Как цифровые платформы меняют рынок труда
В 2000 году американская сеть кинопрокатов Blockbuster отказалась от покупки небольшого стартапа Netflix, рыночная капитализация которого сегодня — 230 миллиардов долларов. Стратегическая ошибка ныне с самой популярной стриминговой платформой — хороший пример того, как важно вовремя разглядеть перспективы инновационных решений.
Netflix стал примером «подрывной инновации» и наглядно продемонстрировал, как платформы опережают традиционный бизнес (даже такой уверенный, как телевидение) и делают из компаний лидеров рынка за счет повышения удобства, гибкости и сокращения финансовых издержек. Изначально Netflix предлагал пользователям намного больше контента, чем любой американский кинопрокат, — а дальше компания перешла к более масштабным преобразованиям. Платформа решила создавать ценность с помощью отбора и систематизации, поэтому вкладывала миллионы долларов в разработку алгоритмов, чтобы угадывать предпочтения пользователей.
Конструкция, бизнес-модель, экосистема
Netflix связала потребности аудитории с ресурсами. В этом и заключается суть работы платформ, через которые поставщики продуктов или услуг находят потребителей. Цифровая платформа — это одновременно и сама технологическая конструкция, и бизнес-модель, и экосистема. В основе создания лежат современные прорывные технологии — в частности, технологии облачных вычислений.
В платформенной экономике, которую часто называют «экономикой совместного потребления» или «гиг-экономикой», выстраиваются отношения между тремя сторонами: самой платформой, поставщиком услуг и клиентом. Задача платформы — помочь встретиться спросу и предложению. Бизнес-модели, основанные на платформах, создают ценность за счет объединения потребителей и производителей в онлайн-сети. Это в свою очередь создаёт более открытую экономическую систему с более широким вовлечением пользователей.
Социальные сети, мессенджеры, поисковые системы, порталы госуслуг — всё это цифровые платформы. Сегодня большинство крупных компаний активно развиваются в рамках этой бизнес-модели. На рынке появляются всё новые и новые платформы, которые отличаются по функциям и типам: Netflix, Hulu и IVI поставляют пользователям контент; Uber и Яндекс.Такси предоставляют услуги пассажирских перевозок; Amazon, EBay, Ozon работают в сфере онлайн-торговли; PayPal и QIWI — онлайн-платежные системы; UpWork, TopTal и Профессионалы 4.0 объединяют компании и независимых специалистов.
Перемены на рынке труда
Преобразования происходят не только в сфере производства, потребления услуг и досуга. Меняется привычный формат трудовых отношений — платформы становятся пространством, где люди объединяются для совместной деятельности.
Этот процесс начался ещё в начале 2000-х — когда руководители осознали, что не всегда можно найти необходимые компетенции внутри компаний. Тогда они обратились к онлайн-посредникам или human cloud платформам, которые расширяют географию поиска и ускоряют процесс отбора исполнителей.
В развитии платформенной экономики свою роль сыграла и пандемия: ограничения заставили бизнес и отдельных специалистов пересмотреть своё отношение к труду. Профессионалы оценили преимущества удалёнки и отсутствие постоянного контроля. Компании вынужденно сделали упор на поиск новых технологических решений, которые позволят организовать работу на расстоянии — и в процессе поняли, что не все сотрудники нужны в штате. Руководители начали задумываться о гибкости, которая позволит справляться с внешними угрозами и кризисами.
Рост фриланс-сектора
Эти факторы и привели к тому, что human cloud платформы, которые помогают компаниям находить специалистов для работы над проектами, заняли своё место в цифровой экономике. Сейчас в мире существует около 300-500 платформ — в 2010 году их было только 100-200.
Рост фриланс-сектора
Эксперты в один голос заявляют, что на российском рынке будет появляться всё больше фриланс-платформ. Они могут отличаться по формату взаимодействия и типу проектов. Для каких-то задач достаточно одного специалиста, технически сложные проекты требуют участия целой команды из фрилансеров или гибкой команды.
Привлечение фрилансеров снижает стоимость проектов и делает их более насыщенными экспертизой, поэтому в ближайшем будущем на рынке будет появляться всё больше решений, которые позволят совместить множество предложений со спросом в удобной форме.
Фриланс 2.0
В связи с ростом спроса на независимых специалистов со стороны отдельных людей и компаний выросла и доля фрилансеров на рынке. Эксперты прогнозируют, что к 2025 году оборот глобального рынка фриланса составит 102 млрд долларов. Для фрилансеров — это свобода выбора и возможность соблюдать баланс между жизнью и работой.
Для некоторых профессионалов это может стать персональным культурным переломом, потому что новый формат полностью изменит или уже изменил логику карьеры. Раньше люди получали фундаментальное образование и по 20-30 лет работали в одной компании, сегодня на первый план выходит принцип «lifetime learning», а карьера становится «рваной». Специалисты совмещают работу в компаниях и на фрилансе, или полностью отказываются от штатной работы в пользу проектной занятости.
Преодолевать придётся не только традиционное представление о карьере, но и консерватизм крупных компаний.
«Для больших российских компаний работа напрямую с фрилансерами это новая тема, пока это инновационное решение. Далеко не все принимают такую возможность», — Николай Долгов, П4.0.
И бизнесу, и специалистам пандемия показала, что профессиональная независимость может быть надежнее офисного постоянства. В сложившейся ситуации фриланс дает больше контроля над своими доходами, а компании начинают понимать, какой источник редких навыков и гибких скиллов можно найти у фрилансеров. На это сделали ставку Профессионалы 4.0.
Это не новый тренд, еще в 2016 году гиг-экономика была огромной и в ней участвовало 20-30% трудоспособного населения Европы и США, но в 2020 рынок фриланса и платформенной занятости за считанные месяцы преодолел расстояние, на которое отводилось несколько лет. Upwork заявляет, что сейчас он приносит экономике США 1,2 трлн долларов — на 22% больше, чем в 2019 году.
Развитие цифровых платформ — одно из приоритетных направлений в стратегии цифровой трансформации на Евразийском экономическом пространстве до 2025 года. Согласно исследованиям PwC, размер экономики совместного пользования к этому времени достигнет 335 млрд долларов. Сегодня большинство крупных платформ сосредоточены в США и Китае. Россия пока отстает от азиатских и американских коллег, но отечественным компаниям предстоит оценить потенциал этой технологии в ближайшем будущем. Прогнозируемое развитие мобильных и цифровых технологий, уникальность и преимущества платформенных бизнес-моделей приведут к тому, что на российском рынке неизбежно появится ряд платформ, которые матрично закроют страну и потребности бизнеса.