{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

9 принципов для оценки качества учебной программы

Что меня разочаровывает на рынке edtech больше всего, так это созданные от балды программы. На самом деле, это же разочаровывает и в университетах, и в школах. От “надо знать вообще все” до “засунем в программу все на свете, чтобы она побогаче выглядела” — эти проблемы я испытала и на собственной шкуре, про них же слышу от сотрудников и коллег по профессии.

Меня зовут Валерия Розова, я автор интенсива для менеджеров-продукта, выпускница нескольких бизнес школ, и задрот по совместительству. Поэтому, пойдемте изучить тему качества учебных программ вместе со мной.

Все свои потоки для менеджеров продукта я строила на трех принципах:

  • принцип системности — переход от общего к частному, а на практике — занятия всегда начинаются с понимания роли продакт менеджера и переходят в детальные его функции и обязанности, так чтобы у каждого ученика в голове была большая картинка того, что надо делать, и ящик с инструментами.
  • принцип customer journey approach — этот подход хорош почти всегда, пригодился и в курсе. По сути я воспроизвожу сценарий “я стал продакт менеджером в новом продукте” и пошагово со студентами прохожу каждый этап сценария работы продактом.
  • принцип holistic education — я писала про подход в своей статье. Суть подхода в том, что ты учишься в самых разных форматах, чтобы закрепить материал. То есть ты получаешь теорию, ты делаешь упражнения на своем продукте, на чужом, на известном, ты общаешься про эту тему с коллегой, ты читаешь допматериалы и так далее.

Звучит круто, вроде работает. Но спустя три потока и 120 отзывов у меня накопилось пространство для улучшения. И я полезла в науку. Точнее, полезла туда Лика, мой со-автор и главный партнер моего интенсива. Спустя какое-то время, Лика собрала основные принципы из теории обучения. Ниже я расскажу про них и про то, как мы применили каждый в новой программе.

Принцип научности

Для усвоения материала ученикам нужно предлагать подлинные, прочно установленные наукой знания. Продакт менеджмент пока не успел прочно обрасти наукой, но тем не менее стоит стремиться к проверенным знаниям.

  • Список материалов — книги и статьи, как теоретические, так и бизнесовые, стали важным дополнением к программе. То есть вы не просто смотрите в лекции, как я говорю про стратегию, вы можете почитать статьи и книги, на материал которых я полагаюсь.
  • В лекциях я ссылаюсь на книги, HBR статьи, кейсы живых компаний, чтобы материал был приближен к подлинности, а не базировался только на моем опыте.

Принцип наглядности

Эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию органов чувств человека. Чем более разнообразны чувственные восприятия учебного материала, тем более прочно он усваивается. Это могут быть объемные или символические наглядные пособия, изобразительные средства, аудиовизуальные средства, самостоятельно изготовленные опорные материалы, натуральные объекты.

  • В интенсиве есть видео-материалы, воркшопы и “живой” онлайн-фидбек, отдельная пачка фреймворков и чеклистов, которые помогают опереться на что-то при первичном прохождении через проблему, приглашенный спикер на сессии про поиск работы зарубежом.
  • В материалах к курсу мы предлагаем фильмы, подкасты и видео к просмотру и прослушиванию.
  • Все знания мы сопровождаем визуальными материалами — слайдами и схемами.

Принцип доступности

Материал, его объем, методы изучения должны соответствовать возможностям учащихся, уровню их интеллектуального, нравственного и эстетического развития. Исследования и практика показывают, что при упрощенном содержании снижается интерес к учению, не формируются необходимые волевые усилия, не происходит желаемого развития работоспособности.

  • У нас есть разные тарифы, которые соответствуют разным уровням учеников. Таким образом, мы делаем программу достаточно сложной, а учебные группы однородными.
  • Каждый из тарифов сделан так, чтобы быть чуть более амбициозным, чем текущий уровень участников. По опыту предыдущих потоков, фидбек всегда один — занятия и задания чуть более сложные, чем ожидались, и это хорошо.
Опрос учеников третьего потока 

Принцип сознательности и активности

Требует осознанного усвоения знаний в процессе активной познавательной и практической деятельности. Это про то, чтобы добиться понимания и убедиться, что человек понял, про использование активных и интенсивных методов обучения, про то, чтобы учащиеся научились находить причинно-следственные связи.

  • У нас есть часть с пассивным обучением — это когда ученики смотрят видео и решают тесты. И есть часть с активным — это когда они работают на воркшопах, делают домашние задания и получают обратную связь, работают в групповых проектах.
  • Чтобы научить людей искать причинно-следственные связи, мы разработали 15 бизнес-кейсов, которые им предстоит решить. Помимо этого, мы ведем ежедневные продуктовые новости, которые требуют от студентов активного поиска причин и следствий и презентации этого учебной группе.

Принцип систематичности и последовательности

Предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе. Он требует логического построения, как содержания, так и процесса обучения. Здесь речь про формирование системы знаний, чтобы все понимали взаимосвязь элементов, про логическое представление учебного материала, про работу с меж-предметными связями.

  • Этого было у меня и раньше, но оформилось еще чуть сильнее, в учебные блоки. Теперь на потоке есть 6 блоков, которые вторят всем областям деятельности продакт менеджера. Мы начинаем с компетенций, проходим через стратегию, финансы, метрики, исследования и финишируем работой с дизайнером и разработкой.
  • Кроме этого, мы обсуждаем связь продакта с другими членами продуктовой команды, пересечение их ответственности и ролей, чтобы ученики понимали, что ждать не только от себя, но и от всей команды.

Принцип прочности усвоения

Предполагает стойкое закрепление знаний в памяти учащихся. Тут речь про проявление познавательной активности, про разнообразие обучения, про упражнения на сравнение, ассоциации, обобщение.

  • Воркшопы и живая проверка домашек — это возможность для учеников проявить свою познавательную активность. Можно задать вопрос, ошибиться, попрактиковаться в режиме лайв и получить обратную связь.
  • Q&A сессия в конце интенсива — трехчасовая беседа, посвященная ответам на вопросы учеников. Мы обсуждаем карьеру, насущные проблемы, детальные вещи про работу с продуктом.
  • Разнообразие обучения — самая сильная сторона интенсива. У нас есть видео-лекции, тесты, материалы, фреймворки, групповой проект, ежедневные новости, воркшопы, дз по собственному продукту, решение кейсов, индивидуальная сессия со мной, и еще много другого, что заставляет погрузиться в работу и практиковать с самых разных заходов.

Принцип связи теории с практикой

Предполагает, что изучение научных проблем осуществляется в тесной связи с раскрытием важнейших путей их использования в жизни. В этом случае у обучаемых вырабатывается подлинно научный взгляд на жизненные явления.

  • Кейсы, кейсы, кейсы. Кейсы есть в классе, кейсы решаются дома.
  • Фидбек на домашние задания записывается общим потоком. То есть ты смотришь не только свой, но и фидбек соседа. Это помогает тебе увидеть бОльшее число компаний и вырастить насмотренность.
  • Воркшоп про софт скиллс. На этом уроке мы практикуем себя в роли настоящих менеджеров, которые сталкиваются с ежедневными вызовами коммуникации и управления стейкхолдерами.
  • Воркшоп про поиск работы зарубежом. Что может быть актуальнее, чем это в 2023 году. Тут мы учимся подаваться в международные компании, обрастать знакомствами и примерять себя на открытые вакансии.

Принцип воспитывающего обучения

Отражает объективную закономерность процесса обучения. То есть ученики должны понимать, что лежит за продакт менеджментом в плане общественного прогресса, с одной стороны, а с другой интенсив должен быть воспитывающим.

  • Классы по стратегии нацелены на то, чтобы показать ученикам всю ту ответственность за продукт, которую они несут. Это важно, чтобы у них было реальное представление о том, что они делают в большом масштабе, а не на уровне одной только лишь метрики или команды разработки.
  • Многие классы учат не столько информации, сколько подходу к работе. Ответственности, самостоятельности, умению принимать решения, умению критически мыслить.

Принцип личностного подхода

Требует, чтобы содержание, формы и методы обучения соответствовали возрастным этапам и индивидуальным особенностям обучаемых.

  • На одном из тарифов предусмотрена индивидуальная сессия со мной, в рамках которой мы обсуждаем карьерный трек ученика и разбираем его вызовы.
  • Каждый из учеников прорабатывает свой индивидуальный план развития. План базируется на опыте и амбициях каждого ученика.
  • Каждому ученику я даю фидбек по его продукту, по тому, с чем он сейчас работает. В зависимости от тематики, модели продукта, роли ученика мой фидбек меняется и подстраивается под него.

Резюмирую, как все эти принципы преобразились в учебную программу.

  • 37 видео-лекций, организованных в 6 учебных блоков. Лекции длятся от 7 минут до 45, в лекциях есть дополнительная графика, чтобы материал усваивался на слух и на глаз.
  • 31 тест с практическими и теоретическими вопросами. Для тестов мы используем 6 разных типов вопросов.
  • 6 онлайн-воркшопов по учебным блокам. В рамках каждого мы практикуемся, работаем в мини-группах, разрабатываем и презентуем решения, ищем ответы на сложные вопросы с занятий.
  • 2 дополнительных воркшопа. Софт-скиллс класс и сессия и поиск работы зарубежом. На софт скиллс классе мы учимся быть более эффективными с помощью использования софт скиллс. На сессии по поиску работы зарубежом рассказываем про процессы попадания в разные компании, комментируем резюме и ваш опыт, делимся полезными советами и материалами.
  • Онбординг класс. Стартовый воркшоп, который даст понимание о том, как будет строиться обучение и перезнакомит всех со всеми.
  • 15 домашних заданий по вашему продукту. Вы разработаете стратегию, посчитаете финмодель, метрики, проведете исследование, дадите фидбек на дизайн и построите цикл продуктовой разработки.
  • 15 бизнес-кейсов для решения. Реальные ситуации современных компаний. Над каждой вам нужно подумать и предложить решение на базе знаний, полученных в классе.
  • Фидбек онлайн. Каждую неделю я пишу фидбек онлайн на ваши решения. Во время фидбека вы можете задавать вопросы, что-то уточнять и активно участвовать.
  • Индивидуальный план развития. Вы составите его для себя сами, на базе теории, шаблона и в рамках домашнего задания. А я дам комментарии и подсказки по тому, как его развить.
  • Ежедневные новости. Каждое утро в канал будут приходить продуктовые новости, которые вы напишете сами.
  • Групповой проект. За время интенсива вы реализуете масштабный групповой проект, который потом будет выложен в паблик и принесет пользу не только вам, а всему продуктовому коммьюнити.
  • Материалы для дополнительного изучения. В дополнение к интенсиву вы получите список разных статей, книг, подкастов, кино и каналов, которые поддержат ваш процесс обучения и во время и после окончания потока.
  • Список фреймворков, гайдов и чеклистов. Все, что мы обсуждаем в классе и на лекциях будет преобразовано в большую пачку материалов, которые вы получите, чтобы можно было быстро вернуться к этому в процессе работы.
  • Индивидуальная сессия со мной. Для формирования карьерного трека и обсуждения особенно сложных продуктовых вызовов.

Выбирая себе учебную программу или курс, вы можете взять эти принципы и “приложить” их, чтобы проверить, задумывались ли авторы про какие-то основы теории обучения или нет. А дальше уже более взвешено принять решение — хотите ли вы учиться.

Тех, кто доверяет моему подходу, буду рада увидеть у себя на интенсиве. Он стартует в конце февраля, проверяйте даты, изучайте программу, отзывы студентов и принимайте осознанное решение:

0
1 комментарий
Toshas

Очень актуальная для меня тема, да и для многих моих знакомых. Как на собственном опыте сталкивался с непродуманными или переполненными лишней информацией программами обучения, так и мои друзья часто делились со мной такими историями. Например в школе моих племянников их хотят обучить всему на свете, но не сами, а пусть родители занимаются, ведь в классе тридцать с лишним детей на одного учителя. А родители как вы все понимаете оба работают, чтобы обеспечить детям образование и достойную жизнь. Когда я однажды помогал с тестом восьмилетке, то многих ответов просто напросто не знал сам, хоть не стар и получил хорошее образование.

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда