{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Когда обманывать - хорошо? Что различает борьбу и сотрудничество?

Самое интересное в любой науке находится на границе или на стыке. Часто сложно различить, где заканчивается одно и начинается другое.

Например, смотря в чистое небо мы не видим слоистой структуры атмосферы, а вот затянет небо облаками и становится видно, что облака будто упираются в невидимую границу.

Так же и в науке мы очерчиваем границы там, где исследуемый объект начинает проявлять другие свойства.

Кажется, что легко понять, где борьба, а где сотрудничество.

Тогда скажите, что видите здесь?

Различает борьбу и сотрудничество этика.

Человек – социально-этическое животное. Все социальные млекопитающие: волки, дельфины, обезьяны имеют этический кодекс, который призывает соблюдать групповое сотрудничество. Эволюция встроила в наш мозг механизм вознаграждения за заботу. Социальные животные заботятся друг о друге, а отсутствие заботы о других даже можно назвать пассивной формой агрессии.

Для того чтобы разобраться в механизмах борьбы воспользуемся формулой Сунь-Цзы - Тарасова: «Война путь обмана, обман путь войны». Это значит, что, если решил воевать, то обязан обманывать противника, а говорение противнику правды расценивается как преступление (предательство, гос. измена). А если начал обманывать, то рано или поздно по итогу получишь войну.

Что такое обман?

Обман — это намеренное построение не адекватной картины мира у другого человека. Обманывают для получения выгоды либо избегания ущерба. Обман нужен для того, чтобы за счет него казаться более честным. Чтобы наиболее эффективно вести войну нужно иметь адекватную картину мира о противнике и не дать противнику построить адекватную картину мира о себе.

(кстати пиджаки — это аналог военной формы для переговорщика, задача которой обезличить носителя и дать противнику как можно меньше информации о себе)

Что все это значит с точки зрения этики?

Это значит, что обман на войне этичен. На войне все обманывают, значит обманывать – хорошо и это норма на поведение. И даже убивать хорошо и правильно, за это награды дают. А не обманывать противника — плохо и это преступление.

При этом нельзя сказать, что на войне обман тотален.

Например, условная драка 2-х человек невозможна, если 1 из них не будет физически в ней присутствовать. Значит, чтоб 2-е подрались им сначала нужно сотрудничать, то есть договориться о времени и месте драки. Раньше войска руководствовались таким же принципом и договаривались о месте и времени сражений.

Получается, что и сотрудничество есть, то есть некоторая этика ведения борьбы.

Почему возникла такая норма, что обманывать противника правильно?

Если бы армии друг друга не обманывали, то всегда побеждал бы тот, у кого больше людей. Но используя обман можно выигрывать меньшими потерями. Обман сокращает потери с обеих сторон. Выигрывают от этого обе стороны так как чем короче война, тем меньше в ней жертв и тем больше живых людей.

Есть еще 1 важное различие борьбы и сотрудничества кроме обмана противника, которое не касается противника, а касается только своих. Во время войны этично применять арифметику (то есть расчеты), а во время сотрудничества неэтично действовать по расчету. Это значит, что во время войны этично отправить на верную смерть 5 солдат, чтоб спасти 50, сотрудничая же нельзя строить своё счастье на несчастье другого. Если продолжить эту мысль счастье 1 на несчастье 2, 3, 1000, то все равно не наступает такой момент, когда становится этично и мы приходим к формуле этики сотрудничества Достоевского: «Счастье всего человечества не стоит одной слезы на щеке невинного ребёнка».

Вывод

Мир меняется, воин ведется все меньше и в них ежегодно погибают все меньше людей, а значит войны переходят из сферы физических убийств в сферу информационного обмана противника. Технологии обмана улучшаются как силами государств, так и силами компаний и отдельных людей, но и технологии выявления обмана не стоят на месте. Обман – важнейшая составляющая ведения борьбы, а этика разделяет борьбу и сотрудничество.

0
1 комментарий
Алексей Черныш
Автор
Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда