Будет ли протекционизм у российского бизнеса в России

Сегодня у нас была очень интересная встреча с корейскими бизнесменами. Мы ведем переговоры с крупной корейской компанией, хотим арендовать помещение под ресторан в их здании. Мне показалось правильным рассказать на встрече не просто об успехе Теремка сегодня, но и о том, как мы к этому шли. Рассказал, как мы начинали в 1998 году с уличных тонаров и киосков, как через 4 года открыли первый фудкорт и маленький ресторанчик площадью 30 кв.м. Еще через 4 года начали открывать рестораны побольше, до 80-100 кв.м. Последние 5 лет открываем красивые и большие рестораны с посудой, площадью 150-250 кв.м. Рассказал, как мы усложняем кухню и рецепты. Как ввели в оборот уникальные и сложные блины с соусами и не совсем типичными для традиционной русской кухни рецептами. На следующий год у нас в новинках тыквенный и луковый супы и многое другое. И в конце нашей встречи один из руководителей этой корейской компании сказал, что наверное нам очень помогает мэрия Москвы. Мы сказали, что конечно же нас знают и уважают и меня пригласили быть доверенным лицом на выборах мэра Собянина. Но именно помощь (вне рамок коронакризиса) как таковая у нас отсутствует. Мы даже не совсем понимаем о какой помощи может идти речь. На что нам сказали, что протекционизм и помощь в развитии национального бизнеса это очень важная задача для любой страны, и что если бы они были российскими чиновниками, то точно нашли бы возможность обеспечить рост такой компании как наша. Сказали они это, потому что были очень удивлены, увидев весной этого года в списках предприятий для помощи государства Макдональдс и Бургер Кинг. Сказали также, что в Корее государство заботится о росте именно своих национальных компаний и протекционизм это очень здорово и очень важно для роста бизнеса и без протекционизма не было бы успеха корейского бизнеса.

Вечером я обсудил эту тему с одним знакомым чиновником, и он сказал следующее: «Ложный посыл, что все на равных условиях, и наши и иностранцы. Как можно на равных с Макдаком на старте конкурировать, например? И самое грустное, что вся госполитика у нас строится на ложной борьбе (!) с протекционизмом. Якобы для поддержки конкуренции. При этом ставят «в равные условия» наших с условным Макдаком. Результат поэтому ясен, черт возьми. Никакого малого бизнеса, транснационалы с огромным отрывом впереди...»

На что я ответил, что уже много лет об этой проблеме говорю. Но что удивительно, так это реакция простых людей, которые, увы, дальше своего носа не видят. Им сегодня нужны дешевые наггетсы, 5 за 199, а еще лучше 6 за 159. А будет развиваться отечественный бизнес или нет - это им не интересно. Это конечно логично и понятно, также как понятно, зачем наркоман нюхает дурь, но на то мы и выбираем умных и ответственных руководителей, чтобы не сегодня насытить народ бургерами за 49 рублей, а чтобы «завтра» получить сильный и мощный российский бизнес, лучшие товары и услуги, и в конечном счете рост благосостояния своего народа. А много ума не нужно, чтобы купить лучшие зарубежные технологии, привезти в Россию товары, услуги и ведущие транснациональные корпорации. Нужно создавать свои, и чем быстрее, тем лучше! Есть у нас примеры того, как мог бы выглядеть российский бизнес мирового класса - это и Яндекс, и 1С и многие другие. Но их мало и возникли они не благодаря, а вопреки.

Но все попытки говорить об этом заканчиваются обвинениями в неумении работать. Друзья, конечно неумение - ведь навыки ведения бизнеса развивались по всему миру веками и передавались из поколения в поколение. Что передали нам в 90-х - все хорошо знают. Поэтому подтрунивать над российскими предприятиями, которые заведомо слабее западных, могут только настоящие подонки. Учить, помогать, строить будущее - вот что нужно делать. А не помогать «западным» корпорациям захватывать страну. За последний год в России большая американская тройка фастфуда открыла 260 ресторанов, их оборот соответствует обороту примерно 700-1000 малых российских предприятий. И эти малые предприятия уже никогда не откроются.

P.S. Приложил этапы нашего развития за 22 года работы. 20 лет трудов нужно было, чтобы родилось то, что сейчас является Теремком. Столько же лет нужно и другим малым предприятиям, чтобы научиться работать, создать стандарты, выработать стиль и найти прибыльную модель бизнеса для мощного развития. Но у них нет 20 лет, на их месте уже заведомо откроются «макдональдсы», если мы не изменим стратегию развития национального бизнеса.

2002 год
2008 год
2016 год
0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда