Юнит-экономика для маркетплейсов... или о чем грустит малыш Йода
Привет, я малыш Йода. Меня еще называют Грогу, иногда мандалорец. Я бываю плюшевым, из ПВХ, а есть даже конструктор в форме меня.
Поклонники саги о «Звездных войнах» покупали меня в 2022 году довольно часто, в том числе на маркетплейсах. Но сейчас я пылюсь на складах. Мой хозяин закупил меня и моих братьев-близнецов в таких больших объемах. Думал попасть в волну хайпа. Хотел всех нас распродать, но ни тут то было. Мода приходит и уходит. Продажи, конечно, идут, но не так, как хотелось бы. Мой хозяин грустит. Грущу и я. Хоть я и малыш, но хорошо знаю, что такое «юнитовка». Эх, вот бы мой друг (а мой продавец – мой друг) подготовился прежде, чем выйти на маркетплейс со мной. Инструмент для этого уже давно придумали. Называется «юнит-экономика».
ЗАКАЗАТЬ В КИТАЕ, ПРОДАТЬ В РОССИИ
Сегодня так умеют многие, но не каждому продавцу удается зайти на российские маркетплейсы и надолго там задержаться. Как не прогадать с товаром, все продумать заранее, не кусать локти, а с радостью считать выручку от продаж?
Представим ситуацию. У селлера значительно снизилось количество подписчиков в Instagram*, продажи пошли на спад, и он решил присмотреться в сторону российского маркетплейса: Ozon, Wildberries, Яндекс.Маркет, KazanExpress, СберМегаМаркет и еще какого другого. Вроде бы продавец все знает о своем товаре. Возможно, даже сам его производит, но на маркетплейсах совсем другие правила. Там и свои внутренние комиссии, и платные/ бесплатные приемка или хранение, и вообще куча нюансов, с которыми селлер вряд ли сталкивался, продавая в соцсетях.
На Wildberries, например, условия меняются «со скоростью света». Допустим, на сортировочном центре «Черная грязь» стоимость приемки по модели «маркетплейс» - 15 рублей за единицу товара. На складах в Коледине и Электростали плату за выгрузку на днях вообще отменили. А еще комиссии за продажу. К примеру, на Ozon: 5% - смартфоны и планшеты, 7% - мебель, 9% - малая бытовая техника. И так по каждой категории свой размер комиссии. Попробуй тут уследи за изменениями, никаких нервов не хватит.
Юнит-экономика помогает выстроить в голове четкий план. «Юнитом» в бизнесе может быть что угодно: пользователи, клиенты, продажа товара или услуги, сделка. «Юнит» следует выбирать, исходя из стратегических целей компании, что именно мы хотим масштабировать. В случае с продажами на маркетплейсе «юнит» — это чаще всего единица товара, а экономика показывает, сколько предприниматель заработает с его продажи. Конечно, можно попробовать рассчитать подобную юнит-экономику самому. Для этого есть множество гайдов, в том числе здесь на VC. Если боитесь запутаться в цифрах, можно обратиться к опытному экономисту. Однако не все работают именно по профилю «маркетплейсы».
НА СТАРТЕ И В ПРОЦЕССЕ ПРОДАЖ
Задуматься о расчете юнит-экономики необходимо, в первую очередь, перед выходом на маркетплейсы. Продавать без подготовки как «стрелять из пушки по воробьям»: шуму - много, толку - чуть.
Юнит-экономика на старте продаж поможет:
Рассчитать юнит-экономику можно один раз до момента выхода на маркетплейс. Проект запущен, ура! В вашем арсенале имеется базовый расчет, где есть основной показатель - маржинальность. Но здесь у селлера появляются новые задачи.
Юнит-экономика в процессе продаж поможет:
ДЕРЖАТЬ РУКУ НА ПУЛЬСЕ
Расчет «юнитовки» на регулярной основе (с учетом быстро меняющегося мира маркетплейсов) помогает создать полную картину своего присутствия на площадке. Вы сразу поймете, с каким товаром стоит выходить, с каким нет, достаточная ли у вас маржа или всевозможные комиссии съели вашу прибыль. Просчитали денежные расходы на товар, комиссии маркетплейсов, маржинальность и рентабельность продаж, затраты на логистику, расходы на FBO, FBS - дальше уже можно работать над продвижением: участвовать в акциях, следить за ценообразованием, развивать маркетинг. База для этого есть. Имея на руках «юнитовку» - сценарий развития бизнеса, на душе как-то спокойнее и ожидания по выручке будут максимально совпадать с реальностью. Юнит-экономика - это план успешного развития бизнеса. Без неё сегодня никуда.
P.S. Вот так, к примеру, выглядит топ-3 товаров в категории «Мягкая игрушка» на Ozon, по данным сервиса аналитики маркетплейсов SellerFox. Это лидеры по количеству продаж с 27 октября по 26 ноября 2022 года. Малыша Йоды здесь, увы, нет.
Хотите быть в курсе, что хорошо продается онлайн, следите за ТОП-продаж SellerFox на маркетплейсах. Про юнит-экономику можно узнать здесь.
*Продукт компании Meta, признанной экстремистской организацией