Алексей Мисютин

Школа нового образца или почему классическая система образования окончательно устарела

Сегодня очень много говорят на тему пандемии и диджитализации и влиянии этих двух факторов на школьников и студентов, однако, на мой взгляд, события последнего года лишь сделали очевидными для всех проблемы образования, которые появились уже давно. И вот слышны призывы вернуться к классическому образованию, а советское образование вспоминают как образцовое. Так что же делать?

Встали-сели по звонку

В классической классно-урочной системе учитель был по сути основным источником знаний для учащихся, то есть у учителя была задача «дать материал», а ученики должны были сидеть за партами и «брать» его. Со временем появились другие источники знаний, а одной из главных задач учителя стал контроль. Огромные домашние задания выполнялись всей семьей, а институт репетиторства стал существенным элементом системы образования. Непрерывные попытки реформирования образования положительного результата не дают, если не говорить об ухудшении.

Многие забыли, что классно-урочная система школьного образования, которая дожила до наших дней, формировалась для массовой экономичной подготовки рабочих в период индустриализации. Отсюда строгое расписание занятий, единый темп обучения, когда все ученики в одно и то же время изучают одну и ту же тему, ориентированность на среднего ученика. Детей нужно было научить использовать полученные знания по образцу в аналогичных ситуациях, учебный процесс был ориентирован на память, а не на мышление. И даже школьный звонок был похож на заводской гудок. Надо сказать, что со своей задачей классно-урочная система справлялась довольно эффективно, вот только задача эта была поставлена несколько столетий назад.

Сегодня же спросом пользуются творческие, эффективные, нелинейно мыслящие, оригинальные специалисты. То есть, по сути, обладатели тех навыков, которым в большинстве школ не учат. Добирать недополученное взрослым людям приходится посредством дополнительного и корпоративного образования, всплеск которого мы наблюдаем последние двадцать лет. Многим фактически с нуля приходится осваивать азы управления временными ресурсами, командной работы, творческого мышления. А как иначе, если будущие работники сначала просидели за партой много лет, где за них каждый шаг был расписан на годы вперед, а потом пришли в корпорацию, где от них ждут самостоятельности и креативности? Времена меняются и учебный процесс неизбежно будет меняться.

Работа с информацией

Современный школьник достаточно быстро находит необходимую ему информацию. И чем дальше, тем точнее будут алгоритмы по ответам на запросы пользователей, отсюда и нежелание учащихся запоминать фактологические данные: зачем? Конечно, необходимо развитие памяти как части интеллектуальной деятельности, но на занятиях в любой предметной области важно уметь работать с разными источниками информации, оценивать ее критически, проверяя на актуальность и достоверность, уметь анализировать ее. К сожалению, сейчас школа этому не учит.

Критическое мышление

Учебный процесс в школе в основном носит репродуктивный характер, то есть построен на многократном воспроизведении правил и образцов: учащемуся дается задание, которое он должен выполнить по определенному образцу. Это позволяет довольно быстро усвоить большой объем знаний, но при этом у детей блокируется творческое мышление, самостоятельность, гибкость мышления. Посмотрите задания своих детей, большая часть из них: запомни, вставь, подчеркни, выдели, реши по образцу и т.п. Выполнение большого количества однотипных заданий убивает интерес к учебе, а обучение часто превращается в зубрежку.

С одной стороны, на учащихся обрушивается поток информации, в том числе по школьным предметам, количество которых только растет, с другой стороны, не умея с ней работать, учащиеся зачастую усваивают лишь поверхностные обрывки информации.

Современным ученикам очень важно не столько заучивание информации, на котором построена старая школа, сколько формирование критического мышления. Благодаря ему можно анализировать полученные сведения, делать выводы, формулировать собственное мнение по любому вопросу и действовать в соответствии с ним. Выработать критическое мышление путем накопления знаний невозможно.

Всемирный экономический форум внес критическое мышление в список самых важных и востребованных компетенций, так называемых 4К: креативность, критическое мышление, коммуникации, кооперация (взаимодействие и сотрудничество). То есть максимально востребованы такие навыки как генерирование идей, построение аргументации, выделение дефицита информации и ее поиск, формулирование собственных идей и развитие чужих.

Эти навыки будут частью содержания образования наравне со школьными предметами, поскольку становятся обязательным результатом образования, который должна обеспечить школа своим выпускникам.

Осознанный выбор профессии

Согласно опросу HeadHunter, среди соискателей, получивших высшее образование, 41% работают не по той специальности, которую получили в вузе. Даже без статистики, поговорив с окружающими вас людьми, можно понять, как многие выбирали профессию: одни - потому что такая же профессия у родителей, вторые – по совету друзей, третьи – потому что проходили на данный факультет по баллам. Это лишь доказывает, что выбор профессии у многих происходит случайно. В то же время, существует четкая корреляция между осознанным выбором направления деятельности и удовлетворением, которое ты получаешь от работы.

Что делать? «Алгоритм» создания современной школы

Российско-британская школа «Алгоритм» предложила свои методы решения перечисленных проблем. Конечно, мы понимаем, что это путь непростой и требует времени.

В первую очередь, мы приняли решение давать британскую и российскую программы в гибридном и интенсивном формате. Речь шла о том, чтобы перевести всю лекционную работу, рассчитанную на передачу информации, в онлайн, и переориентировании классно-урочной работы в активную деятельность под руководством педагога: дискуссии, разбор кейсов, практических заданий и т.п. Что это дает?

Во-первых, таким образом мы воспитываем в ребятах навыки самоорганизации и приоритизации. Школьник сам волен решать, когда ему слушать урок и сам несет ответственность за то, как его слушает. Во-вторых, занятия проходят в активной форме и учащиеся максимально включаются в учебный процесс. В-третьих, высвободившийся временной ресурс мы используем для организации учебной деятельности в реальных взрослых проектах. Известно, что обучение в ходе активной деятельности наиболее эффективно. Мы наметили себе несколько реальных индустрий, в числе которых информационные технологии, диджитал-бизнес, ТЭК, городская среда, cпорт, культура, создание новых продуктов и предпринимательство.

Далее нами был очерчен круг проблем, которые в рамках групповых заданий должны решать дети под руководством взрослых. Причем результат, как правило, тоже не фантазийный и не заканчивается только на бумаге, а связан со взрослым миром. Участие в такой деятельности существенно повышает мотивацию к обучению, более того, учащиеся фактически формируют запрос на конкретные знания и навыки, которые им нужны в той или иной ситуации. Такая деятельность становится вызовом для мышления учащегося, максимально способствует развитию креативности и критического мышления.

В такой деятельности прокачивается целый комплекс компетенций и мягких навыков. Например, умение налаживать контакт с разными организациями, опыт межкультурной коммуникации и работа в команде. По завершении кейса проходит работа над ошибками и рефлексия, а учитель из говорящей головы и взрослого-диктатора превращается в ментора и старшего товарища, готового общаться не цитатами из книг прошлого века, а понятным детям языком.

Мы стремимся, чтобы наши выпускники имели портфолио определенных практических навыков, знали свои сильные и слабые стороны и выбирали профессию, исходя из своего потенциала и соприкосновения с внешним миром не только через призму учебников и стандартизированного свода формул и правил.

Алексей Мисютин – кандидат социологических наук, эксперт в области цифровизации образования и особенностей британских и российских академических квалификаций, учредитель РБШ «Алгоритм».

{ "author_name": "Алексей Мисютин", "author_type": "self", "tags": ["\u0448\u043a\u043e\u043b\u0430","\u043e\u043d\u043b\u0430\u0439\u043d_\u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435","\u043e\u0431\u0440\u0430\u0437\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435","\u0434\u0438\u0441\u0442\u0430\u043d\u0446\u0438\u043e\u043d\u043a\u0430"], "comments": 9, "likes": 2, "favorites": 6, "is_advertisement": false, "subsite_label": "unknown", "id": 212122, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Mon, 22 Feb 2021 14:04:49 +0300", "is_special": false }
0
9 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
2

Сейчас школа - это самое худшее время в жизни человека. Мало того, что школа не учитывает интересы школьников, так она и не может ничего предложить кроме скучных уроков, в которых ты сидишь и задрачиваешь новое (-ую/-ый) правило/теорему/метод решения. Если вы взрослый человек и думаете, в какую школу отдать ребенка, то лучше всего будет отдать его в школу при ВУЗе типо СУНЦ при МГУ, it-лицей при КФУ или в "Точку будущего" в Иркутске. Внимание! Не уничтожайте детство ребенка! Не отправляйте его в обычную школу! 11 лет мучения это слишком много для человека. 

Ответить
1

Автор пишет не про реальную школу и не про реальных детей, а про модель, в рамках которой его бизнес будет наиболее востребованным и нужным. 

Ответить
1

Ребёнок сам решает когда слушать урок и несёт ответственность... Вы о чём? Они вообще учиться перестанут. А творческие задания... Деньги где? Опять родители. Страна неучей. 

Ответить
0

Опыт школы говорит об обратном, и, действительно, ребенок может сам нести ответственность за свой распорядок дня и за свое образование. О тайм-менеджменте детей недавно рассказывала моя коллега, академический директор РБШ «Алгоритм» Елена Шпигун. В колонке, кстати, есть цитаты учеников Елены, которые поделились своими лайфхаками о самостоятельном управлении временем https://rb.ru/young/vsyo-uspevat/

Ответить
0

Простите,   а как можно научиться критически воспринимать информацию, если у вас нет знаний?  Можно ли понять, как из многочисленных версий, гуляющих в Сети, верна, если вы не умеете выявить главную мысль в тексте? Можно ли решить задачу, не зная, таблицу умножения, можно ли научиться грамотно писать, не выучив правил грамматики и синиаксиса?
 Хотите вы, или не хотите, без "запомни, вставь, подчеркни, выдели, реши по образцу" научиться чему-либо нельзя.
А информацию, конечно, и в Сети найти можно. Ну, а если доступа в Сеть нет, а  информация или навык жизненно необходимы прямо сейчас? Что будет с креативным поколением, если, не приведи Господь, что случится, и оно останется без электричества недели на две? 
Впрочем, как я понимаю, статья эта - реклама учебного заведения. Успехов вашим ученикам! 

Ответить
0

Полностью согласна

Ответить
0

Люди получившие "блестящее" советское образование показывают полную беспомощность при поиске и оценке информации. Эти же люди ваучеры на рубли меняли и заряжали воду перед телевизором

Ответить
0

Обучение в малых группах с большим набором технических средств и большим временем подготовки. Автор, дай денег на школу

Ответить
0

"а потом пришли в корпорацию, где от них ждут самостоятельности и креативности?"
У нас какие то разные корпорации.

"готового общаться не цитатами из книг прошлого века, а понятным детям языком"
Спасибо советсикм учебникам, иначе я бы вообще техническую механику не сдал никогда по "замечательным" современным учебникам.

Опять какая то школа для юных дарований с кошельком учит жить простых людей. И простые тут не оскорбление какое то, просто есть много отраслей где как раз нужно работать по инструкции и четко следовать вызубренным правилам. И этих отраслей больше чем одна.

Ответить

Комментарии

null