Как провалилась компания стоимостью миллиард долларов, которая могла стать Amazon
Интересно читать про гигантов и успехи, но еще интереснее посмотреть на тех, кто был близок к успеху и провалился. Перевод и адаптация статьи от автора telegram канала про IT продукты Алексея Арефьева.
Несмотря на огромный успех компании Amazon, она была явно не первой, кто начал качать онлайн торговлю. Многие пытались «продавать что-то в интернете» ещё задолго до Amazon… и провалились, но почему?
История компании CDNow и интервью с ее основателем, ответит на этот вопрос.
Когда все было хорошо
Джейсон Олим основал компанию под названием CDNow. Ребята занимались продажей компакт дисков через интернет. Еще до Amazon его фирма долгое время была лидером в области онлайн торговли: капитализация CDNow на пике в 1998 достигала 1 млрд долларов.
Можно предположить, что продаваемый товар был причиной неудачи. И вправду, кто до сих пор слушает музыку через CD диски? Но не забывайте, что Амазон начала своё восхождение с продажи книг. Тем более для 90х диски были в полном ходу.
Amazon.com и CDNow.com начали с очень похожих вебсайтов, продающих аналогичные типы товаров. На деле, CDNow на первых парах был намного успешнее. Его запустили до Amazon и, как говорит Джейсон, компания начала набирать популярность в первый же год работы.
За пару лет CDNow вырос от двух рабочих – Джейсона и его сооснователя, до 500+ рабочих, сотен миллионов долларов дохода, и куче филиалов по всему миру.
В компании рождались прорывные решения:
- команда буквально изобрела онлайн корзину, до этого её просто не существовало в принципе
- заказала первую онлайн рекламу
- разработала свою прогу для онлайн покупок
Сегодня все это ассоциируется с Amazon, но CDNow использовал их раньше. К несчастью основателя, это не помогло им удержать лидерство и, как он упоминает в интервью, на то была очень важная причина.
Важная причина
Когда Джейсон рассказывал о своём опыте в создании CDNow, он объяснил почему его компания не стала настолько успешной, как Amazon:
Джейсон говорит, что проиграл Amazon, потому что не смог распознать глобальные перемены, перетягивающие всю торговлю из оффлайна в онлайн. На первый взгляд, это очень логичная причина проигрыша в этой гонке. Быть слепым, быть слишком зацикленным на специализации предприятия – это одна из самых важных и распространённых причин, по которым лидеры рынка терпят неудачу.
Будучи лидером рынка CDNow находился у истоков совершенно новой индустрии, которая только начинала менять мир. Конечно, это довольно завидная позиция, но, одновременно с этим, очень сложная, ведь он был первым в этой сфере.
Что значит первый
Испытание, с которым пришлось столкнуться Джейсону, большинство предпринимателей просто не понимают. Многие считают, что быть первым на рынке – это хорошо. У этого даже есть название – «Преимущество первого», но, на деле быть первым на рынке - значит совсем другое:
Джейсон говорит, что, когда вы первые на новом быстрорастущем рынке, у вас будут трудности с решением каждой новой уникальной проблемы. Это очень тяжёлое положение. Это настолько тяжело, что часто всё заканчивается крахом компаний – первопроходцев.
Быстрые последователи – это компании, которые идут сразу после лидеров рынка, учатся на их ошибках, и потом неожиданно обходят лидеров, уставших от десятикратной нагрузки.
По сути, это очень похоже на гонку. В гонках самые успешные пилоты довольно редко постоянно удерживают первые позиции на протяжении всего соревнования. Вместо этого они просто садятся на хвост лидера, давая ему бороться с сильным сопротивлением воздуха. В конце концов, дополнительное давление заставляет лидера сбросить скорость, и именно в этот момент быстрый последователь обгоняет его.
Если вы основали стартап, то вам следует придерживаться аналогичной тактики. В первое время, пока рынок формируется, не пытайтесь стать лидером. Оставайтесь позади на протяжении нескольких лет, следуя по пути лидера, и ждите идеального момента занять ведущую позицию.
Тот самый момент обязательно настанет, просто надо его дождаться. Это именно то, что Безос и Amazon сделали с CDNow. После пяти лет лидерства на рынке онлайн торговли, CDNow рухнула, и Amazon забрала первенство себе. Это первенство она удерживает уже 20 лет, в то время как CDNow канул в небытие.
Итого (от автора/переводчика)
Поделюсь основными мыслями, которые возникли пока готовил материал:
1. Периодически поднимай голову и мысли шире, нежели конкретной задачей (пример «продажа дисков»). Только ли диски можно продавать в интернете или еще что-то? Что в целом с продажами в онлайне?
Часто в работе, мы погружаемся настолько глубоко в продукт/процессы, что забываем про мир вокруг и то, что там происходит. Как следствие, перестаем видеть реальность и перспективы.
Устраивайте для себя периодические чеки (раз в квартал/полгода) того, чем занимаетесь. Ок, я отвечаю за это, но если посмотреть шире, то что? А, если еще шире?
Подобная практика поможет развивать видение и стратегию в долгосроке.
2.Не спеши лезть вперед, но это не точно
Круто, когда есть на кого посмотреть на рынке, у кого стащить идеи и в какой-то момент «выскочить» вперед, но все не так однозначно…
Ситуации бывают разные:
- ты можешь следовать за лидером, но потерять в принципе возможность откусить сочный кусок рынка, потому что лидер вырвется настолько вперед, что его уже не догнать
- ты можешь периодически меняться с лидером местами и в долгосрочной гонке просто не рассчитать силы/ресурсы/энергию и провалиться
- ты можешь (подставьте что-нибудь еще)
В целом, мораль понятна – удобно идти за лидером, но в жизни приходится адаптироваться под ситуации и менять все налету. Поэтому на уровне тактики, скорее важна скорость изменений, чтобы использовать «тот самый момент» и не упустить его.
Алексей А.
---
Поделитесь, пожалуйста, в комментариях своими мыслями/откровениями, если они у вас родились, пока читали статью. Интересно вытащить практические рекомендации, которые каждый из нас сможет использовать в будущем.
Амазон никак не мог заставить себя проснуться к первой паре?
Войдите в положение, вы сами то не часто просыпались наверняка)
много букв
Наоборот, маловато.
вам в Тик-Ток нужно
очень опрометчивое заявление, я на постоянной основе мониторю все публикации на VC и стараюсь читать только самое интересное и полезное
Для кого?
Зачем вы вообще в интернет зашли?
Чтобы вы спросили конечно)
В алфавите вообще целых 33 буквы, поэтому букварь в руки не берите
Почему в итоге обанкротилась?
продавали только CD диски и когда они перестали быть актуальными, обанкротились?
потому что джобс открыл iTunes и продажа cd мгновенно стала дикостью. а ничего другого продавать они не умели
Пролюбили момент, зациклились на успехе.
Комментарий недоступен
Согласен на все 100. В компании должен быть хотя бы один визионер.
Люди стали покупать диски не в специализированных магазинах, а там где им привычно на Амазоне.
Так вроде сперва покупали такжк в онлайне на CDNow, нет?
Комментарий недоступен
По кейсу у Амазона только книги были на старте.
Согласен, про ниши, но тут скорее важно и интересно про границы этой ниши. Успешность в тактике - это способность в моменте генерировать больше энергии/бабла от какого-то дела, в стратегии - это перераспределение энергии/бабла в другие дела, которые позволят наращивать энергию. Надеюсь, не очень мудрено описал.
Книга стоит $80+, а компакт - всего $20.
В Америке книги - не бумагомарательство, их охотно продают и покупают б/у.
Так что тут амазон тоже сделал верную ставку
Согласен, культурные особенности тоже сыграли.
Правильный материал и глубокие мысли...
Конечно, тяжелее тому, кто идёт первым и создаёт рынок. Но CDNow сдулись не потому, что шли первыми, а потому, что не туда шли.
Ну как не туда, если попер рост и все было хорошо? Вопрос скорее в изменении курса в нужный момент, разве нет?
Все так, но в феврале 2000 года, за месяц до краха дот.комов, Амазон получил от европейских инвесторов 672миллиона $. Если бы не это чудо, вряд ли бы мы знали про Амазон.
Оооо, неплохое конкурентное преимущество.
Да, но ему выделили деньги не просто так. В нем видели лидера рынка.
клас
Амазон выстрелил на выстраивании идеального пути от добавления в корзину до покупки, включая упрощенные возвраты, а также выстраивании логистической цепочки от Китая до своих складов, фактически уничтожив американских производителей и импортеров, заменив их китайскими. С CD можно было сделать первое, но никогда не получилось бы второе
А почему никогда? Есть ощущение, чтт они просто не додумались до этого.
Потому что поддельные китайские диски невозможно легально продавать
Не соглашусь, что специализация это плохо. Скорее всего плохо хвататься за устаревшую технологию (кто мешал начать продавать музыку онлайн, если уж они так зациклены?).
Можно найти много кейсов (сори, не вспомню на память), когда компании начинают работать вне специализации, несут убытки и по итогу возвращаются в свою нишу. E commerce в общем его смысле скорее исключение, чем правило
Максим, согласен с вами полностью. Мне кажется, важно фокусироваться вначале, но потом в какой-то момент ты расширяешь свой фокус (продуктовая линейка, сервися, rnd).
Часто на рынке лидером становится не тот, кто первый на него пришёл. Но ещё чаще лидером не становится тот, кто всегда был догоняющим. Перед амазоном только одна компания всерьёз занималась e-commerce и провалилась, с после Амазона миллион
Вы имете ввиду CDNow под этой компанией?
Да. Конечно, они обанкротились, но и тысяча их последователей обанкротилась
Интересно искать причины таких провалов, а то все ппо успехи только пишут... В провалах самый сок, мякотка :)
этим мемом про "преимущество первого" в своё время хорошо по мозгам поездили (в ту же эпоху примерно, когда и воронками)
Просто надо было раньше встать
Встать, в смысле бабло вывести из бизнеса и куда-то в другое дело вложить?
Интереснее в какой именно момент так делать и как его не пролюбить...
Амазон взял и обогнал, а мы догонять не стали... все через чур просто.
https://mel.fm/gramotnost/gramotny-otvet/9853470-too_much
Я бы даже послал языкофила на три известных буквы, но мне лень, тыкать в правила написания языка, который на половину состоит из заимствованных слов... Смешно.