Что такое Blended Learning в корпоративном обучении
И какие изменения в этой сфере произошли в 2020 году
Хотя разговоры о пандемии и набили оскомину, нельзя отрицать, что с приходом COVID-19 жизнь бизнеса и всего общества стала совершенно иной. Сфера корпоративного обучения — не исключение. Весной 2020 года популярностью стал пользоваться синхронный формат. Но эта тенденция не смогла удовлетворить потребности крупных компаний, и поэтому сегодня новый актуальный тренд — Blended Learning.
15 декабря 2020 прошла организованная MOZ онлайн-конференция по Blended Learning. На мероприятие зарегистрировались 700 человек. На интернет-площадке в итоге было 378 участников, 70% которых уже внедрили смешанное обучение в своих программах корпоративного обучения (выражаясь в терминах MOZ, в марафонах развития).
Смешанное обучение
Смешанное обучение представляет собой совмещение нескольких образовательных подходов, а именно онлайна с использованием «живого» эксперта и/или тьютора, более-менее традиционных образовательных методик (как правило, речь идет об очном обучении, но в условиях пандемии это требование видоизменилось) и современных технологий и электронного обучения — E-Learning. Настоящий Blended Learning предполагает как персонализированный подход, так и работу в группе, высокую степень личной ответственности обучающегося, наличие экспертизы и помощи наставника.
Как правило, среди несомненных преимуществ смешанного обучения называют возможность обучать одновременно много людей, а также кастомизировать знания и оценки. Наличие в рамках образовательного курса «живого» эксперта или тьютора мотивирует участников обучающих программ продолжать заниматься, не бросать все на полпути, вовлекает в процесс. В процессе внедрения Blended Learning можно столкнуться с проблемой неравномерной ИТ-грамотности участников, а также зависимости от техники и качества интернет-подключения.
Основные тренды корпоративного обучения 2020 года
- По мысли основателя MOZ и TELLSY Олега Замышляева, за один только 2020 год произошло как минимум три фундаментальных изменения в сфере корпоративного обучения. Во-первых, мы перешли от синхронного офлайна к синхронному онлайну, потом — от синхронных форматов к асинхронным и смешанным, а затем произошел рост именно смешанного обучения.
- Основной тренд всего 2020 года — онлайн — дал нам всем почти ничем не ограниченную возможность масштабирования. Как следствие снизилась цена за человека при обучении больших групп. Границы аудитории исчезли: теперь спикеры могут записывать лекции или организовывать прямые эфиры для практически неограниченного числа людей.
- В 2020-м технологии стали доступнее, а цена и трудоемкость разработки курсов и платформ, соответственно, снизилась. Поэтому сегодня увеличивается ассортимент платформ для синхронного онлайна.
- В прошедшем году эксперты, ранее работавшие только офлайн, перешли в онлайн, и их доступность повысилась. Если раньше нам приходилось выбирать из числа спикеров, имеющих возможность в определенный день поехать и выступить в другой город, то теперь достаточно найти человека, готового выйти в онлайн на пару часов.
- Появилась возможность использовать контент других платформ. Постепенно возникают агрегаторы контента, а некоторые платформы даже трансформируют формат контента: например, превращают асинхронные цифровые курсы в марафоны развития. Кроме того, дистанционный формат работы дает возможность создания оригинальных сетей региональных удаленных тьюторов.
- Улучшился процесс взаимодействия корпоративного обучения и информационной безопасности, и участникам сегодня доступно гораздо больше цифровых платформ.
- Компании стали толерантнее к использованию готового контента, кастомизация стала более разумной. Сегодня нужно выстраивать бизнес-процесс так, чтобы в нем оставались ключевые точки кастомизации — чтобы они были недорогими, но чтобы в них появлялся классный контент. Например, записать выступление эксперта, нарезать его на уроки, создать к ним интерактивы и применить недооцененный формат UGC (user-generated content) для создания персонализированной страницы этого конкретного курса.
- Роль харизмы спикера в онлайн снизилась, а контента — возросла. Сегодня пользователи хотят реальной пользы от каждой минуты. Более того, началась конкуренция живого выступления эксперта и записи.
- Из-за увеличения нагрузки и уменьшения времени снизилась концентрация пользователей. Поэтому в контексте смешанного обучения и марафонов увеличилась ценность тьюторов. Живой контакт и поддержка наставника важна, чтобы пользователь был вовлечен в процесс и не бросил обучение при появлении первых же трудностей.
- Сегодня растет потребность в адаптации к внешнему миру и появляется запрос на обучение в рамках неотложных нужд. Часто обучение становится необходимым здесь и сейчас (профилактика выгорания сотрудников, дистанционное управление и т. д.).
- Появилось ожидание от корпоративных систем обучения идеального пользовательского опыта. К этому привел положительный опыт взаимодействия с цифровыми платформами в быту. В этой связи сегодня определенно выигрывают платформы с классным пользовательским опытом — причем речь идет не только об интерфейсе, но и понятных домашних заданиях, легкодоступных наставниках и проч.
- Неопределенность среды приводит к непредсказуемости реакции пользователей, и любая гипотеза сегодня требует пилотирования.
Blended Learning в корпоративном обучении совмещает сразу несколько подходов — онлайн, синхрон и асинхрон, наличие «живого» наставника, E-Learning, — а потому оказалось незаменимым в эпоху пандемии COVID-19. Впрочем, у смешанного обучения есть ряд очевидных плюсов и преимуществ перед другими образовательными форматами, что позволяет прогнозировать расширение диапазона его применения. На сегодняшний день многие компании внедрили Blended Learning в свои программы корпоративного обучения, потому что такой подход позволяет обучать сразу много людей, обеспечивает гибкость программы, способной меняться в зависимости от условий, а также — благодаря наличию тьюторов — вовлекает участников марафонов развития в процесс и не дает им «сойти с дистанции» раньше времени.