Как мы обогнали IKEA в поисковой выдаче и получили иск на 480 млн рублей
Это продолжение истории про борьбу с IKEA за право обладать доменом Dostavkaikea.ru и продолжать наш бизнес по доставке мебели одноименного бренда в регионы.
Прошу прощения за задержку с выходом второй части, очень многое в моей жизни произошло за эти несколько месяцев, о чем скоро напишу. Очень сложно восстанавливать подробности событий тех дальних дней. Спасибо что дождались, приятного прочтения.
Встать, суд идет! 2 слушание
Все участники в сборе.
Перед нами 11 озлобленных юристов, после августовского фиаско, настроены крайне решительно, ответчиком с нашей стороны выступает Артур, по прежнему без адвоката. Выглядит это все, мягко говоря, неперспективно.
Судья пробегается по составу дела и представляет слово истцу:
"Капитан" сборной юристов зачитывает следующие требования:
- Запретить использование домена
- Запретить Артуру использовать слово Икеа в любом письменном виде
- Запретить перепродажу и продление домена
- Перевести домен в собственности ИКЕА
- Убрать с сайта каталог ИКЕА
- Взыскать компенсацию 15 млн.р за нанесенный ущерб бренду
Всего 12 пунктов аналогичных формулировок.
Хоть и сумма меньше заявленных 480 млн.р, но градус серьезности заметно выше.
А сколько бы вы поставили на матч, где на поле выходят 11 тренированных футболистов, против одного начинающего, но храброго вратаря-Артура? Драка обещает быть бессмысленной и беспощадной, шансов выйти живыми у нас нет..
Судья иронично смотрит на Артура, как бы оценивая его реакцию на происходящие.
Знаете, если казнь дело моментальное, то наш процесс затянулся еще аж на 3 слушания, где основная стратегия истцов сводилась к требованиям забрать домен и вытащить любую посильную сумму за причиненный ущерб.
Мы же, за неимение вариантов, избрали стратегию "А докажь".
- Вы нанесли колоссальный ущерб бренду, стоимость которого 9 млрд $!
- А докажь, что нанесли ущерб!
- Вы использовали в название слово икеа, нарушая авторское право и тд
- А докажь, что домен нарушает авторские права, ведь название другое !
и т.п
Такой тактикой мы быстро загнали себя в тупик, мало того что все потихоньку доказывалось в пользу истца, так мы еще нарвались на лингвистическую экспертизу за 400 тысяч за счет проигравшей стороны...
Пора срочно менять подход или нам п.здц!
Когда тебя метелят 11 мужиков, вариантов не так уж много:
а) сдаться и извиниться
б) поябедничать старшему на вопиющию несправедливость
Мы выбрали второе...
Сказано - сделано.
Контратака. Письмо руководителю ИКЕА
Жаль, но ответа так и не поступило..
Обида взяла свое, и в перерывах между слушаниями готовится мощнейшая троллинг-атака на ИКЕА
Тучи сгущаются, протесты и письма не работают, пункты один за одним удовлетворяются. Наша команда в ожидании финального аккорда. Остается надежда только на «самый гуманный суд».
Оглашение приговора
Судья, уже уставший наблюдать этот цирк, достает бумажку и оглашает приговор:
По этим пунктам приговор был очевиден, нас же интересовал размер штрафа, компенсация семантического анализа и издержки суда, которые могут пасть на наши плечи..Все таки 15 млн.р на кону.
Диллер, раздавайте карты и покончим с этим!
Да все верно, вы не ослышались. С 480 млн рублей до 2000 рублей за 4 слушания. Сэкономил - значит заработал!
Артур достал 2к налом и отнес Икеивским юристам, пока судья не передумал!
Их настолько возмутила такая сумма, что они пренебрежительно даже отказались от этих денег.
Нищета сыграла нам на руку. У нас не было юр.лица и команда в полтора землекопа, которые даже в складчину не могут себе позволить юриста. Судья это понимал и пощадил нас, за что ему большое СПАСИБО!
Ссылка на статью
Так и закончился суд. Но не наш бизнес
Сидим мы и обтекаем после суда, а с сайтом и доменом ничего не изменилось! Пока наше дело обозревалась разными СМИ, мы обрастали авторитетными ссылками, позиции сайта росли в выдаче, как и трафик на сайт, а с ними заявки и звонки. Мы в легком недопонимании.. Брать заказы даже как то неловко
Через месяц-полтора работы нам позвонил кто-то из ИКЕА и сказал, чтобы мы в срочном порядке убрали форму заказа! Во избежании повторного сценария, убрали форму и поставили вместо него номер телефона, куда продолжили капать звонки=)
Официально суд обязал регистратора запретить использование домена, но почему то этого не происходит месяц, два, три и так пол года, пока у домена не закончился срок действия.
Продлить его уже было невозможно. Земля ему пухом.
Некоторые выводы этого кейса:
- Пока ты нищий, тебе ничего не страшно, поэтому лучше рисковать и действовать, чем защищать свое ничто
- Черный пиар нормально работает
- Ответственность за домен лежит не только на покупателе, но и на регистраторе
- Суд бывает бессмысленным, а судьи милосердными
- До суда дело доходит редко, обычно всем это невыгодно
- Мир - очень сложная система и любая ситуация может кардинально измениться в любой момент
По результату выяснилось, что русский филиал Икеа был до последнего не в курсах, что происходит. Основная инициатива шла от юридической компании, которая хотела понтануться перед ИКЕА за наш счет, но нарвались не на тех=)
Не бойтесь делать бизнес, как надстройку другого продукта или услуги, это нормально, и так работает весь мир, бойтесь дармоедов, которые имитируют бурную деятельность и не создают никакой ценности.
Спасибо, что дочитали до конца, в тексте возможны литературные отступления, восстановить подробную хронологию события тех лет оказалось сложней, чем я думал)
У меня еще много интересных историй прошлого, и я буду их потихоньку доставать для вас.
Сейчас я преисполнен новым проектом, в который мы с партнером вкладываем 15 млн.рублей на штраф ИКЕА (шутка). Планируем приумножить эту сумма в 2 раза за 12 месяцев, подписывайтесь на мой блог если хотите узнать как именно=)
До встречи в следующих постах!
Мой телеграмм канал о текущем проекте, подписывайтесь, буду обозревать прогресс проекта, технологии строительства и бизнес
Как давнишний бывший манагер b2b IKEA в СПб, подтверждаю, перекупы-доставуны во всякие перди постоянно мешались под ногами и осложняли жизнь магазину, чья основная концепция базировалась на самообслуживании. Пару раз их клиентам приходилось объяснять что они к IKEA никакого отношения не имеют и разбирайтесь с ними сами. Хотя магазин всегда был лоялен и брал на возврат от обычных клиентов любую рухлядь без вопросов. Что такие доставуны втирали своим наивным клиентам представлять не хотелось. Как многие здесь отмечали для глобальных компаний, даже не котируемых на биржах, репутация бренда - основа, основ, а в IKEA концепция свята и голландский офис за этим бдит серьезно. Возможно сейчас появились легальные схемы сотрудничества, но риски все равно велики, а профит минимален. Недаром почти все открывавшиеся западные компании приходили к нам обставлять офисы, потому экспаты их открывавшие инстинктивно тянулись к своим, я уж не говорю о скандинавских конторах. Паразитирование на бренде кажется соблазнительным "бизнесом" до какого-то момента.
1. Эти перекупы появились всего лишь по той причине, что очень многие люди вообще без них купить не могут, стоило бы решать эту проблему и перекупы бы сами отвалились.
2. Репутация бренда просела сильнее, когда начали локализовать продукцию (это со слов Вашего коллеги, который рекламацию принимал), поясню. В начале 2000х покупая пачку больших угловых столов в openspace офис после сборки все столы собирались настолько точно и ровно, что соединив 4 угловых стола в один можно было спокойно катать бильярдный шар, зазоров не было, купив очередную партию в 8 или 9 году в тот же офис невозможно было подобрать 4 стола чтобы они стыковались и щели были меньше 1см в обоих плоскостях. Так и заменить получилось только через письмо в род контору, что странно - реально заменили на нормальные, правда ждали месяц.
3. Имея офисы по всей стране, приходилось покупать в МСК или СПб и самим отправлять в филиалы, в случае проблем - обратно, эти лишние звенья добавляли не слабый головняк и забота о клиентах ощущалась очень сильно))
4. Сильно сомневаюсь, что в главном офисе про конкретно этих ребят хоть кто-то слышал, как и сомнителен реальный ущерб от их деятельности.