{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

MediaCom рекомендует учесть 9 уроков пандемии и самоизоляции в 2021

Мы постепенно возвращаемся в оффлайн – на улицы, в офисы, в школы, парки и кафе. Часто в масках и перчатках, но, в любом случае, с новым чувством свободы и умением ценить момент.

Кризис – это сложно, но это всегда катализатор перемен. Пандемия COVID-19 показала, что кризис может серьезно повлиять – положительно или отрицательно – на многие категории, но окончательный результат для каждого конкретного бизнеса зависит только от тех действий, которые он сам предпринимает: насколько серьезно он нацелен на рост, насколько он смел и гибок в своих решениях.

MediaCom собрал 9 основных уроков из проявившихся в период пандемии трендов маркетинговых коммуникаций, которые останутся значимыми в 2020 и 2021, будучи жизненно важными для кратко- и долгосрочного роста. Некоторые из этих трендов зародились еще в прошлые годы, некоторые появились совсем недавно, но все они получили значительный толчок к развитию в последние несколько месяцев, и окажут существенное влияние на развитие бизнеса в ближайшее время.

1. РЕГИОНЫ: ВАЖНОСТЬ ДИВЕРСИФИЦИРОВАННОГО ПОДХОДА

Анастасия Королева
Head of Strategy and Thought Leadership MediaCom

Со школьной скамьи знаем, что Россия – многонациональная и мультикультурная страна. Но когда дело доходит до планирования коммуникаций брендов, особенно с развитой национальной дистрибьюцией, маркетологи склонны унифицировать подходы к аудиториям, контенту и медиаканалам.

То, как развивалась ситуация с COVID-19 в России, очень серьезно заострило существующие различия между регионами: не только экономические или климатические, но и инфраструктурные, культурно-поведенческие, проявившиеся в том, как люди и власти реагировали на вводимые ограничения.

Потребительский спрос более всего снизился в регионах с развитым сектором услуг: в Москве (-40%), Санкт-Петербурге (-35%), Казани (-33%), Тюмени (-33%), Краснодаре (-31%). В то время как среднероссийский показатель существенно меньше – потребительская активность снизилась на 26% в мае 2020. Соответственно, в одних регионах стимулирующие спрос активации практически не имели смысла, но в других были вполне возможны при небольшой корректировке интенсивности и адаптации ключевого сообщения.

Забыть: Планирование национальных активаций как “one size fits all”. Да, мы все смотрим одно и то же ТВ, один и тот же Youtube, но то, как мы реагируем на них, может быть диаметрально противоположным. Пора вспомнить уроки географии и задуматься о потенциале отдельных регионов.

Сохранить: диверсифицированный региональный подход к коммуникации в медиа и ритейле.

Протестировать: сигнальное планирование на основе активации специфических региональных триггеров. Это может потребовать дополнительных исследований, но повышение локальной релевантности окупится сторицей.

2. БЕЗОПАСНОСТЬ: УВАЖЕНИЕ К НОВЫМ ПРИВЫЧКАМ

После локдауна мы наблюдаем два типа поведения: боязнь заболеть, избегание больших скоплений людей и склонность оставаться дома, или отрицание опасности, ироничное отношение к существующим ограничениям вплоть до игнорирования их. И брендам стоит учитывать в своей коммуникации оба типа.

По данным Kantar потребитель ожидает от брендов активной позиции в сложный период кризиса

Анастасия Королева, Head of Strategy and Thought Leadership MediaCom

Бренды должны …/ Согласен, %

Говорить о позитивном будущем/ 77%

НЕ эксплуатировать тему коронавируса для собственной выгоды/ 69%

Использовать ободряющий тон/ 62%

Говорить о том, как они могут помочь в новых условиях жизни/ 61%

Забыть: агрессивные промо-акции как способ привлечь поток покупателей в оффлайн-магазины.

Сохранить: развитие онлайн-канала продаж, уважая потребность людей в безопасности

Протестировать: исследовать пожелания особенно обеспокоенных потребителей и найти возможности обеспечить безопасный consumer journey. Задуматься о безопасности упаковки.

3. СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА: ПАЛКА О ДВУХ КОНЦАХ

В период пандемии социальные медиа стали уникальным пространством публичных высказываний и обсуждений. Они заменили живое общение для всех – людей, брендов, политических течений – и получили беспрецедентный уровень внимания. Соответственно, экстра-внимание было привлечено ко всем высказываниям в соцсетях, в том числе и к непопулярным, что обнажило разнообразие и глубину общественных настроений. В такой ситуации крайне важно соблюдать баланс между искренностью коммуникации и аккуратностью в высказываниях, так как и позитивное, и негативное получает сейчас высокий потенциал масштабирования

Планируя инвестиции в соцмедиа, важно помнить несколько, казалось бы, очевидных вещей:

1) Соцмедиа – это не только социальные сети, но и мессенджеры, развлекательные приложения, е-ком и, в принципе, ЛЮБАЯ платформа, где есть возможность общения. Соответственно, формат коммуникации и контент должен быть адаптирован под самые разные платформы.

2) Правила безопасности важны. При этом они меняются в зависимости от ситуации и требуют постоянного внимания.

3) Возможности кастомных таргетингов (social ID) велики и значимы не только для узких задач, но и для больших брендов с крупными бюджетами в сошиал.

Забыть: подход «давайте замутим что-нибудь в соцсетях на хайпе». Любые потенциально масштабные активации нужно тестировать заранее на возможные реакции пользователей.

Сохранить: искреннее, регулярное персональное общение с потребителей в собственных каналах бренда.

Протестировать: создание социальной экосистемы, объединяющей различные сервисы и платформы. Тестирование новых форматов контента, партнерств с лидерами мнений, выступающих за социально-значимые вопросы, подходящие для территории бренда.

4.1. НОВЫЕ МЕДИА: ОНЛАЙН И LIVE

Спрос на развлечения дома привел к скачкообразному росту различных цифровых форматов и источников контента: лайфстримы, онлайн концерты, видео, гейминг. Эти каналы не замедлили свое развитие и после локдауна, предлагая пользователям и брендам новые возможности

Онлайн-концерты пришли на смену традиционным концертам и собирают гораздо более массовую аудиторию. В ВК-фесте приняло участие более 40млн человек. Онлайн-тренировки, образование по зуму – все это востребовано потребителем и после снятия ограничений.

Забыть: мнение «действительно вовлекающая механика возможна только оффлайн»

Сохранить: онлайн-события, партнерства со стримерами и производителями онлайн-контента.

Протестировать: партнерства с новыми платформами и технологическими решениями. AR/VR технологии, позволяющие более полноценно перевести ивенты из оффлайна в онлайн. Создание развлекательного контента с более долгим сроком жизни: игровой контент, видео, живые трансляции на востребованные темы в партнерстве с лидерами мнений и паблишерами.

4.2. НОВЫЕ МЕДИА: ОБЪЕДИНЕННОЕ ВИДЕО

Потребление видео выросло во время локдауна – это справедливо для всех аудиторий от молодежи до зрелых сегментов, для всех источников видеоконтента: ТВ, онлайн-видео, смарт-ТВ. Казалось бы, после снятия ограничений все вернулось к прежним показателям – но не совсем. Это связано с тем, что все еще большая часть населения предпочитает проводить досуг дома. И также важно отметить, что привычка потреблять видеоконтент через различные источники в зависимости от ситуации у зрителя осталась

Забыть: «ТВ устарело»

Сохранить: использование ТВ как основного инструмента построения широкого национального охвата для видеоконтента в сочетании с онлайн-видео.

Протестировать: партнерство с видео-сервисами, активация через смарт-ТВ.

5. СЕРВИСЫ: ВЗРЫВ ДИДЖИТАЛИЗАЦИИ

Во время самоизоляции мы все стали совершать огромное количество привычных действий онлайн: работа, встречи с друзьями, вечеринки, игры, покупки. Наш образ жизни серьезно оцифровался. Люди перешли в онлайн, даже такие традиционно «оффлайновые» категории, как пенсионеры. Это вызвало беспрецедентную диджитализацию всего: от государственных организаций и продуктовых сетей до салонов красоты и фитнес-центров.

Количество людей, работающих удаленно, выросло в 30 раз. Интенсивность поисковых запросов на доставку еды и продуктов питания выросла на 71%. В конце марта спрос на образовательный контент в Youtube вырос на 24%. Рост категории DIY составил +73% за счет онлайн-торговли, и параллельно рос спрос на DIY видеоконтент.

Все это, естественно, ведет к появлению новых каналов коммуникации, новых источников данных, новых возможностей.

Бренды, которые уже подхватили тренд диджитализации потребительского лайфстайла, обеспечивали своим потребителям:

· безопасность (бесконтактная доставка и платежи)

· учет индивидуальных потребностей (диверсификация продуктового портфеля, кастомизированная коммуникация)

· качество (когда товар нельзя пощупать в магазине, потребитель должен быть уверен в соответствии доставляемого товара ожиданиям)

Забыть: «диджитал – это только для молодой аудитории, и только для развлечения»

Сохранить: интеграция собственных платформ бренда для создания бесшовного потребительского опыта.

Протестировать: партнерства с новыми цифровыми сервисами, использование разнообразных новых цифровых сигналов из новых источников данных, позволяющих охватить новые сегменты аудитории.

6. ТЕХНОЛОГИИ: НОВЫЕ И НЕ ОЧЕНЬ.

Огромное количество технологий – и не только цифровых – получили развитие в период локдауна. Под развитием мы имеем в виду выход на новый масштаб, а, значит, совершенно иной потенциал охвата целевых аудиторий для использования в коммуникационных кампаниях для роста брендов. Несколько примеров:

· Вконтакте научились переводить голос в текст.

· Технологические гиганты встали на путь к супер-приложению (Яндекс, Вконтакте)

· Новый виток в развитие безконтактных платежей – Яндекс.Заправки

· Разработка оксиметра для Apple Watch

· Голосовые технологии уже не просто инновация, а насущная необходимость, облегчающая общение бренда с потребителем

· AR/VR для покупки всего – от обуви (adidas на Lamoda) до квартиры

Большая часть этих примеров относится к экономика минимального контакта – low-touch economy. Ключевые ее характеристики — замедление спроса, формирование новых страхов и опасений, потребительский эскапизм. В такой ситуации фокус на супер-релевантность для потребителя и поиск новых источников роста являются вопросами выживания бизнеса. И использование новых технологических решений помогают решать эти вопросы.

Забыть: новые технологии – это только для техно-гиков.

Сохранить: поиск новых технологий для создания бесшовного потребительского опыта.

Протестировать: исследование новых потребностей целевых аудиторий, появившихся и закрепившихся в период локдауна, и интеграция технологий, отвечающих этим потребностям, в текущую экосистему бренда.

7. E-COM: ПОСЛЕ БУРИ

Локдаун заставил даже традиционно-оффлайновые бренды развивать направление онлайн-торговли. В период самоизоляции для многих категорий е-ком стал единственной возможностью сохранить продажи. Сейчас у потребителя расширяется выбор точек покупки, и многие возвращаются в оффлайн-магазины. Естественный рост е-кома замедлится для большинства категорий, и это потребует от е-ком игроков выхода на новый уровень сервиса, партнерств, программ лояльности

6 основных е-комм трендов в России после локдауна:

- Новые direct to consumer игроки. Любой бренд может стать онлайн-брендом (продуктовый ритейл, электроника, одежда и обувь). За примерами далеко ходить не надо: Чистая линия, Вкусвилл и т.д.

- Разрушение границ. Смягчение законодательных ограничений на продажу онлайн для нескольких важных категорий: фарма, алкоголь.

- Click and collect. Закажи онлайн, получи оффлайн.

- Сервис превыше всего. Легкий поиск нужного товара, быстрая и качественная доставку в удобное время в удобном формате – гигиенические факторы для любого е-ком бренда в условиях обострившейся конкуренции.

- Внимание к маркетплейсам. Встать на виртуальную полку крупного маркетплейса становится так же важно для большинства категорий, как встать на полку ключевых оффлайн-ритейлеров.

- Игра втемную. Многие игроки развивают формат дарк-сторов - например, Пятерочка. Это позволяет снизить затраты на инфраструктуру и ответить на спрос потребителя на более безопасную покупку.

- Забыть: е-ком – это новое направление, подходящее не для всех брендов.

- Сохранить: контроль цепочек поставок в е-ком точки, улучшение заметности на онлайн-полке, медийная поддержка и активности, стимулирующие онлайн-продажи

- Протестировать: если е-ком продажи все еще являются новшеством для бренда, самое время начать активное их развитие, например, путем выстраивания партнерств с существующими онлайн-ритейлерами. Работа над бесшовным онлайн-оффлайн опытом (единая CRM, программа лояльности).

8. НОВОЕ ЛИЦО ОФФЛАЙН-РИТЕЙЛА

Режим самоизоляции для потребителя стал режимом выживания для ритейла. Что, конечно, подстегнуло выход работы с потребителем на новый уровень: использование любой возможности для сохранения контакта с потребителем, инвестиции в лояльность, создание специального покупательского опыта, развитие связи оффлайн-онлайн

Покупательские настроения все еще нестабильны: 33% планировали после снятия ограничений в первую очередь посетить ТРЦ, при этом другие 33% не собирались посещать моллы. Трафик в московские торговые центры до сих пор не восстановился. Все это ставит ритейлеров в двойственное положение: с одной стороны необходимо стимулировать трафик за счет а) более чувствительного из-за снижения доходов к промо населения и б) аудитории, желающей компенсировать долгое отсутствие привычного шоппинг-опыта, с другой стороны, необходимо уважать стремление значительной части населения к безопасности и не переусердствовать с традиционными instore активациями.

Забыть: традиционный шоппинг – это основная опция взаимодействия с покупателем

Сохранять: использовать коммуникацию для рассказа о принятых мерах безопасности. YT использовать агрессивное промо.

Протестировать: уникальные кастомизированные предложения; партнерства с ритейлерами в области данных и CRM; продумать, какой уникальный опыт может вознаградить покупателя за лояльность к бренду.

9. REAL-TIME MARKETING: СМЕЛОСЬ, СКОРОСТЬ И РАЗУМНЫЙ ПОДХОД

Анастасия Королева
Head of Strategy and Thought Leadership MediaCom

Пандемия и локдаун создали благодатную почву для всевозможных real-time активаций от различных брендов и категорий. Мы проанализировали 137 кейсов за апрель-июнь и вывели закономерности, позволяющие умно использовать силу момента.

  1. Делать или не делать? Нужны ли real-time marketing активации, если категория растет естественным образом под влияние происходящих событий (как, например, онлайн-кинотеатры или образовательные услуги в период Covid-19)? По результатам анализа, рост категории совершенно не обязательно ведет к росту бренда. А удачная RTM-кампания может повысить заметность бренда и внимание к нему до 6 раз по сравнению с конкурентами в той же категории.

  2. Когда наилучший момент для RTM? Крайне важно выйти в эфир вовремя – либо сразу в момент пика темы, либо даже чуть раньше. Чем позже активировать популярный информационный повод, тем меньшего успеха можно ожидать.
  3. Как выбрать правильную целевую аудиторию? Для успеха RTM очень важен размер аудитории. Кампании, нацеленные на узкие группы (менее 2% населения), практически не имеют шанса на успех.
  4. Что самое важное? Мы проанализировали огромное количество потенциальных факторов успеха – от вовлечения селебрити до наличия юмора в коммуникации. Наиболее значимыми являются: формат рекламных материалов, микс каналов коммуникации (максимизирующий охват), правильные партнерства (опять же повышающие заметность на широкую ЦА) и тон коммуникации (реальная польза / важность для потребителя, а не просто юмор или смена логотипа).


Основной вывод заключается в том, что успешный RTM – это хорошо подготовленный RTM. Что это означает?

Забыть: RTM с опозданием, RTM для узких специфических аудиторий, полное отсутствие RTM.

Сохранять: обеспечение бюджетной и организационной гибкости, позволяющей быстрее принимать решения. Организация системы быстрого оповещения о подходящих новостных поводах.

Протестировать: определение круга тем, потенциально резонирующих с интересами ЦА и территорией бренда и тестирование этих тем заранее; использование инструментария social listening для мониторинга настроения и интересов аудитории; создание календаря потенциальных для RTM событий.

Черчилль сказал: «Пессимист видит трудности в любой возможности; оптимист видит возможность в любой трудности». Кризис, вызванный пандемией COVID-19, открыл для брендов огромное количество новых возможностей – важно правильно использовать их для роста бизнеса.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда