Буллинг в интернете. Как бизнесу и публичным личностям защититься от нападок?
Февраль 2019 года ознаменовался крупным скандалом вокруг известного бренда спортивной одежды, которые в своей российской адаптации рекламной кампании «Ни в какие рамки» решил поиграться в провокацию и ударил по больному – по теме феминизма. Шутливые, но довольно жесткие слоганы вызвали бурю критики в сети и вынудили компанию оправдываться за дерзкий маркетинговый ход. Но спешное отступление не спасло ситуацию – продажи бренда за год просели на 3,8%.
Это существенные потери для такого гиганта, но интереснее другое – почему так получилось. Провокативная реклама не является каким-то новшеством и обычно не наносит таких потерь бизнесу, тем более в России, где институт репутации развит слабо. Но в этом случае компания подверглась массированной травле в сети. И речь идет не только о комментариях рядовых пользователей.
К буллингу присоединились блогеры разной величины и медийные персоны, которые стремились привлечь внимание разогретой аудитории осуждением бренда, призывами бойкотировать компанию, уничтожением ее продукции на камеру. И тут есть одна важная деталь, но о ней чуть позже.
Вы, вероятно, уже догадались, о какой марке идет речь, и можете припомнить другие схожие примеры травли в интернете. Не далее, как в 2021-м аналогичным нападкам подверглась сеть продовольственных магазинов за свою рекламу, скажем так, с элементом инклюзивности.
Какой бывает травля в интернете?
Буллинг в сети бьет как по крупным компаниям и известным персонам, так и по небольшим предприятиям и принимает разные формы, которые мы условно назовем так:
· ревью-бомбинг. Атака на бренд посредством заказных негативных отзывов, которые в массовом порядке размещаются на различных площадках. Обычно речь идет о примере «грязной» конкуренции, направленной на разрушение имиджа основных соперников в отрасли;
· медиа-бомбинг. Объект атаки становится героем массы статей в СМИ с явно негативными коннотациями, при этом информация в них может быть вполне истинной. Например, по вине блогера происходит ДТП – казалось бы, с кем не бывает. Но персона публичная, поэтому материалы о ее промахах отлично привлекают аудиторию, и писать о таком происшествии будут все, кому не лень, вплоть до крупных изданий;
· блог-бомбинг. Здесь тоже речь идет о стремлении поймать волну хайпа, но тут в игру вступают уже блогеры. Негативная информация может быть связана с субъективным отношением к персоне или компании, личной неприязнью, а также со вполне реальным отрицательным опытом клиента, который пользуется своей публичностью, чтобы отомстить за причиненную обиду.
Таким образом, всю травлю в интернете можно разделить на три группы: недобросовестная конкуренция через намеренную порчу репутации бренда, распространение объективных негативных сведений и тиражирование субъективной информации отрицательного характера.
Перечисленные типы буллинга имеют существенные различия, потому и бороться с ним нужно разными методами.
Распространение травли в сети
Одна из ключевых особенностей таких атак на бизнес заключается в тиражировании негативных сведений лицами, которые никак не пострадали от действий компании и не имеют к ней отношения.
«Много шума из ничего» обычно возникает по такому алгоритму:
1. Человек покупает в ларьке беляши и обнаруживает, что в них маловато мяса. Оскорбленный этим фактом до глубины души, он спешит оставить негативный пост об ООО «Ромашка», которому принадлежит тот злосчастный ларек, на первой попавшейся площадке в интернете.
2. Другой человек, который никогда не покупал у «Ромашки» беляши, читает пост, проникается возмущением его автора и делает репост у себя в блоге.
3. История может пройти незамеченной и кануть в лету, а может оказаться виральной и распространиться в интернете со скоростью лесного пожара. Попутно она обрастет массой подробностей, и вот беляши от «Ромашки» становятся уже не просто невкусными, но еще и опасными для здоровья.
4. Так информация добирается до бдительного взора какого-нибудь инфлюэнсера, которого хлебом не корми, дай хайпануть на негативе. И вот о беляшах «Ромашки» судачит многомиллионная аудитория крупного блогера.
5. Историю подхватывают СМИ. В изданиях появляются публикации с заголовками в духе «Беляш смерти. Как ООО «Ромашка» отправила в больницу уже более 50 человек. Трое из них в тяжелом состоянии».
Итак, негативная информация обладает высокой виральностью – люди любят негатив. Поэтому даже один случай, вызвавший бурное негодование потребителя, может привести к масштабной травле. И исходить она будет, прежде всего, от тех, кто никакого отношения к проблеме не имеет А впоследствии незначительная, на первый взгляд, история обрастает новыми деталями, которые подчас доводят ситуацию до абсурда и превращают мелкое происшествие в трагедию вселенского масштаба.
Все это важно понимать, потому что для массового буллинга не требуются достаточные и объективные основания. Люди присоединяются к травле, потому что им просто нравится в ней участвовать. Разумеется, на стороне агрессора.
Как бороться с травлей
Как уже отмечалось выше, каждый вид травли и методы борьбы с ними имеют свою специфику.
Ревью-бомбинг
Поскольку в большинстве случаев атака посредством негативных отзывов исходит от нечистых на руку конкурентов, реагировать здесь бессмысленно. Есть только одна действенная ответная мера – удаление отрицательных отзывов. Если вы столкнулись с такой тактикой, свести на нет ущерб от происков соперников помогут специалисты нашей компании.
Медиа-бомбинг
Из СМИ статьи так просто не удалишь. Да и смысла в этом мало после того, как публикации уже прочитали тысячи людей. Поэтому здесь подход другой:
· если информация объективная, надо устранить последствия негативного события и сообщить об этом в публичном пространстве. Например, если беляшами «Ромашки» отравились 10 человек, компании следует оплатить лечение и компенсировать пострадавшим моральный ущерб, а также принять меры для предотвращения повторения инцидента. Потом остается только рассказать об этом в СМИ во всех подробностях и получить похвалу за ответственность.
· если сведения вымышленные, об этом тоже нужно сообщить в средствах массовой информации, разумеется, подкрепив свои утверждения доказательствами. Другой вариант – направить недобросовестным СМИ претензию с требованием опубликовать опровержение фейка под угрозой судебного разбирательства в связи с распространением ложной информации и причинением вреда деловой репутации.
Блог-бомбинг
Здесь ситуация несколько сложнее, чем со СМИ. Если блогер атакует фейками компанию, ни уголовное, ни административное наказание за такие фокусы не предусмотрены. Единственное, чем можно припугнуть клеветника – обращение в суд с иском о возмещении вреда деловой репутации. Но блогера подобный скандал может и не напугать, ведь он привлечет к нему внимание.
Публичные персоны находятся в лучшем положении. Если удастся доказать, что инфлюэнсер опубликовал заведомо ложную информацию о человеке, то ему можно пригрозить обращением в полицию с требованием о возбуждении уголовного дела за клевету. Наказание по соответствующей статье начинается со штрафа до 1 млн рублей, а заканчивается лишением свободы на срок до двух лет. Есть шанс, что блогер испугается, и публично извинится. Но найдутся горячие головы, которые и на такой истории пожелают поймать хайп.
Поскольку не всегда есть возможность привлечь блогера к ответственности, а порой это не лучшая стратегия, можно пойти мирным путем:
· вежливо обратиться к инфлюэнсеру с просьбой опубликовать опровержение, предоставив доказательства своей правоты;
· сделать интеграцию с этим же или другим блогером;
· простить и забыть.
Если негативная публикация блогера не приобрела вирусный характер, скорее всего, она быстро затеряется в бешеном потоке информации и забудется уже через пару дней. Но действовать надо по ситуации и реагировать быстро, поэтому при появлении угрозы вашей репутации лучше сразу проконсультироваться с профессионалом.
Что делать, если вы подверглись травле?
Поскольку негативная информация имеет свойство стремительно распространяться, действуйте быстро:
1. Определите, какому типу травли вы подверглись.
2. Какова причина буллинга: реальная или фейковая.
3. Разработайте стратегию минимизации ущерба и защиты репутации. Выступите публично с обоснованным опровержением, попробуйте решить проблему с источником нежелательной информации, если она фейковая. Ну или можете просто ничего не делать в надежде на авось, а потом удивляться катастрофическим последствиям. Если не уверены в своем решении, обратитесь к профессионалам.
Учтите, что неправильные действия компании или публичной персоны, оказавшейся под прессингом травли, могут усугубить положение и привести к еще большему распространению нежелательных сведений. Чтобы решить проблему, очистить репутацию и избежать больших потерь обратитесь в агентство EpicCenter. На сайте компании вы найдете больше информации, которая поможет вам разобраться с буллингом, а также получите бесплатную консультацию с разбором вашей ситуации от профессионала.