{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Лайфхаки спикера. Как давать проясняющие ответы, которые помогут аудитории

Если вы выступаете и рассказываете про какую-то свою идею или тему, то скорее всего над вами уже довлеет «проклятье знания”. Ведь вы уже в какой-то мере погрузились в тему, владеете контекстом темы. То есть, уже знаете и вам трудно вспомнить своё состояние незнания. Под “проклятьем знания» вы можете не всегда правильно отвечать на вопросы аудитории и не добиваться желаемых результатов. В этой заметке вы узнаете как давать вашей аудитории объясняющие ответы.

Прямой вопрос и «фактический ответ»

Когда мы рассказываем о чём-то, в чём разбираемся, то владеем контекстом темы. Но часто забываем, что наша аудитория может не владеть контекстом или попросту быть не в теме. Поэтому когда нас кто-то спрашивает, как это работает или почему это происходит, мы не задумываясь даём прямой ответ.

Почему капля растительного масла не тонет в стакане с водой? — Из-за относительной плотности

Почему бывают приливы и отливы? — Это связано с Луной

С точки зрения отвечающего (знающего), прямые и точные факты в ответе должны быстро и чётко закрыть запрос спрашивающего (не знающего). Это справедливо только в том случае, если ваша аудитория также разбирается в теме. Но в действительности, часто приходиться выступать перед неоднородной аудиторией. И вы не сколько не поможете, дав прямой ответ.

Прямой вопрос и “проясняющий ответ”.

Умелый специалист по выступлениям может обойти эту проблему. На прямой вопрос можно отвечать, исходя из намерения, которое стоит за вопросом. На вопросы типа “Что это такое?” Стоит отвечать, как-будто спрашивают — “А почему это меня должно волновать?”

Давайте представим, что на выступлении вы расказываете, как на вашем сервисе (сайте) можно использовать технологию RSS. Наверняка, кто-то из аудитории может спросить — “Что такое RSS?”

Прямой “фактический” ответ может быть таким — “RSS — это формат синдикации контента на основе XML”. И вроде ответ точный, но скорее всего большинство в аудитории его не поймут. И в результате не поймут и идею вашего сервиса.

А лучше на вопрос “Что такое RSS?” отвечать, будто был задан вопрос “Зачем нужен RSS? ”.

Тогда “проясняющий ответ” мог бы быть таким. “RSS позволяет делать подписку на сайтах, чтобы автоматически получать новую информацию с них”.

Правило проясняющего ответа

На вопросы типа “Что это такое?” Отвечаем, как-будто спрашивают — “Зачем это нужно?” или “А почему это меня должно волновать?”

Если на выступлении мы почаще будем вспоминать это правило, то наша аудитория будет более довольна и уверена в себе. А мы с большей вероятностью получим нужные нам результаты от выступления.

Описанный в заметке приём взят из книги Ли Лефевер “Искусство объяснять”. #спикер #выступления

0
2 комментария
Рандомный Рандом

Заметил по себе, что лучше всего ты объясняешь какую то тему где то в течении года как сам в ней разобрался - ты еще помнишь что тебе было непонятно и какие аналогии тебе помогли разобраться. А потом эта тема становится для тебя очевидной, а спустя еще несколько лет обрастает ненужными деталями.
То есть в первый год оно получается само собой, а дальше уже приходится задумываться, а понятно ли ты объясняешь.

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Kemaev
Автор

Да всё таки есть. Чем глубже понимаешь, нем меньше помнишь, как это - непонимать

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда