Как сделать нескучную программу адаптации
Опыт «Мастерской Олега Замышляева»
Выплывет или не выплывет? Времена, когда новый сотрудник попадал в бурное течение корпоративной жизни без спасательного круга, прошли. Теперь его нужно не только опекать, но и заинтересовывать. Руководитель проектов MOZ Светлана Фаттахова поделилась работающими инструментами.
«Где получить доступ к нужным программам? К кому можно обратиться с вопросом? По каким правилам живет коллектив?» — этими вопросами свежепринятый сотрудник не должен задаваться в одиночку. Заранее предоставляя ответы на них, бизнес не только снижает стресс у новичка, но и быстрее выращивает эффективные кадры. «Кроме того, в современном мире, где есть большое изобилие компаний и возможностей перед кандидатом, процесс адаптации — это еще и битва за HR-бренд, — считает Светлана Фаттахова. — Чем круче работодатель покажет себя в начале работы с кандидатом, тем больше вероятность, что человек останется и будет транслировать во внешний мир «В какую классную компанию я попал!»
Как же сделать так, чтобы это был вдохновляющий опыт? За годы работы специалисты «Мастерской Олега Замышляева» пришли к выводу, что в первую очередь нужно смотреть на процесс адаптации комплексно — не как на одноразовый тренинг, а как на сопровождение сотрудника на протяжении всего срока адаптации (будь то месяц, полгода или даже год). Конечно, погружение в политику компании и свои обязанности будет происходить с разной интенсивностью и самый пик придется на первые несколько недель, но потому и важно разделить онбординг на этапы, чтобы большое количество информации не отбило у новичка желание развиваться.
Есть разные форматы, позволяющие выстроить карту адаптации. Вот только некоторые из них:
- специально разработанное приложение;
- онлайн-страница с понятной последовательностью шагов;
- онлайн-квест, в котором каждую неделю новичок получает необходимую информацию;
- программа обучения с наставником из числа коллег (в западной практике их называют buddy — от английского «товарищ», «приятель»).
Эти форматы можно рассматривать как альтернативу многостраничным бумажным инструкциям. Но мало перевести уже имеющиеся материалы в электронный вид — важно еще и переработать содержащуюся в них информацию так, чтобы она звучала проще, понятнее. «Подчас скучный контент лучше перевести в игровой формат, упаковать в форму викторин, обучающих карт, бизнес-симуляций. Это позволяет сконцентрироваться на чем-то основном, выбрать самые интересные моменты. Как результат — информация усваивается гораздо лучше», — советует Светлана Фаттахова.
Продумывая организацию онбординга, нужно учитывать и состав, потребности аудитории. Самое креативное приложение может не прижиться, например, на заводе, где люди привыкли к собраниям и общению с куратором. А вот в компании с большим количеством филиалов эффективнее могут оказаться онлайн-форматы вроде виртуального путешествия и знакомства с коллегами на местах через статьи с картинками, инфографикой, видео-контентом. Такой проект «Мастерская Олега Замышляева» реализовала для одного из своих клиентов как раз перед началом пандемии, поэтому в этой фирме коронавирус онбордингу помешать не смог. Вовремя перестроились.