Blended Learning и «гибридность» форматов: материалы конференции
Что обсуждали специалисты на онлайн-мероприятии от MOZ и к каким выводам пришли
15 декабря 2020 года основатель консалтинговой компании MOZ и ed-tech компании TELLSY Олег Замышляев выступил в роли модератора организованный им онлайн-конференции по смешанному обучению «Blended Learning. Успешная “гибридность” форматов и инструментов для работы в новой нормальности». На следующий день мероприятие плавно перешло в онлайн-хакатон Methodolog Hack. На саму конференцию было 700 регистраций, 378 участников собрались на онлайн-площадке.
Почему сегодня важно обсуждать смешанный формат обучения? Еще в начале 2020 года из-за карантинных мер стала расти сфера синхронного обучения. Затем ее затмили асинхронные форматы, а в настоящий момент все это вылилось в рост популярности Blended Learning. Согласно опросу, проведенному Олегом Замышляевым в начале конференции, порядка 70% участников мероприятия уже используют этот формат в своих программах обучения.
По мере собственного доклада и выступлений приглашенных на конференцию специалистов Олег Замышляев с помощью веб-приложения для проведения мероприятий TELLSY задавал аудитории вопросы в разных форматах, просил ее делиться своим опытом и участвовать в опросах и голосованиях. Затем мы выгрузили отчет из TELLSY и хотим коротко пересказать главное.
Голосование за лучшие вопросы экспертам
Во время докладов экспертов, участвовавших в онлайн-конференции, пользователи могли задавать им свои вопросы в письменном виде, а также голосовать за понравившиеся вопросы других участников. Среди вопросов, адресованных модератору мероприятия Олегу Замышляеву, пользователям больше всего понравились следующие (вопросы отредактированы. — Прим. авт.):
- Компании учат онлайн, дистанционно, «без отрыва от производства». Но на самом деле они занимаются самообманом — часто параллельно с обучением участник все же отвлекается на текущие бизнес-процессы. Снижается качество обучения. Как это изменить?
- Насколько корпоративное обучение готово к новому тренду — переходу от смешанного и асинхронного онлайна к самообучению и саморазвитию сотрудников (при этом компания дистанцируется от процесса развития персонала, и сотрудник сам создает для себя эту услугу)?
Во время доклада руководителя отдела обучения и развития персонала «Гедеон Рихтер Фарма» Аллы Великановой участники особенно выделили вопросы:
- Если возможно, поделитесь своими выводами об изменении профиля и траектории развития T&D специалиста.
- Насколько сложнее и дороже разрабатывать обучающие программы сразу в нескольких форматах, чтобы пользователи могли выбрать наиболее «заходящие» именно им?
Руководителя отдела обучения Danone CIS Ирину Жигулину спросили:
- Как мотивируете руководителей предоставлять работникам время на прохождение обучения? Смешанное обучение, как и очное, занимает достаточно много времени.
Руководителям направления по развитию лидерских компетенций «Coca-Cola HBC Россия» Надежде Артеменко и Наиле Мосиной пользователи выразили восхищение их опытом и стратегией корпоративного обучения, а также интересовались:
- Можно посмотреть пример кейса для управленческого поединка?
Евгения Игольникова, руководитель направления Кафедры стратегических компетенций ДпРПиОР БЛПС «Газпром Нефти», отвечала на вопросы:
- Как проходит тренинг-спектакль?
- Расскажите подробнее о чат-боте креативности.
Директора по персоналу White Rabbit Family Марию Муляр хвалили за корпоративную культуру компании и подход в социальном обучении, а руководителя направления внутреннего soft-обучения и развития тренеров компании «Ростелеком» Анастасию Савельеву спрашивали:
- Как вы решаете проблему с отказом включать камеры и микрофоны? Как контролируете участие и вовлеченность тех, кто этого не сделал?
- Можно примеры того, что, на ваш взгляд, поменялось в методологии с приходом онлайна?
Ошибки в Blended learning
Доклад Анастасии был посвящен ошибкам при внедрении Blended Learning в корпоративном обучении. После ее выступления участники конференции поделились собственными мыслями по поводу того, чего не следует делать при переходе на новый формат:
- Ошибочно не прорабатывать сценарий пользователя.
- Не стоит думать, что смешать можно все что угодно. Лучше все-таки не использовать одновременно слишком много инструментов (LMS, Miro, Mentimeter, Zoom, Telegram и т. д.).
- Стоит учитывать ограничения онлайн-формата и трезво оценивать уровень технической грамотности участников обучения.
- Не сокращать время обучения — тоже ошибка.
- Не нужно ожидать невероятной вовлеченности участников при синхронных форматах обучения.
- Важно правильно подбирать формат, исходя из потребностей участников и целей курса.
- Ошибочно продолжать использовать наскучивший формат «говорящей головы».
- Обязательно следует включать в программу интерактивы.
- Нельзя недооценивать важность обратной связи.
По просьбе Олега Замышляева участники конференции написали одним словом рецепт извлечения пользы из ошибок. Среди наиболее часто встречающихся вариантов — слова «думать», «анализировать» и «опыт».
Важные тенденции в корпоративном обучении—2020 и прогнозы на 2021 год
Одно из голосований на конференции было посвящено выбору самых важных трендов корпоративного обучения 2020 года (подробнее об этих и других тенденциях можно узнать здесь).
Лидирующие позиции по числу голосов заняли следующие тренды 2020 года:
- Онлайн предоставил нам практически неограниченную возможность масштабирования, а также привел к снижению цены за человека при обучении больших групп.
- С приходом онлайна многие эксперты, ранее работавшие в офлайне, стали доступнее.
- В 2020 году произошло три «тектонических сдвига» в корпоративном обучении: от синхронного офлайна люди перешли к синхронному онлайну, от синхронных форматов — к асинхронным и смешанным, а затем — к Blended Learning.
Участники конференции считают, что в 2021 году нас ждет:
- персонализация пользовательского пути;
- сбор и обработка цифрового следа обучающегося;
- внедрение в корпоративное обучение чат-ботов;
- большее количество доступного материала;
- микрообучение;
- получать знания станет проще, а применять — сложнее.
Таким образом, конференция, организованная для обсуждения смешанного формата, оказалась важным событием в мире корпоративного обучения. Нужно обязательно внимательно анализировать опыт коллег, чтобы понимать, в каком направлении двигаться дальше и какие инструменты внедрять на своих тренингах.