но заметно обезопасит ваши деньги от передачи их вчерашним студентам с Яндекс.курсов или уже ставшими именами нарицательными нетологий и скилбоксов.

Также обязательно стоит познакомиться с ответственным лицом, коим компания не может являться по определению - вам нужен конкретный человек, с которого вы будете спрашивать за результат. Иначе процесс отфутболивания будет бесконечным.

Пример №2 - Покупаем у вас рекламу, для этого вам нужно...

2) Перед тем как попросить от вас ключевое действие, любой злоумышленник ушедший дальше должности "оператора call-центра с не столь отдалённых мест" будет вас "греть", в простонародье - усыплять бдительность.

Это может быть 1-2-3 недельное общение в мессенджерах, на авито, на любых сайтах сервисах и в приложениях где существует чат.

Злоумышленники наловчились и в поисках крупной рыбы готовы общаться месяцами со своей жертвой, пока не будет достигнут результат.

Придерживаться принципа "последнего шага" здесь ещё сложнее, так как не ясно какой шаг последний.

Лично я здесь придерживаюсь правила трёх Д - Деньги, Доступы и Действия

Если даже не человек, а по сути аккаунт просит меня что-то сделать и я с ним лично не знаком или знаком только в интернете - внутренний СТОП должен включаться в таком же режиме как и при просьбе скинуть Деньги или ввести Доступы (пароли, телефоны, и т. д.)

Помните также, что наглость мошенника прямо пропорциональна вашему спросу на продаваемый товар/услугу.

После длительного общения в чатах можно выйти в ZOOm с видеосвязью, а также обменяться договорами при помощи принтера или электронной подписи. Если от вас хотят рекламу впервые, создайте свой прайс, самолично скиньте ссылку на оплату ваших услуг для заказчика.

Пример №3 - Ваш путь в мир инвестиций начинается с маленького шага!

Именоваться инвестором/вкладчиком/пайщиком может только тот человек, который чётко и точно знает САМ, чем он занимается и разбирается в этом.

Из-за обилия финансовых пирамид, "сигналов" и "железных ставок", легко забыть определение слов и развесить уши. Неважно, ведь если следовать принципу "последнего шага" - деньги другому человеку мы отдаём только читая договор, а также зная что организация доверительна и вы её заранее пробили по всем возможным каналам.

Ваш лучший друг Алексей создаёт стартап и приглашает вас поучаствовать в потрясающей идее - создать самый честный агрегатор отзывов с авторизацией через социальные сети. Договорённости простые - каждый вкладывает по миллиону в разработку приложения, причём Алексей уже вложил, очередь только за вами. Нужно срочно и вчера, поэтому если вы готовы поддержать друга и получить 50% доли в компании, привезите деньги в - СТОП! Кажется следует попросить расписку и заверить займ у нотариуса. Ведь возможные обиды друга страшны, но не так как делёжка долгов после неудачи в общем бизнесе.

Также стоит помнить, что такие решения об инвестировании/покупке франшиз/покупки бизнеса не должны приниматься без чёткого бизнес-плана, подтверждения спроса и хотя бы месяца времени на изучения плюсов и минусов выбранной темы.

Кому доверять в итоге?

P.S. Не стоит рубить с плеча общение, даже если оно кажется вам странным. Возможно по ту сторону экрана от вас совсем не мошенник, а обычный человек, не совсем уверенный пользователь ПК, занятой человек, или просто человек немного перебравший в пятницу:) Дайте людям шанс, а судите и переводите их в другую систему общения только по ключевым действиям.

Какие ещё интересные примеры/истории где вас перещёлкнуло и вы не стали отдавать деньги, вводить пароли и т. д. у вас были? Поделитесь в комментах ↓

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда