{"id":13663,"url":"\/distributions\/13663\/click?bit=1&hash=451ddbd742812b6a8618115ca5836294b27a99aedd202de3bf2fbac0b9b35044","title":"\u0412 \u00ab\u0422\u0438\u043d\u044c\u043a\u043e\u0444\u0444\u00bb \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043e\u0444\u043e\u0440\u043c\u0438\u0442\u044c \u043a\u0430\u0440\u0442\u0443 \u0441 \u00ab\u0410\u043b\u0451\u043d\u0443\u0448\u043a\u043e\u0439\u00bb \u0412\u0430\u0441\u043d\u0435\u0446\u043e\u0432\u0430","buttonText":"\u0411\u0435\u0441\u043f\u043b\u0430\u0442\u043d\u043e","imageUuid":"050f68d4-46eb-5be0-a8a5-7995b2625086","isPaidAndBannersEnabled":false}
Профессионалы 4.0

Как цифровые платформы меняют рынок труда

В 2000 году американская сеть кинопрокатов Blockbuster отказалась от покупки небольшого стартапа Netflix, рыночная капитализация которого сегодня — 230 миллиардов долларов. Стратегическая ошибка ныне с самой популярной стриминговой платформой — хороший пример того, как важно вовремя разглядеть перспективы инновационных решений.

Netflix стал примером «подрывной инновации» и наглядно продемонстрировал, как платформы опережают традиционный бизнес (даже такой уверенный, как телевидение) и делают из компаний лидеров рынка за счет повышения удобства, гибкости и сокращения финансовых издержек. Изначально Netflix предлагал пользователям намного больше контента, чем любой американский кинопрокат, — а дальше компания перешла к более масштабным преобразованиям. Платформа решила создавать ценность с помощью отбора и систематизации, поэтому вкладывала миллионы долларов в разработку алгоритмов, чтобы угадывать предпочтения пользователей.

Конструкция, бизнес-модель, экосистема

Netflix связала потребности аудитории с ресурсами. В этом и заключается суть работы платформ, через которые поставщики продуктов или услуг находят потребителей. Цифровая платформа — это одновременно и сама технологическая конструкция, и бизнес-модель, и экосистема. В основе создания лежат современные прорывные технологии — в частности, технологии облачных вычислений.

В платформенной экономике, которую часто называют «экономикой совместного потребления» или «гиг-экономикой», выстраиваются отношения между тремя сторонами: самой платформой, поставщиком услуг и клиентом. Задача платформы — помочь встретиться спросу и предложению. Бизнес-модели, основанные на платформах, создают ценность за счет объединения потребителей и производителей в онлайн-сети. Это в свою очередь создаёт более открытую экономическую систему с более широким вовлечением пользователей.

Социальные сети, мессенджеры, поисковые системы, порталы госуслуг — всё это цифровые платформы. Сегодня большинство крупных компаний активно развиваются в рамках этой бизнес-модели. На рынке появляются всё новые и новые платформы, которые отличаются по функциям и типам: Netflix, Hulu и IVI поставляют пользователям контент; Uber и Яндекс.Такси предоставляют услуги пассажирских перевозок; Amazon, EBay, Ozon работают в сфере онлайн-торговли; PayPal и QIWI — онлайн-платежные системы; UpWork, TopTal и Профессионалы 4.0 объединяют компании и независимых специалистов.

Перемены на рынке труда

Преобразования происходят не только в сфере производства, потребления услуг и досуга. Меняется привычный формат трудовых отношений — платформы становятся пространством, где люди объединяются для совместной деятельности.

Этот процесс начался ещё в начале 2000-х — когда руководители осознали, что не всегда можно найти необходимые компетенции внутри компаний. Тогда они обратились к онлайн-посредникам или human cloud платформам, которые расширяют географию поиска и ускоряют процесс отбора исполнителей.

В развитии платформенной экономики свою роль сыграла и пандемия: ограничения заставили бизнес и отдельных специалистов пересмотреть своё отношение к труду. Профессионалы оценили преимущества удалёнки и отсутствие постоянного контроля. Компании вынужденно сделали упор на поиск новых технологических решений, которые позволят организовать работу на расстоянии — и в процессе поняли, что не все сотрудники нужны в штате. Руководители начали задумываться о гибкости, которая позволит справляться с внешними угрозами и кризисами.

Рост фриланс-сектора

Эти факторы и привели к тому, что human cloud платформы, которые помогают компаниям находить специалистов для работы над проектами, заняли своё место в цифровой экономике. Сейчас в мире существует около 300-500 платформ — в 2010 году их было только 100-200.

Компании будущего — это компании, в которых работает 30% фултаймеров, выполняющих стратегические задачи. А всё остальное — это гибкие формы, профессиональный аутсорсинг, фрилансеры и экспертные платформы

Михаил Магрилов, PwC

Рост фриланс-сектора

Эксперты в один голос заявляют, что на российском рынке будет появляться всё больше фриланс-платформ. Они могут отличаться по формату взаимодействия и типу проектов. Для каких-то задач достаточно одного специалиста, технически сложные проекты требуют участия целой команды из фрилансеров или гибкой команды.

Появляются платформы, заточенные под поиск фрилансеров, имеющих опыт совместной работы. Формируются связи между людьми, которые на каких-то проектах уже работали вместе и понимают, кто и что может сделать. Например, модули «маркетолог и дизайнер», «разработчик и бизнес-аналитик» проще встраиваются в решение задачи

Николай Долгов, П4.0

Привлечение фрилансеров снижает стоимость проектов и делает их более насыщенными экспертизой, поэтому в ближайшем будущем на рынке будет появляться всё больше решений, которые позволят совместить множество предложений со спросом в удобной форме.

Крупные компании — это годовые планы закупок, конкурсы, длинные процедуры найма в штат. Это недели или даже месяцы. Работа с фрилансерами, если ее правильно настроить, позволяет запустить проект за две недели и выиграть время и деньги. Компании, которые приходят на Профессионалы 4.0, по ряду проектов экономят до 80% — убираются организационные расходы, а ещё платформа позволяет создать конкурентную среду квалифицированных специалистов. И это сильно снижает косты, но при этом не падает качество исполнения

Николай Долгов, П4.0

Фриланс 2.0

В связи с ростом спроса на независимых специалистов со стороны отдельных людей и компаний выросла и доля фрилансеров на рынке. Эксперты прогнозируют, что к 2025 году оборот глобального рынка фриланса составит 102 млрд долларов. Для фрилансеров — это свобода выбора и возможность соблюдать баланс между жизнью и работой.

Существует пласт людей, в основном молодых профессионалов в области digital, IT, маркетинга, аналитики, которые не очень стремятся попасть внутрь крупной компании. Они больше заинтересованы в свободе и в возможности выбирать что, с кем и как они будут делать

Николай Долгов, П4.0

Для некоторых профессионалов это может стать персональным культурным переломом, потому что новый формат полностью изменит или уже изменил логику карьеры. Раньше люди получали фундаментальное образование и по 20-30 лет работали в одной компании, сегодня на первый план выходит принцип «lifetime learning», а карьера становится «рваной». Специалисты совмещают работу в компаниях и на фрилансе, или полностью отказываются от штатной работы в пользу проектной занятости.

Большая часть фрилансеров — это либо совсем молодые люди, либо люди среднего возраста. Профессионалы после 50 лет сложнее интегрируются в этот контекст, потому что они привыкли к стабильному рабочему месту, некоторые думали, что всю жизнь проработают на одном месте. Теперь они столкнулись с тем, что надо себя «перепридумывать», а вот молодежь уже готова

Иван Смагин, Московская школа управления СКОЛКОВО

Преодолевать придётся не только традиционное представление о карьере, но и консерватизм крупных компаний.

Для больших российских компаний работа напрямую с фрилансерами это новая тема, пока это инновационное решение. Далеко не все принимают такую возможность

Николай Долгов, П4.0

«Для больших российских компаний работа напрямую с фрилансерами это новая тема, пока это инновационное решение. Далеко не все принимают такую возможность», — Николай Долгов, П4.0.

И бизнесу, и специалистам пандемия показала, что профессиональная независимость может быть надежнее офисного постоянства. В сложившейся ситуации фриланс дает больше контроля над своими доходами, а компании начинают понимать, какой источник редких навыков и гибких скиллов можно найти у фрилансеров. На это сделали ставку Профессионалы 4.0.

Это не новый тренд, еще в 2016 году гиг-экономика была огромной и в ней участвовало 20-30% трудоспособного населения Европы и США, но в 2020 рынок фриланса и платформенной занятости за считанные месяцы преодолел расстояние, на которое отводилось несколько лет. Upwork заявляет, что сейчас он приносит экономике США 1,2 трлн долларов — на 22% больше, чем в 2019 году.

Развитие цифровых платформ — одно из приоритетных направлений в стратегии цифровой трансформации на Евразийском экономическом пространстве до 2025 года. Согласно исследованиям PwC, размер экономики совместного пользования к этому времени достигнет 335 млрд долларов. Сегодня большинство крупных платформ сосредоточены в США и Китае. Россия пока отстает от азиатских и американских коллег, но отечественным компаниям предстоит оценить потенциал этой технологии в ближайшем будущем. Прогнозируемое развитие мобильных и цифровых технологий, уникальность и преимущества платформенных бизнес-моделей приведут к тому, что на российском рынке неизбежно появится ряд платформ, которые матрично закроют страну и потребности бизнеса.

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null