{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Первый блин комом - как мы попытались провести CustDev через проектное управление с отсутствием бэкграунда

Предисловие

Вернуться после очередного похода в магазин и обнаружить, что половина твоего чека была не шибко тебе и нужна – не самое приятное событие. Изучив несколько статей на эту тему, мы пришли к выводу, что проблема давнишняя и распространённая. Мне и товарищу пришла идея фуд-органайзера с составлением собственного меню и автоматическим списком покупок.

Концепт-арт Владимир Листомиров

Гипотеза

  • Люди совершают спонтанные покупки, из-за чего тратят намного больше денег, чем планировали.
  • Решение о том, что приготовить происходит непосредственно в магазине, из-за чего там проводится много времени.
  • Составлять списки заранее попросту лень, на составление уходит время.

Предлагаемое решение - кулинарное мобильное приложение с составлением меню на неделю и автоматическим списком покупок.

Загоревшись идеей и узнав про NoCode - созданием мобильных приложений без применения языков программирования, мы с товарищем решили разобраться. Для нас, полнейших профанов в сфере разработки, звучало всё крайне привлекательно. Протестировав функционал и возможности сервисов Figma и Adalo, мы бесплатно создали небольшой прототип за пару дней.

Конструктор прототипа Adalo

Customer Development

CustDev было решено проводить в рамках отдельного мини-проекта по Scrum’у, о котором мы так много слышали еще в университете, но ни разу не пользовались. По рекомендации знакомого решили опробовать управление проектной организацией по методу "Пульса".

Business Canvas и устав проекта

Составили устав и план управления проектом. Последний, в нашем конкретном случае, по итогу не понадобился. Прописывание "правил игры" для двух человек, в которой оба участника являются инвесторами, стейкхолдерами и членами команды, оказалось излишним.

А вот устав проекта оказался крайне полезен - мы чётко сформулировали основные границы проекта и возможные ограничения. Создав канву по нашему проекту, осознали, что из ресурсов имеем лишь почти неограниченный запас по времени, мы всё-таки еще студенты, ручку и льготный проездной.

Канва проекта Источник: https://pulsemanagement.org/rules-project-charter/

Определили нашу предполагаемую целевую аудиторию - семейные пары и спортсмены, следящие за планированием своего питания. Выявили, что наша основная угроза - отсутствие опыта проведения интервью и постановки правильных вопросов в анкете. В итоге, мы получили обобщенный список наших ресурсов, предполагаемых угроз и результатов нашего проекта.

Планирование от конца к началу

Схема обратного планирования

Спринты

На выполнение всех задач по нашим расчетам в таблице Excel должно было уйти от 15 дней (оптимистический) до 28 дней (пессимистический прогноз). Решили выделить резерв времени, чтобы обезопасить проект от неопределённости уложиться в сроки.

Запас по времени (буфер) взяли как разность между двумя прогнозами, так как он оказался больше, нежели половина от оптимистического прогноза. Все задачи разделили по трудоёмкости и последовательности на 4 недельных спринта с учётом выходных для простоты расчёта. Проведение проблемного интервью, самой трудоемкой задачи, разбили пропорционально на 2 спринта. По итогам каждой недели делали спринт ревью, чтобы выяснить, как работалось и всё ли успеваем.

Задачи проекта

Анкетирование

Так как основной функционал потенциального приложения - список продуктов и уменьшения спонтанных покупок в магазинах, мы решили пойти в ближайший от дома каждого участника Окей/Ашан/Ленту и начали опрашивать людей в “полях”.

Сначала мы составили список из 8 вопросов, чтобы наши респонденты не “уставали” к концу опроса. В основном использовали открытые вопросы для выявления пользовательского опыта. Важно было понять, существует ли реально проблема в приготовлении блюд и покупке ингредиентов, а если существует, тот как они сейчас справляются с этим. Список вопросов:

  • Как вы в большинстве случаев принимаете решение о том, что приготовить на завтрак/обед/ужин?

  • Как часто вы ходите в магазин за продуктами?
  • Опишите, как проходит ваша обычная покупка продуктов питания? (есть ли предварительный план покупок, покупаете ли все запланированное и т.д.)

  • Где вы чаще всего покупаете продукты ?
  • Стараетесь ли вы улучшить процесс покупки продуктов питания для себя? (например, пользуетесь специальным приложением, составляете список покупок и т.д.)

  • При покупке товаров обращаете ли вы внимание на показатели белков, жиров, углеводов?

  • На что вы обращаете внимание при выборе самого товара ? (упаковка, производитель, акции)
  • Какие у вас проблемы при приготовлении блюд или покупке продуктов питания?

Вопросы типа “Как вы в большинстве случаев принимаете решение о том, что приготовить на завтрак/обед/ужин? “ и “Опишите, как проходит ваша обычная покупка продуктов питания?” позволил нам определить обычное поведение потенциальных пользователей. “Стараетесь ли вы улучшить процесс покупки продуктов питания для себя?” – как респонденты справляются с данными задачами сейчас. Остальные вопросы были направлены на выявления “ареала” обитания ЦА и выявление дополнительных проблем пользователя (возможно добавить в наш список “To Do”).

На первый взгляд наш проект не предполагал наличия каких-то подводных камней, однако мы определили две явные угрозы, одна из которых наступила. Люди, помимо обычного нежелания проходить чьи-либо опросы, в условиях пандемии попросту не хотели с нами общаться из-за несоблюдения социальной дистанции, а проводить интервью на расстоянии пары метров от респондентов было нереально. После получения около 50 личных отказов, мы решили перейти к плану “Б” и проводить дальнейшее анкетирование онлайн через гугл формы среди знакомых и друзей знакомых, подходящих под критерии ЦА.

Результаты

По результатам анкетирования 190 людей, было выявлено следующее:

  • Большинство респондентов отмечают, что выбор блюд является для них проблемой, но также говорят о том, что они успешно с ней справляются и не хотят ничего менять. Итог – это не проблема.
  • Большая часть респондентов принимает решение о приготовлении блюд в момент покупки, а о проблеме “спонтанных покупок” они знают, но никак не планируют её решать.
  • Люди готовы ходить более 1 раза в неделю в магазин с небольшим списком покупок и решать, что они будут готовить либо в магазине, либо заранее, но только на 1-2 дня.

Получается, что правильно заданные вопросы и ответы на них подали нам правильные сигналы от потенциальных пользователей, что на данном этапе функционал приложения не поможет им решить их проблему, то есть будет просто бесполезен. Надо либо проводить дальше CustDev, либо переходить к другой идее, объявив эту “нежизнеспособной”.

Выводы

В связи с тем, что мы впервые применяли проектное управление, было решено использовать почти весь набор инструментов для получения практического опыта.

Канвас или устав проекта – простой и крайне полезный инструмент, который помог нам разложить по полочкам всю картину проекта а конкретно - что мы делаем, зачем мы это делаем, что считать за успех.

План управления проектом – как мы и писали ранее, план управления нам не понадобился, но потратили мы на него полдня. Возможно, это хороший инструмент для более масштабных проектов и крупных команд, что не соответствует нашему конкретному кейсу. Мы согласны, что "правила игры" задают конкретику и последовательность взаимодействий, но они не должны быть костылём, который используют потому что "так надо".

Обратное планирование – оказался действенным методом составления списка задач. Мы шли “от обратного”, от конечной цели до самого первого шага, который нам необходимо сделать. Декомпозируя шаг за шагом, мы понимали, какой цели нам надо достичь, чтобы решить задачу X или преодолеть препятствие Z. Таким образом, мы не потеряли ни одной задачи при планировании и уменьшили неопределенность. Также это помогло составить наш бэклог, чтобы в дальнейшем распределить задачи по спринтам.

Спринты – стоит отметить, что мы заранее распределили все задачи по спринтам, за счёт чего у нас отсутствовала фаза планирования будущего спринта. Мы можем назвать это ошибкой, так как несмотря на небольшой размер команды и перечень задач, мы не всегда укладывались в планируемые сроки. Получилось, что быстрые задачи были растянуты на целый спринт, а на самые трудоемкие задачи иногда не хватало времени. Всё это подтверждалось в диаграмме сгорания, когда мы резко вышли из буфера на 3 спринте.

Чего не хватало – ближе к концу проекта пришли к выводу, что хотелось бы использовать некую интерактивную доску“ План – В работе – Готово “, для упрощения отслеживания задач, особенно, когда вы работаете удаленно. Не хватало личных встреч для проведения ревью, так как для нас онлайн встречи были менее продуктивны и информативны.

Таким образом, опыт использования перечисленных выше инструментов позволил нам определить очерёдность выполнения задач правильно расставить приоритеты, а главное - цели всего проекта.

Одно радует – мы выяснили “будущее” нашего приложения до выпуска его на рынок, что помогло нам сберечь ресурсы для нового исследования. Если бы провели CustDev на первом этапе, а не после создания прототипа, мы бы сэкономили больше средств.

0
1 комментарий
Yaroslav Medved

Очень интересно!)

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда