{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Как применить продуктовый подход к публичным выступлениям

Разбираемся, как дела с выступлениями в России, что на самом деле важно для спикеров конференций и митапов и как сделать свои выступления на уровень выше.

Мы в бюро Глагол готовим спикеров без обещания прокачать им харизму, поставить голос и научить смешно импровизировать. А что тогда? И при чем тут продуктовый подход?

Что происходит в публичных выступлениях в России

Надеемся, что последняя конференция, на которую вы ходили, была по-настоящему полезной и динамичной. Но часто бывает так, что спикеры выступают однообразно и скучно: всю дорогу говорят о себе, льют воду и пересказывают книги.

При этом все больше людей стремятся выступить на внешних событиях и митапах. Компании поддерживают культуру выступлений: нанимают тренеров по риторике и вешают в офисах бейджики с мероприятий как медали на доску почета.

В итоге мы приходим к парадоксу. С одной стороны, спикеры сами хотят больше делиться, аудитория готова воспринимать. С другой — зрители устали от устаревших приемов и скучных выступлений.

В этот момент начинают формироваться разные школы и подходы к публичным выступлениям. Кто-то копирует американские модели, кто-то берет за основу обучение в актерских школах. Устоявшихся правил еще нет, но есть одна тенденция.

Вспомним классическую риторику (обещаем, что в первый и последний раз). Обычно выступление делится на три составляющих: этос, пафос и логос. Если опустить тонкости, этос — это кто говорит, пафос — как говорит, логос — что говорит.

Если вы спросите у коллег, что они хотели бы делать иначе в публичных выступлениях, то вы увидите значительный перекос в «пафос». Спикеры считают, что если научиться импровизировать и держаться на сцене, то их выступления станут на порядок лучше.

Школы публичных выступлений в ответ предлагают спикерам избавиться от зажимов, поставить речь и отработать жесты. Есть тренеры, которые говорят о структуре и логике выступления. Но в целом контент все еще остается на втором плане.

В идеальном мире спикеру нужны все эти навыки: и приятный голос, и уместные жесты, и умение структурировать информацию. Тогда возникает вопрос: с чего все-таки начинать подготовку и на чем фокусироваться?

Сейчас принято думать, что если ты уверенно чувствуешь себя перед аудиторией, то все остальное приложится само. В реальности это не так. Помимо историй и интерактива с залом, аудитория ждет от спикера содержательного контента.

Конкретика и пошаговые рекомендации в итоге оцениваются выше, чем несколько забавных историй.

Переход от формы к содержанию пару лет назад уже случился в мире дизайна презентаций. Если вы обратитесь в дизайн-бюро, они в один голос скажут: «Мы не про красивые картинки, а про поиск смыслов». В первую очередь дизайнеры стремятся понять, в чем суть вашей идеи. Только потом берутся за Power Point.

Теперь эта волна дошла и до публичных выступлений, когда сначала спикер думает о смысле, а только потом об украшении речи.

Новый подход — выступление как продукт

Продуктовый подход к публичным выступлениям помогает найти оптимальную точку приложения усилий и создавать выступления с предсказуемым результатом. Суть продуктового подхода в том, чтобы понять принципы, по которым создаются хорошие выступления, и научить готовиться и выступать не интуитивно, а осмысленно.

В основе лежат несколько принципов, которые перекликаются с принципами продуктового подхода в бизнесе: забота об аудитории, итеративность и принятие решение на основе данных.

Ориентация на слушателя

Компании стремятся сделать так, чтобы клиентам понадобилось минимум усилий для получения максимальной пользы от продукта. В публичных выступлениях происходит то же самое. Главным героем выступления становится аудитория и ее проблемы.

Работу со спикерами мы начинаем с вопросов о слушателях. Кто будет в зале? Какие у них проблемы? Чем именно вы можете помочь? Это помогает создавать выступления, которые попадают в запрос аудитории.

Итеративность

Часто после выступления спикер думает: «Это было очень плохо». Хочется поменять примерно все и в следующий раз выступить гораздо лучше. В итоге подготовка получается расфокусированной.

Когда мы анализируем выступление спикера, то мы не пытаемся исправить все недочеты сразу. Вместо этого мы предлагаем взять в работу 2-3 улучшения, которые принесут максимальный результат.

Итеративность работает и в самой подготовке выступлений. Мы не создаем речь целиком за один раз, а используем принцип «прогрессивного джепега» — первая версия выступления готова уже спустя час работы, а дальше появляются детали.

Принятие решений на основе данных

Мы в Глаголе считаем, что цель любого выступления — это действие слушателей. Изменилось что-то после выступления или нет? Допустим, вы хотите внедрить новую CRM. У выступления есть конкретная целевая метрика. После выступления вы оцениваете эффективность речи не по своему ощущению «зашло – не зашло», а по тому, сколько пользователей появилось в CRM после вашей речи.

Или если вы выступаете, чтобы раскачать свой личный бренд, то измеримым результатом будет количество подписчиков в вашем канале или число написавших в директ.

Еще одна понятная метрика — реакция слушателей. Любая активность — смех, аплодисменты, ответы из зала — показывают вовлеченность и заинтересованность зала.

Фокус на то, что принесет результат

Представим, что начинающий спикер решает в первую очередь взяться за постановку сценической речи — чтобы говорить низким голосом. Прокачка заняла 10 часов. Если кроме этого он ничего не поменял в своем выступлении, то выхлоп окажется небольшим.

Работа над структурой выступления занимает 3 часа — изучить, какие структуры бывают и причесать логику внутри своей речи. Теперь речь будет более понятной. Аудитория считает главную мысль и сможет с большей вероятностью применить ее в своей практике.

Как я могу применить продуктовый подход к выступлениям

Анализируйте аудиторию

Даже проработанное выступление может оказаться провальным, если тема или подача не соответствуют аудитории. От слушателей зависит стиль выступления и контент: продактов интересует одно, а HR совсем другое. Поэтому подготовку к выступлению начинайте с анализа аудитории. Мы рекомендуем ответить на три вопроса:

Зачем слушатели пришли на мероприятие?

Какие у них актуальные боли и потребности?

Чем именно вы можете быть для них полезны?

Зал редко бывает однородным, чаще среди слушателей есть 3-4 сегмента. Подумайте, что это за категории и что волнует каждую из них. Если вы не до конца понимаете, кто придет вас слушать, созвонитесь с организаторами. Спросите, на кого таргетируют рекламу мероприятия, кто был среди слушателей на такой же конференции в прошлом году.

Что касается пользы лично от вас: подумайте, что аудитория потеряет, если вас заменить другим экспертным спикером? Пересказать 3 популярных книги получится у многих специалистов, а поделиться личным кейсом из практики — только у вас.

Ставьте цели в мире аудитории

Чтобы захватить внимание слушателей, сформулируйте цель выступления в их мире. На предыдущем шаге мы записали, что волнует аудиторию. Теперь важно понять, что конкретно изменится для аудитории после вашей речи.

Цель в мире спикера: проинформировать, как изменится структура компании.

Цель в мире слушателя: показать, как теперь отправлять заявку разработчикам, чтобы запрос обрабатывался не три недели, а пару дней.

Когда спикер создает выступление только с позиции своей выгоды, речь получается пустой и неинтересной. У слушателей возникает вопрос: «А как это относится ко мне?» И наоборот — аудитория вовлечена, если выступление полезное и решает их проблему.

Дальше цель делится на локальную, глобальную и личную. Локальная — это что конкретно слушатель сделает после вашего выступления? Глобальная — что вы хотите изменить в существующем порядке вещей. Личная — это то, что вы сами хотите получить от выступления. Новые партнеры, знакомства, клиенты.

Посмотрите выступление Джо Смита про бумажные полотенца, чтобы увидеть, как работает локальная и глобальная цель и какими приемами спикер за 5 минут добивается намеченного.

Действуйте итерациями

Разделите процесс подготовки на шаги. Мы разработали подробный фреймворк из 9 шагов, но если передать его буквально в трех словах, то получится такая последовательность: полезно —> понятно —> красиво. Начинайте подготовку всегда с пользы для слушателей. Тогда если у вас окажется только полчаса на проработку выступления, оно будет, возможно, путаным и без красивых слайдов, но точно не пустым для аудитории.

По таким принципам мы готовим спикеров индивидуально, обучаем в компаниях и на открытых курсах. Если зацепило — приходите в бюро Глагол на открытые курсы, индивидуальные консультации или корпоративные тренинги.

0
7 комментариев
Написать комментарий...
Степан Калашников

Вот за что я люблю Глагол, так это за контент здорового человека. Всё понятно и по делу)

Ответить
Развернуть ветку
Бюро Глагол
Автор

Степан, это супер, спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Olga Melnik

Отличная статья!
Уважаемые авторы, спасибо за рекомендации, буду использовать в своё работе😊

Ответить
Развернуть ветку
Бюро Глагол
Автор

Спасибо, Ольга! Мы рады, если полезно:)

Ответить
Развернуть ветку
mescheryakov cyril

"полезно —> понятно —> красиво. Начинайте подготовку всегда с пользы для слушателей" - вот это и есть самая кладезь мудрости и залог отличного выступления

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Гриц

Крутая подборка советов. Просто "под стекло" или "на стену", чтобы всегда перед глазами были.

Ответить
Развернуть ветку
Антонина Сидельникова

Спасибо за конкретику и четкую структуру!!!

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Раскрывать всегда