{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Бизнес со смыслом или 7 трендов организаций будущего

Более семи лет мы изучаем феномен системы управления «живых» или «бирюзовых» компаний по всему миру. Мы исследовали 30 организаций России, посетили 8 из 11 компаний, упомянутых в книге Фредерика Лалу «Открывая организации будущего». В результате мы «нарисовали» портрет «бизнеса со смыслом» или организации будущего.

Какие они?

Прибыльные. Растущие на падающих рынках. Стабильные, но при этом быстрые, гибкие и адаптивные. Они лидеры в своих нишах. Они создают тренды, о которых и пойдет речь.

IV Международный Форум «Бизнес Со Смыслом 2019». Сколково

Сверхцель успешного бизнеса

Сверхцель успешного бизнеса — рекомендующие клиенты. Это самый надежный и органичный путь развития компании, в которой царит здоровая атмосфера неравнодушия. Но рекомендующие клиенты — это еще не всё. Немаловажно, чтобы рядом были рекомендующие партнеры, а в компании работали рекомендующие сотрудники. Кстати, термин «сотрудник» в таком бизнесе все чаще заменяет словосочетание «внутренний партнер». Люди в таких компаниях постоянно задают себе вопросы:

  • «Какую ценность мы даём?»
  • «Какую ценность хотим нести через 5 лет?»
  • «Кому и для чего мы нужны?»

Система управления в «живых» компаниях — это принятые договоренности о постановке и достижении целей, об управлении проектами, процессами и правилами, а также, о принципах разрешения оперативных напряженностей.

Как этого добиться?

Развитие системы управления организации проходят по трем рациональным контурам и одному надрациональному.

4 контура управления организацией

Развитие компании — это путь от красного к зеленому человечку (см. рисунок).

Раньше мы говорили, что этот «человечек» — клиент. Сейчас утверждаем — это все, кто связан с компанией. Все стейкхолдеры, кто получает от нее ценность.

Путь от красного к зеленому человечку С. Бехтерев

Первый контур управления (синий)

Регулярный менеджмент. Это ответ на вопрос «кто за что отвечает?». Это — правила, регламенты и процессы.

Чем меньше внимания вы уделяете синему контуру, тем шире у вас зона красного контура, то есть ручного управления.

Синий контур управления С. Бехтерев

Второй, красный контур: управление пустотой

Зона без четкого распределения ответственности, пространство задач, в котором лично вы, как руководитель, даете сотруднику поручения, то есть осуществляете ручное управление.

Как часто в вашей повседневной работе возникают задачи, у которых нет ответственного?

Большое количество таких «бесхозных» задач — результат слабого синего контура. В «живых» компаниях пустоты закрывают сами сотрудники, по собственной инициативе.

Оперативный менеджмент. Красный контур управления. С. Бехтерев

Третий контур — оранжевый: стратегия организации. Чем яснее мы видим будущее организации, тем быстрее и точнее к нему идём.

Оранжевый контур. Стратегия.  С.Бехтерев

Четвертый контур — зеленый. Иррациональное

Ноосфера организации — корпоративная культура. То, во что мы верим. Энергия, которую мы чувствуем. Она первична и задает рациональную часть. Бессознательная вера формирует сознательное поведение: во что верим, то и получаем.

Зеленый контур управления С.Бехтерев

7 трендов организаций будущего

Выявленные тренды — результат нашего многолетнего исследования. Впервые мы озвучили их на форуме «Бизнес Со Смыслом 2019» в Сколково. Тогда мы назвали их трендами организаций будущего. Сегодня — это уже настоящее, и мы обсуждаем их с компаниями, для которых они (тренды) — реальность и основа деятельности.

Перечислим основные 7.

1. От «работу работать» к реализации своего предназначения.

Как наша компания может помочь вам раскрыть свой потенциал? – ключевой вопрос, который задают лидеры соискателям. Сотрудник – человек, который пришел к вам «играть»! Он не делает пустую работу, чтобы доказать, что он кому-то нужен. Такому сотруднику не нужен начальник. Контроль, планирование, мотивация производятся им самим.

Миру пока не известно ни одной в чистом виде «бирюзовой» компании. Пока это теория завтрашнего дня. Но существует много бизнесов и их лидеров, которые встали на путь самоуправления и не видят смысла с него сворачивать.

2. От безразличия к вовлеченности

Члены команды, как клетки организма, которые не просто вовлечены, они и есть основа жизнедеятельности. Если сотрудник видит неработающее правило, он обращает внимание всей организации на это. Неработающих регламентов нет, так как это личное дело каждого!

3. От ответственности начальника к самоуправлению

Могут ли 11 000 сотрудников работать без менеджеров? Да, могут! Организации избавляются от «управленческого налога» – менеджеров, которые не приносят пользы. Это позволяет платить ЗП на 40% выше.

4. От контроля к доверию

Цель собственника не проконтролировать «этих раздолбаев», а доверять своим партнерам. У каждого сотрудника есть ответ на вопрос «зачем?» Все в компании знают всё.

5. От инфантильных подчиненных к «взрослым» сотрудникам

От «жду приказа» к «сам принимаю решение». В компанию приходят «взрослые» люди. При «взрослении» исполнителей, управленцы-«паразиты» уходят сами или трансформируют свою роль.

6. От начальников к помощникам

Это новый стиль лидерства: быть наставником, помочь сотрудникам стать автономными. И главная компетенция в этом процессе – фасилитация. На совещания приходят не чтобы раздать/получить тумаков и дать/получить поручения, а чтобы договориться.

7. От чувства вины к целостности

Just business, ничего личного – слышали? Никто на работе «не носит маску». Должностные обязанности не противоречат ценностям. В организациях будущего людей не вгоняют в чувство вины. Человек становится целостным.

Миру пока не известно ни одной в чистом виде «бирюзовой» компании. Пока это теория завтрашнего дня. Но существует много бизнесов и их лидеров, которые встали на путь самоуправления и не видят смысла с него сворачивать. Это не простой путь. Компания не «оживает» моментально, после принятого решения. Трансформацию необходимо начать с выстраивания четырех контуров системы управления организацией – фундамент самоуправления. Уже после этого идти дальше. Это эволюционный, увлекательный процесс.

0
2 комментария
Elena Botova

Слушала выступление на форуме в 2019м. Близки тренды. Нравится схема с 4 контурами.  Наглядно 

Ответить
Развернуть ветку
Робинзон Амаглобели

отличная статья! Спасибо

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда