{"id":13582,"url":"\/distributions\/13582\/click?bit=1&hash=08f63613201fa572e9d042f45442e065ac99a64011290465240c71f90fc00f1a","title":"\u0418\u043d\u043a\u0443\u0431\u0430\u0442\u043e\u0440 \u0438 \u0430\u043a\u0441\u0435\u043b\u0435\u0440\u0430\u0442\u043e\u0440 \u043c\u044b \u0432\u0438\u0434\u0435\u043b\u0438, \u0430 \u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f-\u0441\u0442\u0443\u0434\u0438\u044f \u2014 \u044d\u0442\u043e \u0447\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"acb6f58f-ce2f-51d0-96cb-c256b9565a70","isPaidAndBannersEnabled":false}
Кирилл Гуськов

Усидеть на двух стульях

Пара слов о нашем характере. Нет, не национальном - скорее общинном. Социологи утверждают, что в нашем характере нет уважения к законам и правилам, включая законы природы. Мы постоянно упираемся в границы, и иногда даже их отодвигаем. Да, правила устанавливают границы. Попытка нарушить границы иногда сдвигает их, устанавливая новые границы. При том, что старые тоже остаются, становясь формальными или условными. Но для кого-то они по прежнему важны. Вот вам и конфликт, как говорится, на ровном месте.

Рассмотрим инновационную отрасль электрического транспорта. Точнее, электрических пассажироперевозок. По-простому, путешествие на электричке.

Сейчас лето. Дачный сезон. Если вы ещё не переехали за город и не любите стоять в пятничных и субботних (а потом и воскресных) пробках, то электричка вполне удобный (и всё ещё современный) способ перемещений из города за его пределы.

Но если вы руководствуетесь формальными правилами и здравым смыслом, то вы удивитесь глубинному законотворчеству соотечественников. Инновационных (современных) электричек не так много как хотелось бы, а посадочные места в традиционных вагонах не размечены под индивидуальную посадку. И это открывает простор для творчества, включая законотворчество. Люди (несмотря на традиционную общинность - возможно "мы её теряем") стремятся получить максимум личного пространства. Они (как газ) стремятся занять максимум пространства. Но они (в большинстве своём) не газ, поэтому в дело идут сумки, пакеты и исконная глубинная фраза "здесь занято".

Занято иногда вышедшим покурить. -"Курение запрещено!" -"Неужели!?" (ещё один случай прорыва границ) Но, самый удивительный (для автора, по крайней мере - забегая вперёд, постоянное население электрички, как выясняется считает это нормой, равно как и курение в "тамбуре") случай - это когда место занято для того кто "войдёт через пару остановок".

Так вот, если вы напомните окружающим о том, что билеты не привязаны к местам, а пассажиры (за некоторыми известными исключениями) имеют равные права занимать сидячие места, и даже некоторое (фундаментальное) преимущество перед ещё не вошедшими, то ... вас просто не поймут. И уж, тем более, не поддержат. Речь не только о сидящих (поддержка представителей своей социальной группы), но и стоящих. Видимо стоящие (дай им волю!) расселись бы так что сидящим бы мало не показалось.

Итак, подведём итог. Абстрактное (с точки зрения формальных правил) право "занимающих места для своих" признаётся более значимым, чем право (стоящих) пассажиров занимать положенные (согласно правилам перевозок) им места, не занятые (в словарном смысле слова - ах, кому они интересны эти словари! - особенно среди успевших сесть) уже сидящими пассажирами.

Этот пример может показаться маргинальным. То есть, исключительным. Другими словами, исключением, а не правилом. Чтобы развеять эту надежду, приведем ещё один пример. Противоположный, хотя и из смежной (транспортной) предметной области. Вместо общественного транспорта рассмотрим личный, вместо инновационного электрического - традиционный механический.

Речь пойдет о велосипеде. Сузим область исследования, ограничив её пространством велодорожки. Если вы хоть раз катались на велосипеде по велодорожкам, вы наверняка замечали, что пешеходы (в том числе, с детьми и собаками) игнорируют границы велосипедных дорожек, пересекая их, словно вовсе их не замечая. И ни (яркая) разметка, ни очевидные знаки и пиктограммы не убеждают их в том, что их право здесь может как-то быть ограничено в пользу каких-то там велосипедистов.

Вот такие вот правовые скрепы. Власть закона. Rule of law.

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null