Когда обманывать - хорошо? Что различает борьбу и сотрудничество?
Самое интересное в любой науке находится на границе или на стыке. Часто сложно различить, где заканчивается одно и начинается другое.
Например, смотря в чистое небо мы не видим слоистой структуры атмосферы, а вот затянет небо облаками и становится видно, что облака будто упираются в невидимую границу.
Так же и в науке мы очерчиваем границы там, где исследуемый объект начинает проявлять другие свойства.
Кажется, что легко понять, где борьба, а где сотрудничество.
Тогда скажите, что видите здесь?
Различает борьбу и сотрудничество этика.
Человек – социально-этическое животное. Все социальные млекопитающие: волки, дельфины, обезьяны имеют этический кодекс, который призывает соблюдать групповое сотрудничество. Эволюция встроила в наш мозг механизм вознаграждения за заботу. Социальные животные заботятся друг о друге, а отсутствие заботы о других даже можно назвать пассивной формой агрессии.
Для того чтобы разобраться в механизмах борьбы воспользуемся формулой Сунь-Цзы - Тарасова: «Война путь обмана, обман путь войны». Это значит, что, если решил воевать, то обязан обманывать противника, а говорение противнику правды расценивается как преступление (предательство, гос. измена). А если начал обманывать, то рано или поздно по итогу получишь войну.
Что такое обман?
Обман — это намеренное построение не адекватной картины мира у другого человека. Обманывают для получения выгоды либо избегания ущерба. Обман нужен для того, чтобы за счет него казаться более честным. Чтобы наиболее эффективно вести войну нужно иметь адекватную картину мира о противнике и не дать противнику построить адекватную картину мира о себе.
Что все это значит с точки зрения этики?
Это значит, что обман на войне этичен. На войне все обманывают, значит обманывать – хорошо и это норма на поведение. И даже убивать хорошо и правильно, за это награды дают. А не обманывать противника — плохо и это преступление.
При этом нельзя сказать, что на войне обман тотален.
Например, условная драка 2-х человек невозможна, если 1 из них не будет физически в ней присутствовать. Значит, чтоб 2-е подрались им сначала нужно сотрудничать, то есть договориться о времени и месте драки. Раньше войска руководствовались таким же принципом и договаривались о месте и времени сражений.
Получается, что и сотрудничество есть, то есть некоторая этика ведения борьбы.
Почему возникла такая норма, что обманывать противника правильно?
Если бы армии друг друга не обманывали, то всегда побеждал бы тот, у кого больше людей. Но используя обман можно выигрывать меньшими потерями. Обман сокращает потери с обеих сторон. Выигрывают от этого обе стороны так как чем короче война, тем меньше в ней жертв и тем больше живых людей.
Есть еще 1 важное различие борьбы и сотрудничества кроме обмана противника, которое не касается противника, а касается только своих. Во время войны этично применять арифметику (то есть расчеты), а во время сотрудничества неэтично действовать по расчету. Это значит, что во время войны этично отправить на верную смерть 5 солдат, чтоб спасти 50, сотрудничая же нельзя строить своё счастье на несчастье другого. Если продолжить эту мысль счастье 1 на несчастье 2, 3, 1000, то все равно не наступает такой момент, когда становится этично и мы приходим к формуле этики сотрудничества Достоевского: «Счастье всего человечества не стоит одной слезы на щеке невинного ребёнка».
Вывод
Мир меняется, воин ведется все меньше и в них ежегодно погибают все меньше людей, а значит войны переходят из сферы физических убийств в сферу информационного обмана противника. Технологии обмана улучшаются как силами государств, так и силами компаний и отдельных людей, но и технологии выявления обмана не стоят на месте. Обман – важнейшая составляющая ведения борьбы, а этика разделяет борьбу и сотрудничество.
https://bcmarketing.ru/