{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Создаем шрифт с нуля: подробное руководство и советы по выбору программ

Создать первый шрифт сложнее всего, потому что дизайнер ещё не знает всех деталей разработки, не обладает достаточной насмотренностью и опытом. Многое при разработке гарнитуры в первый раз приходится узнавать в процессе, перенося теоретические знания о шрифтовом дизайне на практику, что всегда сложно.

Однако именно с первой гарнитуры начинается путь шрифтового специалиста. Чтобы стать опытным дизайнером, нужно сделать первый шрифт, потом второй, третий, параллельно усваивая, какие недочёты первых этапов нужно исправлять.

Позже, когда специалист наберётся опыта, первые работы покажутся некорректными, наивными, и всё-таки вызывающими тёплую ностальгию, ведь именно с них начинался профессиональный путь.

В этой статье мы расскажем, с чего начинать разработку первой шрифтовой гарнитуры, какие программы понадобятся для работы и чему нужно уделить больше внимания.

Теоретическая подготовка

Прежде чем вы приступите к непосредственной работе, запаситесь знаниями. Этот путь похож на университетский подход: сначала лекция, уже потом практическое применение на семинарах. Впрочем, это не строгое правило, ведь кому-то легче получать знания в процессе, берясь за работу сразу и изучая конкретные вопросы, возникающие по ходу создания. Выбирайте тот путь, который подходит вам.

Среди ресурсов, которые помогут при создании шрифта, вы также можете выбрать подходящие вам. Мы рекомендуем ориентироваться на разные источники: и книги, и интернет-порталы, и трансляции специалистов.

Вот книги, которые стоит держать на рабочем столе:

  • Designing Type, книга Karen Cheng;
  • Type Tricks: Your Personal Guide to Type Design, книга Sofie Beier;
  • Designing Fonts: An Introduction to Professional Type Design, книга Thames and Hudson;
  • How to create typefaces. From sketch to screen, книга Cristobal Henestrosa, Laura Meseguer, Jose Scaglione.

Также стоит подписаться на шрифтовых дизайнеров в социальных сетях, особенно если они проводят трансляции и делятся рекомендациями по созданию шрифтов. Например, студия TypeType каждый месяц проводит трансляции на тему шрифтового дизайна.

Чем больше разных источников вы найдете на начальных этапах, тем лучше. Позже вы сможете отсортировать их и оставить самые любимые и полезные.

Этапы создания собственного шрифта

Итак, вы вооружились знаниями и готовы приступить к работе. Вам понадобится оборудование, то есть ноутбук или компьютер, подходящая программа и желание создать самый прекрасный шрифт в мире.

1. Начните с постановки задачи и определения состава, стиля и характера шрифта. Для первой гарнитуры лучше выбрать минимальный кассовый состав. Ответьте себе на вопросы, можно сделать это в блокноте или текстовом редакторе:

  • какой шрифт вы создаёте: гротеск, антиква, брусковый;
  • где может использоваться ваш шрифт: на сайте, в печатной продукции, для оформления витрин;
  • какое позиционирование у шрифта: ультрасовременная гарнитура для стильных проектов или классический шрифт со строгим характером, отсылающий к конкретной исторической эпохе или подходящий под определённый тренд;
  • в каком размере и где будет использоваться шрифт: для оформления заголовков или в приложении, в плакатах или только на сайтах.

2. Определите сроки. Даже если вы разрабатываете гарнитуру для личного пользования, будет полезно выработать привычку работать, ориентируясь на дедлайны.

3. Проведите исследование. На этом этапе стоит отобрать от 3 до 10 гарнитур, близких к тому, что вы планируете разработать. Копировать их в своём проекте, конечно, не стоит, но полезно изучить графические особенности, размеры и другие параметры шрифта, чтобы понять логику построения.

4. Определитесь с кассовым составом. Это следует сделать ещё на первом этапе, но в этот раз вам нужно подробно выделить все знаки, которые планируете отрисовать. Это может быть один язык, например, базовая латиница, цифры и набор пунктуации.

5. Работа со скетчами.

Скетчи

Когда исследования проведены и идея будущего шрифта сформирована, приступайте к скетчам. Вы можете использовать для этого карандаш и лист бумаги, тушь и кисть или графический редактор.

Цель скетчинга — определиться с визуальными формами шрифта.

В начале вы можете отрисовать несколько символов, чтобы наметить общие формы шрифта. Когда стиль и основные формы будут готовы, переходите к работе над конкретными буквами.

К скетчам можно обращаться, когда не можете определиться с формой какого-то глифа. Например, выбрать между двумя вариантами буквы «a». Отрисуйте несколько форм и выберите подходящую, используя скетчинг.

Отрисовка кассы

Когда все предыдущие этапы пройдены, переходите к созданию гарнитуры в шрифтовом редакторе. Помните, что шрифт — это не отдельные буквы, а система символов, объединенных общей идеей и характером. Графические решения, составляющие стиль шрифта, должны быть логичными и повторяться в нескольких символах.

На этом этапе вам предстоит отрисовать все символы шрифта: латиницу или кириллицу, знаки пунктуации, валют, дроби, дополнительные символы. Как мы упоминали ранее, начните с простого и базового состава, чтобы закончить шрифт в запланированный срок, получить опыт и ощутить радость от завершения проекта. В последующих проектах вы сможете расширять знаковый состав.

В шрифте может быть несколько начертаний, в том числе прямые и наклонные. Начните с одного, например, Regular или Medium, самых распространённых и часто используемых.

Когда нарисованная касса будет готова, приступайте к спейсингу. На этом этапе всем буквам назначаются корректные значения для левых и правых полуапрошей, другими словами, идёт работа с расстоянием между символами.

Техническая часть

Шрифт — это не просто касса отрисованных знаков, это продукт, которым можно пользоваться в программах.

После дизайнерской части работы наступает технический этап. Именно он определяет, насколько корректно созданная гарнитура будет работать. Для первого шрифта вы можете объединиться с более опытным специалистом, который поможет с технической частью работы.

Условно этот этап состоит из трёх: мастеринг, кернинг и TrueType хинтинг.

Мастеринг — это проверка и правка контуров, компонентов, диакритики и других элементов шрифта. На этом этапе создаются OpenType фичи, заполняется метаинформация внутри шрифта.

Кернинг — это процесс, в котором расстояние между буквами приводится в безупречный вид. Проще говоря, исправляются моменты, в которых между буквами образовалось слишком много белого пространства. Этот этап происходит после того, как работа со спейсингом завершена.

Хинтинг — это визуальная разметка шрифта для корректного отображения маленьких кеглей в различных операционных системах.

Инструменты и программы для создания шрифтов

Программ для работы со шрифтами достаточно много. Вот те, которыми часто пользуются шрифтовые дизайнеры:

  • Glyphs;
  • Fontlab;
  • Robofont;
  • FontForge;
  • Fontographer.

Пожалуй, из этого списка можно выделить Glyphs и Fontlab, так как большая часть специалистов использует их. Это связано с удобством интерфейса, разнообразием инструментов и адаптивностью под пользователя. Студия TypeType предпочитает Glyphs, хотя раньше работа студии проходила в Fontlab.

Мы рекомендуем познакомиться с 2–3 разными программами, изучить их функционал и понять, в какой работа проходит наиболее комфортно. Многие программы предоставляют тестовый период, поэтому это не потребует много ресурсов.

Позже стоит выбрать одну программу и работать в ней, наращивая опыт и улучшая навыки шрифтового дизайна.

Заключение

Создание первой гарнитуры может вызвать страх неизвестности, ведь многим новичкам кажется, что они не справятся, а создание шрифта — это очень сложно.

Решайтесь на первый шрифт, ведь в будущем именно его вы будете вспоминать с тёплой ностальгией. Ошибайтесь, экспериментируйте, создавайте неидеальные гарнитуры и вносите в них правки — со временем вы поймёте, в каком направлении продолжать.

0
1 комментарий
Роман Янин

Мне нравится, каким хорошим выбором ресурсов вы поделились. На данный момент изучаю графический дизайн и будет интересно глянуть подробнее про шрифты

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда