«Креативность – это навык, а не дар», или как развить умение генерировать идеи
Профессия креатора появилась не так давно. И несмотря на то, что ее востребованность стремительно растет, по-прежнему остается много вопросов о том, как эта работа устроена и как освоить «искусство» креативности. Людмила Аринчина, старший креатор Win2Win Communications, делится секретами производства: как и какие навыки развивать, у кого учиться и где искать вдохновение.
Путь креатора
Я 4 года проработала в PR направлении и также в SMM, лидировала интегрированные коммуникационные проекты, но хотелось пойти дальше. Осознание пришло ко мне в прошлом году: я тогда активно занималась тендерами и подготовкой презентаций, поэтому было много брейнштормов и креативных задач. И я поняла, что мне хочется работать в более творческом направлении, где больше свободы и возможностей для самореализации. В агентстве меня поддержали, и с позиции аккаунт-директора я перешла на должность креатора.
Чтобы понять, как устроена работа креатора, важно определиться с тем, что такое креативность. У каждого может быть своя интерпретация, но для меня это:
способность быть наблюдателем и деятелем одновременно;
- результат слияния критического и аналитического мышления, генерации идей и способности визуализировать и представить результат;
- навык, который можно развивать, а не врожденный талант, доступный лишь избранным. На эту тему рекомендую книгу Кэрол Дуэк «Гибкое сознание» про «установки на данность» и «установки на рост» – открывает глаза на многие мыслительные процессы и убеждения.
Искусство, вдохновленное жизнью
Работа креатора – это бесконечный мыслительный процесс. Иногда во время подготовки к проекту отвлекаешься на совершенно стороннюю тему, но и эти знания фиксируешь в памяти, потому что они могут пригодиться в будущем. А бывает, просто открываешь TikTok или Instagram и видишь какую-то интересную идею – записываешь ее, думаешь, как можно использовать в работе. Даже во сне приходят идеи, главное – запоминать их. Кстати, пословица «утро вечера мудренее» здесь очень актуальна: иногда нужно ночь «прожить» с каким-то проектом, чтобы с утра пришло озарение.
Отличным источником вдохновения служит повседневная жизнь, хотя на первый взгляд она может показаться обыденной. На основе привычных вещей, показанных под необычным углом, получается relatable-контент – понятный, знакомый, такой, в котором многие узнают себя.
Есть много талантливых креаторов, которые вдохновляются повседневными вещами. Вот только некоторые из них:
- Дункан Эванс – прославился комедийными роликами с необычным монтажом. Отучился в университете на креативного продакт-дизайнера и теперь, помимо ведения собственных соцсетей, работает по специальности на фрилансе.
- Калеб Натале – создает зацикленные видео с визуальными эффектами и иллюзиями. С детства увлекался съемками видео, а потом заинтересовался фокусами. В итоге пришла идея объединить два хобби: теперь все трюки «выполняет» в видеоредакторе. Это, кстати, отличный пример для тех, кто чувствует, что ему стало тесно в своей профессии. Калеб также часто выкладывает ролики из серии How I Made This, где много оригинальных лайфхаков для монтажа.
- Сет Филлипс, он же Чувак с табличкой. Пишет на картонной табличке все, что его (и многих из нас) раздражает, и фотографируется на улицах Нью-Йорка. А еще сотрудничает с Old Spice и поддерживает вакцинацию вместе с Джо Байденом. У него даже есть украинский последователь.
- Антон Гудим – создает ироничные иллюстрации к повседневной жизни. Вы еще могли видеть его мини-комиксы из серии Yes, But. Получил образование инженера, но всегда любил рисовать. Теперь его работы попадают на выставки: одна, например, прошла в начале этого года.
Пабло Роша – креативный директор и диджитал-художник, отучившийся на графического дизайнера. Проходил стажировку в Vogue, работал в Microsoft и был директором творческой лаборатории Tinder. Прославился креативами в Instagram и пранками в офлайне. В числе прочего у него есть необычная серия контента с голубями. Казалось бы, не самая вдохновляющая тема: голуби – просто часть повседневной жизни и часто только раздражают. Но Пабло строит вокруг них по-настоящему залипательный контент: расклеивает объявления с текстом «Устали быть птицей?» или придумывает небольшие забавные сюжеты.
Дарья Скачкова – работает в SRSLY, и вы наверняка видели вирусный тренд, запущенный ее постом – подборкой необычных, до боли знакомых ароматов. Публикация стала настоящим хитом, а саму идею поддержали Мегафон, «Красное и Белое» (только с вином), AliExpress и другие бренды. SRSLY даже запустили лимитированную линейку духов совместно с DEMETER. Сейчас Даша работает в LUMOS и сотрудничает с OZON, а примеры ее работ можно посмотреть у нее в аккаунте в актуальном.
Еще советую подписаться на Telegram-канал seen, где каждую неделю публикуют подборки интересного контента: рекламных роликов, музыкальных клипов, иллюстраций и так далее. Это очень помогает формировать насмотренность.
Насмотренность в целом важна для всех, кто работает в креативных сферах. Во-первых, просмотренные материалы «откладываются» у нас в памяти, и получается своего рода каталог готовых решений. В нужный момент можно объединить несколько существующих идей и получить свою, оригинальную. Во-вторых, если анализировать понравившийся или вирусный контент, появляется более глубокое понимание того, как устроены работающие решения. Стоит следить не только за развитием своей сферы, но и смотреть за ее пределы: вдохновение может скрываться где угодно!
Как же развивать в себе креативность?
1. Спите! На эту тему есть много исследований. Например, ученые из американских университетов Pennsylvania и Washington State провели исследование, в результате которого выяснили, что оптимальная продолжительность сна для взрослого человека составляет 8 часов. Они также сделали вывод: даже если вы спите 6 часов в сутки две недели подряд, ваши умственные и физические характеристики снижаются до такого же уровня, как если бы вы не спали 48 часов подряд. Вам оно надо? В том числе сон влияет на настроение, а от него напрямую зависят наши креативные навыки и готовность экспериментировать. Кстати, дотянуть до конца недели, а потом отоспаться на выходных не получится: важно регулярно давать мозгу отдых.
2. Смотрите сериалы, фильмы, изучайте разные аккаунты в соцсетях. Провести 3 часа в TikTok тоже можно с пользой для работы – это настоящая кладезь креативности. Ученые Рочестерского университета недавно доказали, что пользователи, которые следят за творчеством талантливых людей, сами генерируют более креативные идеи.
3. Много читайте: художественную литературу или фантастику, книги по саморазвитию или бизнесу – все, что угодно. О пользе чтения тоже говорят на каждом шагу, но это не пустые слова. В отличие от «пассивных» способов получения информации, таких как просмотр видео, чтение заставляет нас самих додумывать и достраивать образы. Так развиваются ассоциативное мышление и воображение.
4. Общайтесь с людьми. Каждая инновационная идея рождается из существующих решений. Например, Uber – это смесь такси и онлайн-сервисов для карпулинга. И иногда для того, чтобы получить какой-то прорыв, нужно объединить идеи двух разных людей или посмотреть на проблему с другой точки зрения. Одним словом, чем больше людей, тем больше идей и разных взглядов, которыми можно вдохновляться.
5. Почаще выходите на улицу. Идея может родиться из вида летающих голубей, ям на дорогах или каких-то запахов. Пригодиться может что угодно.
P. S. Я точно знаю, что внутри каждого из нас есть крутой креатор – давайте ему пространство для реализации хотя бы раз в день :)