Как мы сэкономили сотни тысяч рублей, подключив на сайт Систему быстрых платежей

Один из наших заказчиков еще пару лет назад упоминал в разговоре, что очень ждет, когда банки запустят возможность приема платежей по QR-коду для бизнеса.

К тому моменту на сайте заказчика была возможность приема оплаты за услуги только с помощью банковской карты. С каждой транзакции списывалась существенная комиссия (комиссия банка + комиссия платежной системы Visa, Mastercard, Maestro). Не будем раскрывать обороты, но на одни только комиссии в год уходила очень приличная сумма. Поэтому желание заказчика сэкономить нам была понятна, оставалось дождаться появления такой возможности в банках.

Такая возможность появилась в 2021 году — заказчик радостный пришел к нам с этой новостью, и попросил в ближайшее время быть во всеоружии. Опыт подключения разных платежных систем на сайты у нас огромный, и мы всегда уверенно брались за такую работу, а здесь — новый метод, по своему подходу отличающийся от обычных интеграций платежных систем всех видов, что требовало от нас полного фокуса на задаче. Более того, варианты покупки “готовых” модулей мы рассматривать не могли — у заказчика самописная CMS, и никто кроме нас не мог написать такой модуль.

Отсюда начался наш тернистый путь по подключению СБП. В итоге закончившийся подключением всех видов СБП для нескольких банков, включая, кстати, вариант оплаты конкретной услуги с динамической ценой с помощью статичного распечатанного QR привязывающегося к текущей активной оплате на конкретном ресепшене/кассе.

Заказчик делится своей радостью с нами

Хотим немного рассказать об особенностях системы, и почему нам предстояло много работы по исследованию, аналитике и планированию внедрения:

Сервис заказчика — система по аренде помещений для фото/видеосъемок, с огромным функционалом “под капотом” в виде админ-панели:

  • Управление арендами (Перенос аренд в другое помещение/филиал; смена времени аренды; дополнительная аренда оборудования, влияющая на общую стоимость; скидки; наценки)
  • Система лояльности клиентов
  • Чаты поддержки клиентов
  • Пользователи с гибкой системой ролей (от личного кабинета уборщиц и рядовых сотрудников с минимальным доступом к функционалу, до бухгалтеров и старших менеджеров, имеющим доступ к денежным операциям и банковским транзакциям)
  • Различная статистика и метрики (процент возврата клиентов, сравнение загруженности помещений, средний чек, среднее количество аренд и т. д.)
  • Полный учет расходов-приходов (от покупки тапочек и оплаты за парковку, до зарплат сотрудников)
  • Возможность наполнения сайта контентом, даже рядовым пользователям ПК
  • Управление оповещением в помещениях: из админ-панели можно управлять заранее сформированным набором звуковых команд, которые озвучиваются в помещениях, например «До конца вашей аренды осталось n минут»

Помимо того, что система огромная, у неё еще и возраст впечатляющий: на момент написания статьи некоторым участкам кода более 12 лет. Поддержка такой системы — дело не простое, а добавление в нее нового функционала, да ещё и затрагивающего почти все основные части системы — то еще испытание.

У помещений для аренды могут быть разные владельцы, и при оплатах средства падают на расчетный счет, принадлежащий владельцу помещения. Для посетителей сайта этот нюанс незаметен, но нам нужно было обязательно учесть этот момент при внедрении СБП.

С заказчиком мы договорились, что на первом этапе мы введем возможность приема платежей только для одного владельца, обкатаем и затем “размножим” функционал на остальных.

Первый владелец обслуживался в Альфа-Банке, и первым шагом с его стороны было оставить запрос в банке на подключение.

А мы начали с того, чтобы разобраться в принципиальной разнице СБП от оплат с помощью банковских карт. Заказчик полностью доверился нам и разрешил общаться с банком от лица своей компании:

Учитывая особенности работы системы, мы определились, что будем использовать динамические QR коды. Такие QR формируются с учетом суммы покупки, поэтому для оплаты покупателю достаточно будет отсканировать код (или просто перейти по сформированной ссылке) и нажать кнопку “Оплатить” в приложении банка.

Пример обращения нашего проектного менеджера в техподдержку Альфа-Банка

На будущее мы для себя отметили, что такие коды удобно будет рассылать например по почте или через мессенджер, то есть по факту это прямая ссылка на оплату, доступная отовсюду, требующая минимальных действий от покупателя.

Далее был скучный и неинтересный этап написания ТЗ на задачу, оценки трудозатрат и сроков, его мы опустим в этой статье.

Красивый скриншот из кода параметров QR

Во время работы не обошлось и без проблем со стороны Альфа-Банка, когда QR коды почему-то переставали формироваться. Пример нашего обращения в техподдержку:

Что получил заказчик по итогу работ по интеграции СБП?

  • Покупатели могут оплачивать аренду помещений с помощью СБП прямо из своего личного кабинета. Альтернативный вариант оплаты с помощью карты мы оставили

При открытии ссылки с компьютера будет отображаться QR код с инструкцией. При открытии ссылки со смартфона, покупателя переадресует в приложение банка, с открытым переводом с учетом суммы покупки

  • Сотрудники заказчика могут формировать QR коды прямо из административной панели, чтобы можно было отправлять коды в мессенджер или на почту (кстати, для отправки на почту сделана отдельная кнопка) . А так же добавлена удобная кнопка для проверки статуса платежа и возможность просмотра чека об оплате
  • В системе заказчика уже был учет комиссии банка при онлайн оплатах, доработали логику, чтобы учитывалась комиссия при оплате с помощью СБП (кстати, она всего 0.7%)
  • Добавили в статистику оплат информацию по проведенным/отклоненным оплатам с помощью QR
  • Настроили фискализацию чеков при оплатах с помощью СБП
  • И конечно же, сэкономили деньги заказчика, он уже начал анализировать, сколько удалось сэкономить с момента внедрения QR кодов в систему 🙂

Кстати, после внедрения в систему и обкатки приема платежей для одного владельца, мы не остановились и подключили всех остальных. Один из владельцев обслуживался в Сбере, но после полученного опыта, задача по интеграции СБП от Сбера не заняла много времени:) В Сбере похожий алгоритм интеграции, единственное существенное отличие — владелец счета должен зарегистрироваться в отдельной системе Сбера https://api. developer. sber. ru/ и выпустить специальные системные ключи, необходимые для работы интеграции и передать их разработчикам.

Бонусный подкейс, который мы буквально недавно реализовали для заказчика:

После обкатки онлайн оплат по СБП, заказчик запросил возможность принимать оффлайн оплаты. Первым нашим предложением была установка дополнительных мониторов на ресепшенах, на которые будет выводиться динамический QR код для клиентов. Этот вариант заказчик предложил отложить на крайний случай, аргументируя, что не все существующие ресепшены могут быть быстро расширены для установки мониторов. Статичные QR коды от СБП нам тоже не очень подходили, так как оплаты по ним не привязывались к конкретной аренде, а нам надо было разработать максимально простую и удобную систему для контроля платежей.

Изучив вопрос, подхватили идею у коллег одного из московских ресторанов и сформировали такую систему:

После сканирования распечатанного QR кода, покупатель попадал не на страницу оплаты от СБП, а на страницу-прослойку на сайте заказчика, на которой он видел краткую информацию по своей покупке и сумму для оплаты, которую предварительно настроил администратор на кассе (установил, чтобы по этому QR коду выводилась информация по покупке конкретного покупателя) . На странице-прослойке была добавлена кнопка для оплаты, и по нажатию на неё, на телефоне покупателя открывалось приложение банка для подтверждения платежа. После оплаты, денежные приходы отображались в системе заказчика как было задумано, определенная аренда отмечалась как оплаченная.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда