{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Б.Г. Ананьев «ушел из жизни, не завершив ни одной из четырех своих обширных научных программ»

Работая над статьей для канала на ЯндексДзен портала vikent.RU, я набрал материал про юбиляра, у которого сегодня 115 лет со дня рождения. Доктор наук, профессор и даже академик. В жизни таких людей всегда можно найти что-то полезное, чему стоит поучиться. Ищу, читаю...

Б. Г. Ананьев — декан факультета психологии ЛГУ. Фото 1960-х годов https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/e/e1/Ananiev_2.jpg

«Ананьев Борис Герасимович, советский психолог, создатель концепции нынешнего факультета психологии СПбГУ. Борис Герасимович Ананьев родился 14 августа 1907 г. во Владикавказе.

После окончания средней школы … в 1924 г. Борис Ананьев поступил в Горский педагогический институт. Там он встретился с доцентом педологии Р.И. Черановским, который приобщил его к научным занятиям в области детской психологии … В 1936 г., после принятия печально известного постановления «О педологических извращениях…», был наложен запрет на любые исследования, хотя бы внешне напоминавшие педологию. Был арестован и осужден заведующий сектором психологии Института мозга профессор А.А. Таланкин. В сентябре 1937 г. Ананьев занял его пост».

И здесь я увидел нестыковку — идут гонения на наук, арестован начальник, а Ананьев вдруг занимает его пост. Почему так произошло? Ответ оказался прост — Борис Герасимович уже делал раньше нечто подобное:

Ещё в 1930 году Б. Г. Ананьев отстаивал идеи основателя рефлексологии В. М. Бехтерева. «Через год происходит странная метаморфоза: основанное своим учителем направление Б.Г. Ананьев неожиданно называет „бехтеревщиной«, а попытки её марксистской реконструкции — „агонистической фазой“ рефлексологии. В статье Б.Г. Ананьева уже содержится пресловутый лозунг „борьбы на два фронта“ и указание на тесную связь между „концом рефлексологии» и реактологической дискуссией. Здесь же можно увидеть фразу, дающую ключ к пониманию закулисного механизма пресечения развития рефлексологии. Оказывается, указание о ликвидации этого направления было дано приехавшими в Ленинград в январе 1932 г. Палатником и Колбановским (последний — директор ГИПППа (Государственный институт психологии, педологии и психологии — Прим. И.Л. Викентьева). Пользуясь словами того же Б.Г. Ананьева, идеологическую кампанию в психологии начала 30-х гг. можно квалифицировать как „краткую программу большевистского наступления на психологическом фронте“. Ананьев Б. Г., О некоторых вопросах марксистско-ленинской реконструкции психологий, в Сб. : Психология, 1931 г. , Том 4, Выпуск 3-4, с. 328».

И поэтому следующий факт уже был ожидаем — присвоение степени по количеству работ, а не по их качеству очень показательный. В 1931 году Б. Г. Ананьев утверждал: «В психологии, не должно быть никаких школ, кроме единственной, основанной на трудах классиков марксизма», а на смену диалогу с марксизмом пришла операция «склеивание цитат».

«В том же году он становится кандидатом педагогических наук (ученых степеней по психологии в нашей стране еще долгое время не существовало) . Ученая степень была присуждена ему по совокупности научных работ, которых к тому времени уже вышло немало, причем на самые разные темы».

Таким способом можно добиться высоких показаний количества, но это не гарантирует качества. Итог научной деятельности Бориса Герасимовича Ананьева оказался закономерным и уже не вызвал удивления:

«Он ушел из жизни, не завершив ни одной из четырех своих обширных научных программ. Исследование развития характера было свернуто после разгрома педологии; программа в Институте мозга по психологии чувственного отражения была прервана войной и возобновлена в другом коллективе. Исследования по педагогической психологии и проблеме психического развития школьников оборвались первым инфарктом. Смерть не дала завершить комплексные исследования человека. Она настигла ученого внезапно, в период блистательной зрелости. Незавершенность его пути трагична».

Могила Ананьева на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга. https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/f/f9/Могила_академика_Бориса_Ананьева.JPG

Интересно, а составители этой биографической справки не заметили некоторого противоречия. Если большое научное исследование по педагогической психологии остановил первый инфаркт, то что же помешало его продолжить после болезни? Если что-то было, то почему это не помешало запустить комплексное исследование человека?

В красивом блокноте, приготовленном для задуманной рукописи «Человек как предмет воспитания», осталась заполненной лишь первая страница.

Заслуженная эпитафия как итог жизни академика — одна заполненная страница в красивом блокноте. С днем рождения, Борис Герасимович.

Интересно? Еще можно почитать

1. Как итог почти двух веков научных исследований психологов — 115 материалов VIKENT.RU по теме Психология творчества

2. Видео: проблемы / вопросы психологии творчества & креативности

3. Плейлист «Как стать Гением» из 17 видео:

4. Бесплатная online-консультация VIKENT.RU № 286 по вопросам развития личности, креатива и Творчества

Источники

0
2 комментария
Азер Гарягды

В СССР в любой работе надо было упомянуть цитаты из классиков марксизма-ленинизма и до кучи обвинить кого-нибудь в капиталистическом мракобесии. Или там в партию надо было вступить - иначе бы карьера не состоялась. Таковы были правила игры. Кому-то это мешало и учёный забывал о сути своего исследования, кого-то подстегивало, всё индивидуально рассматривать надо. Если научная деятельность была достойна науки - то и бог с ним.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда