Ecommerce будущего — Маркетплейсы. Размещение и продвижение. Сравнение торговых площадок

Ecommerce будущего — Маркетплейсы. Размещение и продвижение. Сравнение торговых площадок

Пандемия и цифровизация экономики вкупе изменили покупательские привычки. Люди реже посещают торговые центры, чаще — интернет-магазины. Растет доступность доставки. Например, одна из популярных российских торговых площадок OZON открывает 150 пунктов выдачи каждую неделю.

По данным wordstat интерес пользователей к теме маркетплейсов за 2020 год вырос примерно в 3 раза.
По данным wordstat интерес пользователей к теме маркетплейсов за 2020 год вырос примерно в 3 раза.

OZON, Wildberries, Яндекс.Маркет, goods.ru (пока писали статью он стал СберМегаМаркет sbermegamarket.ru) — представители новой экономической модели ведения бизнеса. Это маркетплейсы — торговые площадки, на которых размещены товары многих поставщиков и производителей.

Для торговой или производственной компании маркетплейс является хорошим каналом сбыта. Также его можно использовать как инструмент привлечения внимания к бренду продавца.

Важный аспект роста популярности торговых площадок — снижение порога входа для продавца для размещения на площадке. В 2015 году мы потратили несколько недель для размещения товаров клиента на Яндекс.Маркет . В 2021 — всего несколько дней.

Рассмотрим способы размещения и продвижения вашей продукции на маркетплейсах.

Какому бизнесу обязательно размещение на маркетплейсе, а кто — будет в убытке

Размещение товаров на маркетплейсе будет выгодно для следующих бизнесов:

  • Вы производитель. У вас есть постоянная клиентская база и работающие каналы сбыта. Вы ищете новых клиентов.
  • Вы торговая компания (дистрибьютор). Вам нужно повысить узнаваемость, увеличить клиентскую базу и найти новый канал сбыта.
  • Вы региональный бизнес. В своем регионе вы лидер рынка. Вы планируете увеличить клиентскую базу и продажи в других регионах.
  • Вы стартап. Произвели новый продукт и хотите протестировать его на реальных покупателях. Получить обратную связь.

Некоторые предприятия не хотят использовать «чужие» торговые площадки для размещения товаров и разрабатывают собственные. В некоторых случаях это оправдано. Мы рассматриваем архитектуру и сложности разработки маркетплейсов в отдельной статье.

Кому НЕ подойдут маркетплейсы:

  • Бизнесу с низкой маржой и большими объемами. Если прибыльность одной продажи низкая, вам нужен большой объем заказов и валовая прибыль. Это повлечет огромные операционные расходы и затраты на логистику.
  • Бизнесам, которые продают товары с высокой необоснованной наценкой, по сравнению с аналогичными товарами. Маркетплейс в первую очередь предполагает сравнение цен. Вы неизбежно будете проигрывать.
  • Бизнесам, которые продают товары «под заказ». Маркетплейсы неохотно берут товары, которые нельзя купить «здесь и сейчас». Если вы поставщик итальянского премиального керамогранита с ожиданием доставки 90 дней, вам нечего делать на Яндекс.Маркете;)

Преимущества и недостатки размещения на маркетплейсах

Основное преимущество, которое предоставляет маркетплейс, — готовая инфраструктура для осуществления торговых операций.

Интернет-витрина, прием платежей, помощь с логистикой, хранение клиентской базы — выгоды от размещения на любой из площадок.

Кроме того:

  • Постоянный целевой трафик. За счет огромного ассортимента поисковые системы любят маркетплейсы и всегда предоставляют топовые позиции в выдаче.
  • В общем случае продавцу для размещения товаров не нужен собственный сайт. Можно сэкономить на разработке, и заняться развитием продукции и логистики.
  • Маркетплейс вкладывается в собственное продвижение: он заинтересован в развитии бренда и аудитории.
  • Фулфилмент. Некоторые торговые площадки предлагают свои услуги по хранению товара, сборке и доставке заказов. Вы экономите на складах и логистике. Пример: https://sbermegamarket.ru/helpshop/.
  • География. Массовый охват целевой аудитории в любой точке мира, где есть интернет.

Недостатки:

  • Конкуренция. Порой она перекрывает все выгоды. Разместив товар на маркетплейсе, вы начинаете конкурировать с сотнями продавцов аналогичной продукции. Ваш продукт должен иметь неоспоримые преимущества, чтобы его покупали. Также, чтобы поиск по тысячам товаров показал именно ваш, надо работать над продвижением товаров в рамках маркетплейса.
  • Комиссия. Это не недостаток, а скорее «условия игры». Маркетплейс берет комиссию с продаж в зависимости от категории товара в размере от 2% до 70% (!).
  • Смешение брендов. Когда покупатель приходит в ваш розничный магазин, он запоминает вашу компанию и бренд. Когда покупатель заказывает на маркетплейсе, он может даже не знать название вашей компании. «Я купил самокат на Озоне» — и таких большинство.
  • Ценовая конкуренция и демпинг. Погоня за скидками.
Какого продавца выберете вы?
Какого продавца выберете вы?

Другие обязательные правила игры на маркетплейсах:

  • Рейтинг продавца. На некоторых площадках есть такое понятие, как «рейтинг продавца». Вы должны продавать товары высокого качества и оказывать хороший сервис, иначе рейтинг будет низким. Низкий рейтинг — могут заблокировать.
  • Отзывы. Они должны быть. Нет отзывов (или плохие) — низкий рейтинг, отсутствие в выдаче, см. предыдущий пункт. Добывать хорошие отзывы сложно, но можно.
  • Реклама внутри площадки. На маркетплейсах, как правило, есть встроенные инструменты продвижения товаров. Рекламные объявления в том числе.
  • Акции. На площадках есть возможность отмечать товары для участия в акциях. Вам придется следить за календарем распродаж, знать дату ближайшей черной пятницы, и так далее. Акции необходимы, чтобы увеличить объем заказов (пусть и по сниженной цене).

Сравнение популярных российских маркетплейсов

Мы подготовили таблицу сравнения условий размещения на популярных российских торговых площадках. В сравнении участвовали:

  • Wildberries;
  • Yandex Market (Беру);
  • TMall;
  • Ozon;
  • TIU;
  • Lamoda;
  • Goods.ru (СберМегаМаркет).

План продвижения товаров на маркетплейсе

Если вы твердо решили работать с маркетплейсом, вам помогут наши советы по подготовке к размещению и продвижению товаров. Ничего сложного здесь нет. Основное, что требуется — время.

Подготовка к работе с маркетплейсом

Вопросы, которые необходимо решить перед выбором площадки и размещением товаров:

  • Юридическое лицо (или ИП) для работы с маркетплейсом. У некоторых площадок есть требования по ОКВЭД. Почти все не работают с «частниками».
  • Товарную матрицу. Конкретные позиции, какие вы планируете загрузить на площадку.
  • Место хранения товаров: свой склад или склад маркетплейса?
  • Другие вопросы с логистикой. Если товары хранятся на ваших складах, определитесь с географией доставки. Если на складах маркетплейса, решите вопрос со своевременной доставкой товаров до склада. Особое внимание — правилам обмена документами с площадкой (ЭДО, акты сверки, итд).
  • Обязательно изучите договор по работе с выбранным маркетплейсом и все доступные руководства для продавца. Как правило, они есть в открытом доступе на сайте.

При выборе маркетплейса также обратите внимание на:

  • целевую аудиторию площадки;
  • наличие дополнительных инструментов продвижения;
  • список рекомендованной и запрещенной для размещения продукции.

Многие маркетплейсы специализируются на конкретной продуктовой нише. Например, Ozon и Беру — любые товары, Wildberries и Lamoda — одежда и обувь, Goods и «Юлмарт» — электроника и бытовая техника.

Список товаров можно загрузить различными способами: с помощью таблицы Excel (или CSV), через интерфейс маркетплейса, товарный фид, API, интеграцию с 1С.

Для проектов на 1С-Битрикс мы советуем использовать модуль Экспорт на порталы + API . С его помощью можно выгружать товары из интернет-магазина и отправлять данные на выбранные площадки. Модуль генерирует XML-файл (фид) с актуальными ценами, остатками и другой информацией о вашем товарном каталоге. Остается только настроить маркетплейс на прием данных с помощью фида.

Обратите внимание: у нас есть отдельная статья на тему анализа рынка перед созданием собственной торговой площадки.

Подготовка контента для загрузки товаров

Рекомендуем начинать с одной товарной категории и небольшого ассортимента. На первом этапе важно научиться работать с площадкой и осуществлять продажи, возвраты, обмен документами. Лучше проверить это на небольшой товарной матрице.

Когда наладите процесс продаж, размещайте дополнительные категории и ассортимент.

Обращаем внимание, что залог успеха в продвижении товаров — подробные качественные описания и медиаконтент. Рекомендуем вкладываться в создание качественных фотографий, видеообзоров, 3d-макетов.

Факторы карточки товара, влияющие на позицию товара в поиске и общую «видимость» магазина:

  • изображения;
  • описания;
  • характеристики;
  • рейтинг и отзывы;
  • цены относительно аналогичных товаров конкурентов.

Отзывы и обратная связь (ответы) от продавца формируют доверительное отношение у пользователя и побуждают к совершению покупки.

Если вы грамотно оформили карточки товаров, у вас адекватные цены и товар есть на складе, можете не сомневаться — ваши товары будут занимать высокие позиции в выдаче.

Хорошо оформленная карточка товара
Хорошо оформленная карточка товара

Инструменты маркетплейсов для рекламы и продвижения

Площадки предоставляют множество инструментов для продвижения ваших товаров в каталоге. Инструменты можно разделить на группы:

  • Скидки на ваши товары, которые вы сами и устанавливаете.
  • Глобальные акции и распродажи в рамках всей площадки (киберпонедельник), в которые вы можете добавлять ваши товары
  • Различные баннеры и прочие платные размещения объявлений или товаров
  • Промо-страницы, подборки, Витрина магазина, и т.д. — индивидуальное оформление карточки магазина в рамках торговой площадки.
  • Взаимодействие с покупателями: чаты, рассылки, отзывы, вопрос-ответ, итд. Всегда отвечайте на отзывы и сообщения. От вашей вежливости в общении зависит, закажет ли клиент у вас что-то повторно и будет ли рекомендовать вас своим знакомым.

Что выбирать — решать вам. Напоминаем, что перед использованием любого маркетингового инструмента нужно определиться с ожиданиями и способом измерения результата.

Пример доступных маркетинговых инструментов на одной из площадок
Пример доступных маркетинговых инструментов на одной из площадок

Так как маркетплейс — тот же сайт с товарами, можно использовать традиционные рекламные инструменты: контекстную рекламу по запросам и поведенческим характеристикам, таргетинг и другие каналы.

Заключение

Маркетплейс — точно такой же канал сбыта, как сайт или точка в торговом центре. Перед размещением и продвижением товаров рекомендуем обстоятельно подойти к выбору площадки. Маркетплейсы подойдут не для всех.

Главное, что надо помнить: это маркетплейс зарабатывает на ваших товарах, а не вы. Интерес любой торговой площадки — получение прибыли. Перед заключением договора рекомендуем провести необходимые расчеты с помощью Excel.

Мало подготовить товарный фид и подать заявку на размещение. Нужно заниматься продвижением товаров с помощью инструментов, доступных на маркетплейсе. Для наших клиентов, которые приходят за продвижением интернет-магазинов, мы проводим необходимые расчеты окупаемости работы с маркетплейсом. Помогаем с размещением и продвижением.

В работе с маркетплейсом основная сложность — подготовка контента. Если у вас подробные описания, качественная графика и вы торгуете по выгодным ценам, вы будете получать трафик и заказы.

11
Начать дискуссию