{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Неизвестные герои внутренних продуктов или кто такие продакты бэкофиса?

Дисклеймер: мнение автора может не совпадать с мнениями его текущих или прошлых работодателей.

На рынке сейчас настоящий бум продакт-менеджмента: толпы рекрутеров ищут "звездочек с неба", которые могут за полгода создать продукт и вывести его не просто на локальный рынок с красивым P&L, а еще и на международной, как нынче принято говорить, арене засветить компанию. Сотни продактов тщательно выверяют списки своих компетенций в резюме под уже давно известные "стандарты" рынка продуктологов: и гипотезы могу, и P&L могу, А\B тесты умею, и командой разработки управлял (слышал на курсах что-то такое)... И все мы смотрим в одно светлое и амбициозное будущее:

- мы сделаем рыночный В2С продукт на максимально широкую аудиторию (а иначе зачем сервера греть и зря зарплату получать?!), желательно что-то с высокой частотой потребления, типа еды;

- мы захватим сначала локальный, а потом международный рынок, и обязательно станем русским Фейсбуком, Амазоном или на худой конец Твиттером, тоже вроде не последняя компания.

- а все остальное: ну там, В2В всякие продукты, ой ну это не интересно.. не челленджит.. а внутренние продукты - а что вообще такое "внутренние продукты"? Это ж автоматизация простая, что там делать? Там не нужны продакты, разработка что-то и так напилит...

Да, а давайте и правда разберемся, что это такое и что там делать :) Так уж получилось, что я уже больше 4-х лет занимаюсь как раз ими - внутренними продуктами. Что сюда обычно относится? Любые самописные или покупные кастомизированные решения, которыми пользуются сотрудники компании и с которыми напрямую не соприкасаются клиенты. Как то:

- CRM системы;

- Тикетные и сервис-деск системы;

- Базы знаний;

- Речевая аналитика;

- Системы документооборота и так далее))

Так вот, отличительными особенностями всех этих замечательных продуктов и проектов являются следующие:

- при первом же кризисе ресурсы отберут не у рыночного продукта, а у вас) Ибо то клиенты, и о них надо заботиться, а то сотрудники - они потерпят.

- давая ресурсы вам постараются дать не самые лучшие ресурсы: не самых сильных разработчиков, не самых мозговитых аналитиков - ведь они нужнее там, на передовой, там, где клиент, а тут же тыл - но на качестве твоего результата это не может отразиться - мы по прежнему ожидаем конфетку! И да, фантик тоже должен быть привлекательным, не забудь)

- ваш продукт кто-то должен ОЧЕНЬ сильно хотеть. И желательно, чтобы это был кто-то из топ-менеджмента. В противном случае, проект лучше не начинать.

- ваш заказчик (не путать с пользователями) - одновременно ваш лучший друг и ваш злейший враг. Он будет страстно хотеть свою новую систему, видеть ее в сладких снах, но убегать от вас и встреч, на более важные) И не имеет значения как именно он видит ваш продукт: говорит ли "сделай просто хорошо", или приходит с ТЗ на 30 листов и не готов обсуждать саму бизнес-потребность - через довольно непродолжительное время после согласования старта работ - он променяет вас на другую)

- у вас будут лобовые столкновения. Между вами, заказчиком и пользователями. Как правило виденье того, как все должно работать разное у всех 3 сторон, а А/В тесты тут не помогут, UX исследования не убедят.

- пользователи, особенно если дело касается переезда со старого ужасного похожего на Винду 98 продукта на новый, сколько бы лучший продукт он ни был, всегда будут хотеть сохранить понравившиеся им фишечки и просить добавить тут коготь дракона, там его зуб... И не имеет значения сколько раз вы объясняли новый путь решения их потребности - они будут ностальгировать и просить, просить и жаловаться.

- если вы хоть что-то сделаете не так: вам это запомнят. И припомнят. В корридоре, в столовой, на перформанс ревью, на следующем вообще никак не связанном проекте, ибо как так - был баг, система зависала, <нужное вставить>.

- а если вы умудритесь на минимальный бюджет, с той командой которая есть, да еще и в сроки сделать что-то хорошее и даже прикольное: радость продлится не долго, максимум дня три, после чего последует вывод о том, что вы молодцы и несомненно с теми же ресурсами можете еще пару продуктов развивать. А почему нет?) (не все в детстве смотрели мультик про Скорняка - что тут поделаешь)

И ради чего спросите вы все это терпеть и этим заниматься?

Каждый тут ищет ответ для себя, но если довольно поверхностно, то можно ответить так:

- Продакт внутреннего продукта получает невероятные навыки интервью, переговоров, улавливания политической ситуации и обоснования бюджета на зачастую необоснуемое. Где такое не пригодится?

- Хоть речь и идет про внутренний продукт, это Продукт: у вас будет или собственная inhouse или аутсорс-команда разработки и она, впрочем как и много кто еще, сможет преподнести достаточное количество сюрпризов и научить продуктово-проджектовой мудрости)

- Вы имеете реальную возможность сделать жизнь ваших коллег проще, а HR бренд вашей компании привлекательнее. Как? Замените условный зависающий доисторический 1С на красивый современный интерфейс с заботливо приклеенным когтем дракона в нужном месте - и весь мир (компания, конечно, что-то я разогналась) будет у ваших ног)) А новые сотрудники приходя в компанию не будут содрагаться от восхваляемого легаси ПО и смогут сказать "круто, у нас такого удобного ХХ не было".

- Ну и конечно, когда все вокруг станет прекрасным после прикосновения вашей руки продакта, вы сможете заняться внешними продуктами, имея солидный фундамент продуктовой работы под ногами.

Поэтому, если вы хотите получить ценный опыт, пока другие строят Амазон и отказывают вам в собеседованиях - почему бы не попробовать себя в качестве продакта внутреннего продукта и как следует подготовиться к предстоящему восхождению на Эверест международного рынка?

0
1 комментарий
Григорий Чхеидзе

Просто бальзам на душу. Все так и есть. Спасибо автору.

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда