{"id":13831,"url":"\/distributions\/13831\/click?bit=1&hash=c8aa181d335f39dea37c6371ff973049ca181b1a0115b2c21b8b33ac2ce446e9","title":"\u0420\u0430\u0437\u0434\u0430\u0451\u043c \u043c\u0435\u0434\u0430\u043b\u044c\u043a\u0438 \u0437\u0430 \u0438\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442-\u0434\u043e\u0441\u0442\u0438\u0436\u0435\u043d\u0438\u044f. \u0421\u043a\u043e\u043b\u044c\u043a\u043e \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u0435 \u0432\u044b?","buttonText":"\u041f\u0440\u043e\u0432\u0435\u0440\u0438\u0442\u044c","imageUuid":"b1525eff-10a7-5057-afd4-3762e3fb4a3d","isPaidAndBannersEnabled":false}

Личный опыт по созданию и внедрению миссии и ценностей в IT компании

Всем привет! Я основатель IT компании A2SEVEN и автор телеграм-канала «Айтибиз от Антона Репьева» хочу поделиться опытом как рождались миссия и ценности в моей компании.

О том, что такое миссия компании, уже отгремели тысячи дискуссий на всех популярных ресурсах. Определений написано множество. Но мне в душу запало такое: миссия компании — это основной смысл её существования помимо зарабатывания денег. В статье расскажу как, набивая шишки, я пришёл к пониманию этого, а затем — к миссии своей компании и ценностям в её основе.

Может ли компания работать без миссии?

Вполне. Осмотритесь — вокруг множество фирм, владельцы которых в ответ на вопрос: «Зачем существует ваша компания?», ответят: «Как зачем? Деньги зарабатывать!» Кто-то добавит, что миссия — выдумка ТОП-менеджеров, чтобы поднять свою значимость, скрыть бесполезность и переложить ответственность на других, что надо просто качественно работать и не забивать себе голову ерундой из западных бизнес-книжек.

И они по-своему правы. В палатке фастфуда вам могут подать божественную шаурму без всяких миссий. В маленьком магазинчике без миссии вы можете купить качественный товар, в шиномонтажке — поставить новую резину. А про IT-аутсорсинг и говорить нечего — мы первые годы работали без миссии, и все клиенты были довольны.

Без миссии нет развития

Проблема в том, что, не имея миссии, компания ограничивает себя в росте, лишает перспектив. Какое-то время, год, два, три, ты работаешь и радуешься, что бизнес приносит деньги, но это состояние не вечно. Откуда я знаю? Да сам через это прошёл.

11 лет назад, когда мы с партнёрами создавали компанию, нам просто хотелось зарабатывать, занимаясь тем, что мы умели лучше всего — программировать. Брались за любые задачи на аутсорсе, потому что нам было в кайф писать любой код и ещё за это получать намного больше средней зарплаты.

Несколько лет я радовался жизни. Но после стал ощущать внутри какую-то пустоту. «Деньги — это здорово, они безусловно значимы, но для чего я всё это делаю? Что будет дальше?» — всё чаще я стал задавать себе эти вопросы. Также подмечал, что за некоторые проекты берусь с прежним удовольствием, а от иных бы с радостью отказался, даже потеряв доход.

Я начал задумываться: «Что не так?»

3 вещи, которые меня не устраивали

Первая — мы набирались опыта, наш уровень рос, но мы оставались кучкой программистов. Нас никто не воспринимал как надежного технического партнера, который не просто выполняет поставленные задачи отсюда и до вечера, а может брать на себя ответственность, высказывать мнения и советовать решения, выбирать технологии.

Вторая вытекала из первой — уровень проектов, которые мы брали, стал отставать от нашего. Приходилось делать то же самое, что и много раз до этого. Не стало челленджа, а без него останавливается развитие.

Третья проблема — компания росла, а вместе с ней росла и текучка кадров. Если для нас бизнес, который мы создали, оставался источником мотивации, то для разработчиков мы были всего лишь очередной аутсорсинговой компанией, очередной ступенькой в их карьере. Они не чувствовали своей привязанности к нам, нашим проектам. И это было проблемой, потому что когда программист вдруг вставал и уходил, приходилось ломать голову, кем его заменить.

Выработка миссии

После долгих размышлений я пришел к выводу, что нужно создать, придумать что-то глобальное, то, что поможет настроиться на заботу о клиенте, поможет нам создать доверие и получать рекомендации, заложит основу для долгосрочной удовлетворенности и мотивации за счет ясного видения своей полезности.

Я проанализировал клиентов и проекты, над которыми мы работали, провел опрос среди команды и понял, что нас вдохновляет идея перейти на разработку полного цикла. От знакомства с бизнес-идеей через формирование функциональных требований с погружением в бизнес-процессы заказчика до проектирования и дизайна интерфейса, разработки серверной и клиентской частей и т.д.

Я хотел, чтобы создаваемые нами продукты были высокотехнологичны и полезны нашим клиентам, решали их задачи оптимальным способом, открывали им новые возможности и приносили больше прибыли.

Так и родилась миссия: «Используя современные инструменты и методы разработки, создаем ИТ продукты, которые помогают бизнесу работать иначе и зарабатывать больше».

Миссия невыполнима?

Следуя новой миссии, мы начали менять подходы к разработке, взяли несколько крупных проектов. Мне казалось, что внедрить миссию просто. Достаточно рассказать о ней и команда сразу примет ее, разделит со мной ее ценность и начнет следовать беспрекословно, ведь все же очевидно и понятно. Я уже точно не помню, как её донёс. Вроде просто сделал документ и скинул ссылку в Slack, сказав «Я сделяль! Это наша миссия, прошу любить и жаловать».

Увы, если я и мои партнеры работали в соответствии с выбранной миссией, то в работе программистов мало что изменилось. Даже наоборот, некоторые в курилке посмеивались над нововведением и передавали это настроение новеньким.

Подкрепляем миссию ценностями

Это был для меня важный урок: не все оказались готовы разделить миссию, которую я создал. Некоторые — потому что у них была другая — своя. Большинство — потому что им не объяснили, не разжевали, как и почему мы пришли к ней, что нужно делать для её выполнения. Нам нужны были ценности, которые понятно бы указали путь к достижению миссии, помогли сформировать команду единомышленников.

Так постепенно появились 7 ценностей A2SEVEN, в соответствии с которыми мы и работаем.

1. Мы учимся новому и делимся знаниями

Успех невозможен без диалога с внешним миром. В процессе работы мы получаем опыт и новые знания, для нас очень важно не оставлять их только себе, а делиться с коллегами и даже людьми вне компании. Ведь отдавая вовне, мы открываемся тому, чтобы взять что-то взамен для себя.

Был случай, когда наш разработчик, обожавший в числе первых осваивать новинки iOS, выступил на конференции по этой теме. Его выступление привлекло человека, которому понравился такой подход. Позже, став нашим клиентом, он признался, что выбирал между несколькими компаниями. И выступление нашего разработчика вселило в него уверенность, что мы справимся лучше всех.

2. Крутые вещи не создаются из-под палки

Брать разработчиков на неинтересные им проекты — это путь галеры, с которой «гребцы» сбегут при первой возможности. Если разработчик считает проект неинтересным, то он будет делать задачи посредственно, не будет верить в успех и в итоге сделает плохой продукт. Безусловно в любой работе встречаются задачи, которые скучные и неинтересные, но нам очень важно, чтобы сам проект был интересен, тогда любые задачи, даже рутинные будут сделаны качественно.

Часто бывает, что человек долго работает на одном проекте и начинает чувствовать, что перестает развиваться, задачи уже не драйвят и начинается выгорание. Следуя нашей ценности, мы стараемся отслеживать такие ситуации и делать либо ротацию, либо договариваемся с клиентом и даем другие задачи, которые смогут переключить разработчика, чтобы он мог быть максимально полезным.

3. Не стоим на месте и постоянно обучаемся

Мы не делаем коробочные решения, поэтому часто приходится сталкиваться с технологиями, которые мало знаем. И приходится быстро учиться, разбираться и решать задачи на самом высоком уровне. Благодаря этому, мы развиваемся, узнаем что-то новое. Поэтому мы ценим людей, которым нравится постоянно учиться, готовых параллельно с работой над текущими задачами осваивать новое и готовиться к вызовам.

Например, благодаря нашей ценности мы были одни из самых первых компаний в городе, кто начал применять Node.js для разработки проектов, еще до того, как он стал мейнстримом. Свой первый проект мы начали делать уже 2010 году. У нас был клиент из Калифорнии, который увидел этот язык на одной из локальных конференций и сказал, что хочет переписать свой проект с PHP на Node.js. Это был очень интересный челлендж, но мы справились и сами влюбились в этот язык, и по сей день используем его в проектах.

4. Результат важнее процесса

Процессы важны, но без результатов они бессмысленны. Мы всегда выбираем хороший результат сегодня, чем идеальный, но никогда.

Этой ценности мы придерживаемся не только внутри команды, но и стараемся доносить до своих клиентов, особенно после одного случая. Однажды мы делали проект, и клиент никак не мог остановиться в разработке своих «хотелок», он все добавлял их и добавлял, изменял и изменял. Пока, по его мнению, не будет идеально. В итоге мы делали проект 2,5 года, но, к сожалению, проект так и не увидел свет. У клиента закончились деньги, и он еще долго судился с инвесторами.

5. Не боимся ответственности

Всегда выполняем свои обещания. Мы люди и можем ошибаться, но если такое происходит, никогда не включаем «заднюю», берем риски на себя и доводим дело до конца.

Однажды мы делали проект для одного американского агрегатора и должны были разработать систему по сбору и хранению данных. Мы ее сделали, но в процессе поняли, что спроектировали систему некорректно и при росте объема данных она могла перестать работать. У нас был выбор либо оставить это как есть, и возможно никто не заметит проблем, либо за свой счет полностью переписать систему. В таких ситуациях всегда основываемся на принципах, и поэтому мы решили переписать. Мы разработали план, как переписать, не останавливая основную разработку, выделили дополнительного человека и в итоге сдали с небольшой задержкой, но качественный проект.

6. Открытость и честность

Открытость процессов, честность при работе с коллегами, клиентами и прежде всего перед самим собой.

Мы придерживаемся полной открытости в компании, у нас открыты финансы для сотрудников, делимся с коллегами успехами и неудачами, рассказываем о целях и планах компании. Мы верим, что только при полной открытости и общих целях возможно построить плодотворное сотрудничество и получить выдающиеся результаты. Полной открытости процессов разработки мы придерживаемся и со своими клиентами, они в любой момент могут получить информацию по статусу проекта, мы никогда не скрываем проблем.

7. Нам не все равно

Это самая главная ценность компании. Для нас важно, что мы делаем и какой получим результат. Эта ценность проецируется не только на клиентов и проекты, которые мы делаем, но и на повседневную жизнь в компании.

Благодаря этой ценности мы не просто формально выполняем поставленные задачи, а искренне пытаемся помочь, по возможности делаем чуть больше, чем от нас ожидают.

Например, после сдачи проекта, мы еще на протяжении 9 месяцев помогали клиенту, чтобы он смог получить инвестиции, и периодически бесплатно выполняли работы по улучшениям и баг фиксам. За это время нами на проект было потрачено порядка 300 тысяч рублей, но благодаря тому, что мы не бросили клиента и поддержали его в сложной для него ситуации, он не только вернулся к нам после нового раунда инвестиций, но и посоветовал нас другой компании в акселераторе и мы получили еще один проект.

В итоге, следуя принципу, мы не только окупили инвестиции в клиента, но и заработали на порядок больше.

Чтобы донести миссию и ценности компании до команды, я создал базу знаний, вместе с HR проработали план и выработали систему, которая через видео, групповые игры, наставничество буквально разжевывает миссию компании, доносит наши ценности и то, чем мы занимаемся на собеседовании, в ходе стажировки или испытательного срока, а затем — дальнейшего сотрудничества.

Мы проводим опросы и HR контролирует, насколько новые сотрудники воспринимают наши ценности, руководствуются ли ими в ходе работы. Тех, кто не разделяет наши ценности и не соответствует портрету, даже если это супер крутой специалист, мы стараемся отсеивать. Таким образом, мы сократили расходы на найм и подготовку новичков, ведь теперь мы вкладываемся в развитие только тех, кто реально мотивирован.

Выводы

Без миссии и ценностей можно жить, если вы пока ещё на самой первой ступеньке пирамиды Маслоу и вами движет только финансовый интерес.

Но если вы хотите развиться до уровня ТОП-10% в вашей сфере (неважно, в какой), прямо сейчас начните формирование миссии компании, а также ценностей, принципов, которые подкрепят её. Потому что настанет момент, когда ваши амбиции столкнутся с нежеланием или неспособностью сотрудников их поддержать. Просто потому, что им это не надо или они не готовы жертвовать своими собственными интересами.

Начните сами работать в соответствии с миссией и ценностями. Разберитесь, как лучше донести их до коллектива. Следите за реакцией. И прежде всего — за делами, потому как на словах согласиться могут все. Расставайтесь с теми, кто не готов принять работу по новым принципам. Постепенно вы получите коллектив единомышленников с почти нулевой текучкой кадров.

И помните — ценности не статичны. Чтобы наши приняли современный вид, ушло несколько лет развития. И есть большая вероятность, что в ближайшие несколько лет к ним могут добавиться новые.

А у вашей компании есть миссия? Напишите в комментариях. Интересно послушать и владельцев и тех, кто работает по найму.

0
8 комментариев
Написать комментарий...
Anastasia Hushenova

Вы сказали, что ценности не статичны и что они могут меняться и добавляться новые с течением времени? 
А что же делать с теми людьми, у которых на данный момент личные ценности совпадают с ценностью компании, а со временем изменяются не в ту же сторону, в какую поменялись у компании? 

Ответить
Развернуть ветку
Anton Repjov
Автор

Ну это работает и в другую сторону, у человека тоже ценности могут поменяться. Поэтому если ценности кардинально не совпадают, и человек не готов с ними мирится, то лучше разойтись по-хорошему. В противном случае недовольство и негатив будет накапливаться.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Фомин

Крутой кейс про клиента, которому помогали на протяжении 9 месяцев и это окупилось. А были обратные примеры, когда время затрачено, а клиент не оценил?

Ответить
Развернуть ветку
Anton Repjov
Автор

Да, и такое тоже было. Были и такие, которые на шею пытались садиться, но во всех случаях мы стараемся следовать нашим принципам.

Так же мы все стараемся считать, и если нашей помощью пренебрегают, садятся на шею и мы в итоге выходим за коридор окупаемости, то мы честно и открыто об этом говорим клиенту, предлагаем пути решения из сложившейся ситуации. 

Например, говорим, что не можем дальше продолжать сотрудничество на текущих условиях, поэтому либо мы их меняем, либо вот, у нас есть партнеры, которые готовы вам помочь

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Кущенко

На самом деле миссия любой коммерческой компании в условиях рыночной экономики - заработать денег. Без денег не получится заплатить за аренду, заплатить сотрудникам зарплату, даже интернет отключат. Все остальное: современные технологии, ответственность, открытость и тд - только для того, чтобы зарабатывать больше, нанимать новых сотрудников и зарабатывать ещё больше.
Это ни в коем случае не упрек в алчности, к сожалению таковы реалии современной жизни.
И каждый сотрудник в первую очередь работает, чтобы заработать деньги и купить себе еду, заплатить за квартиру, заниматься хобби и тд. 
Высокооплачиваемые специалисты могут придумывать себе всякие высокие цели, но на самом деле большинство из них работают ради денег и не захотят переходить в другую компанию с более подходящими целями но за меньшую зарплату. Скорее наоборот :)
Но я так же не исключаю, что существует небольшое количество специалистов, которые готовы работать за небольшую ЗП во имя высоких целей. Но такик людей исчезающе малый процент.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Repjov
Автор

Андрей, я не соглашусь с тобой. Смысл статьи не в том, что ценности — способ платить людям меньше. И интерпретировать это таким образом ошибочно.

Абсолютно точно, что цель любой коммерческой организации — зарабатывание денег, и мы все работаем за деньги. Но если тебе нечего кушать, то практически никакие ценности тебя не удержат, а некоторых даже моральные ценности не удерживают пойти на преступление. Но разговор не про крайности, а про нормальные условия.

Каждая компания и человек имеют ценности/принципы. И статья про то, что по моему опыту, компаниям лучше четко определиться со своими ценностями, честно и открыто их транслировать и соблюдать. Это поможет собрать эффективную команду, которая разделят принципы компании, поможет принять решения в сложных ситуациях.

Например есть две компании, обе платят одинаково хорошо. У одной принцип брать любую работу лишь бы она приносила деньги, а у второй компании – брать только большие и сложные проекты.

Теперь представим человека, у которого есть принцип решать сложные задачи, при прочих равных, он скорее всего выберет вторую компанию. Но вот если компании не транслируют свои ценности, то может оказаться, что такой человек попадет в первую компанию, и через какое-то время у него начнет накапливаться негатив, и компания будет превращаться для него в галеру.

Вторая важная задача миссии и ценностей, это принятие решений в спорных ситуациях. Чтобы человек в компании мог принять самостоятельно правильное решение (без советов уровнем выше), нужен инструмент, и это как раз ценности и миссия. Если он их точно знает и разделяет, то с большой долей вероятности примет правильное решение.

Например стоит задача:
Не качественно доделать задачу и успеть в срок
Либо, потерять в прибыли, но выпустить качественный продукт

В данном случае вариант не очень очевидный и тут нужно просто следовать ценностям компании. А если их нет, или они не донесены до сотрудников, то сделать правильный выбор им будет крайне сложно!

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Кущенко

Я не хотел сказать, что компании плохие и стараются платить меньше (хотя компании, которые добровольно повышают ЗП сотрудникам - редкое явление).
Моя мысль была в том, что настоящая миссия компании - заработать деньги. И цели вида: брать сложные проекты, делать хорошо а не быстро и тп - просто способ завлечь к себе сотрудников и клиентов, чтобы опять же заработать больше денег)
Это не плохо и не хорошо - это то что мы все имеем на сегодняшний день.

Это лишь мое мнение. Возможно оно не соответствует действительности :)

Ответить
Развернуть ветку
Anton Repjov
Автор

Заработать денег - это не миссия, а цель компании. Причём каждый квартал, год ты можешь поднимать планку. Но зарабатывание больших или меньших денег, не противоречит существованию миссии у компании.

Миссия это что-то большее, это не про деньги, не про пиар, не про конечную цель. Это некая философия, ориентир которому ты следуешь, который помогает тебе выбирать и принимать решения.

Сама по себе миссия не может привести больше людей и больше зарабатывать, но поможет с позиционированием себя, поможет собрать людей с похожими взглядами на жизнь и работу.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 8 комментариев
null