{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Творческие личности. Непризнание при жизни и величие после смерти Ю.В. Кондратюк

Фото №1, источник: https://clck.ru/reAJq

Детство

Юрий Васильевич Кондратюк, настоящее ФИО, Александр Игнатьевич Шаргей, родился 21 июня 1897 года в Полтаве, талантливый инженер и механик, с юношеских лет занимавшийся проблемой межпланетных полётов, пропагандист освоения космоса.

Вслед за К. Э. Циолковским он обосновал осуществимость космических полетов. Кондратюку-Шаргею принадлежит множество открытий, сделанных независимо [1].

После окончания 6-го класса под впечатлением романа «Туннель» немецкого фантаста Б. Келлермана у Саши возникла мечта: создать ракету для полета в космос. В письме К. Э. Циолковскому в 1925 году он пишет: «Над вопросами межпланетного сообщения я работаю уже 12 лет. С 16-летнего возраста, с тех пор как я определил осуществимость вылета с Земли, достижение этого стало целью моей жизни». Чтобы разобраться в проблемах ракетной техники, Александр в старших классах самостоятельно изучал высшую математику, физику и химию, изобретал различные механизмы, записывал в тетради свои первые космические проекты.

Юность

В сентябре 1916 года Шаргей поступил на механическое отделение Петроградского политехнического института. Однако проучился недолго, до ноября. Его призвали на военную службу, в школу прапорщиков. Александр подал прошение об отсрочке до завершения учебы, и оно было удовлетворено, но бумаги пришли в институт слишком поздно, уже после призыва. Задержка сыграла роковую роль в судьбе ученого-самоучки.

Отбывая на фронт, Александр оставил рукописи у мачехи, чтобы вернуться к исследованиям после войны. Пока он пробирался с фронта в родные места, здесь трижды сменилась власть. Шаргей решил ехать в более спокойное место, в Киев, чтобы продолжить начатые теоретические изыскания.

В тяжелые 1918–1919 годы ему пришлось преодолевать трудности, искать средства к существованию: он работал репетитором, грузчиком, ремонтником.

Фото № 2, источник: https://clck.ru/reAWK

Разгорелась Гражданская война. Как офицер царской армии, Александр в конце 1919 г. вновь попал под мобилизацию, но уже в Белую армию. Чтобы не участвовать в боях — он был убежденным пацифистом, — ему пришлось бежать из воинского эшелона, лишившись всех документов.

Когда большевики пришли к власти, он понял, чем грозит прошлое царского офицера. Мачеха уговорила принять документы на имя Георгия (Юрия) Васильевича Кондратюка, который в 1921 году скончался от туберкулеза. Под новой фамилией ученый прожил всю оставшуюся жизнь.

На полулегальном положении Кондратюк работал на мельнице, в кочегарке, на сахарном заводе механиком. Карьерных амбиций не имел, так как не хватало свободного времени для разработки теории космического полета, хотя и ощущался недостаток знаний.

Путь к высшему образованию был закрыт, и ему пришла мысль отправиться на учебу в Германию, где в Кобурге жили дальние родственники по отцу. Летом 1922 года он отправился в дорогу пешком из-за отсутствия денег, но был задержан на границе.

В течение трех лет Юрий Васильевич завершил рукопись задуманной книги по космонавтике. Осенью 1925 г. отправил ее на рецензию профессору В. П. Ветчинкину, который отозвался через полгода.

Фото №3, источник: https://clck.ru/reAby

Человек много сделал, строил удивительные сооружения, получал патенты на изобретения, облегчающие жизнь людей, занимался теорией космических полетов. Казалось бы, он должен жить в достатке.

Но Кондратюку было тяжело и плохо, он вынужден таким «лишь способом заработать денег для дальнейших исследований в области выхода во внеземное пространство».

До приезда в Новосибирск в 1927 году Юрий Кондратюк работал на Южной Украине, на Кубани и Северном Кавказе — от смазчика и прицепщика вагонов до механика на элеваторе.

В 1927 году Кондратюка пригласили в Новосибирск для работы в «Хлебопродукте», где он участвовал в строительстве и усовершенствовании элеваторов, построил знаменитый «Мастодонт» без единого гвоздя.

«Мастодонт» был построен как составная часть комплекса по хранению зерна в городе Камень-на-Оби.

Но он получился просто огромным — ни в Европе, ни в Америке ничего подобного не строили. Без единого гвоздя, «Мастодонт» был построен по принципу сруба — в деревнях, конечно, был дефицит металла, этот факт тоже немаловажен.

Впоследствии в 30-м году его вместе с несколькими сотрудниками «Хлебопродукта» арестуют по обвинению во вредительстве.

Мало того, что «Мастодонт» был построен без чертежа, так местное руководство пришло к выводу, что строение без гвоздей рухнет и погубит 10000 тонн зерна. Позже его осудили на три года лагерей, однако вместо них он проработал на угольном предприятии [2].

В конце июля 1930 года вместе с несколькими сотрудниками «Хлебопродукта» он был арестован и привлечен к работе в специализированном бюро по проектированию угольных предприятий в Новосибирске.

В ноябре 1932-го в соавторстве с инженерами П. К. Горчаковым и Н. В. Никитиным (автор проекта Останкинской телебашни в Москве) участвовал в конкурсе на проектирование мощной Крымской ветроэлектростанции (ВЭС) .

Их проект был признан лучшим, и по просьбе наркома тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе в 1933 году Юрия Васильевича досрочно освободили.

В 1933–1934 годах он — научный руководитель группы по проектированию и строительству крупнейшей в мире Крымской ВЭС. В конце 1936 года на горе Ай-Петри началось строительство фундамента грандиозной станции, но в феврале 1937-го умер куратор и руководитель проекта Орджоникидзе. Стройку закрыли. В связи с этим пришлось заниматься в Москве проектированием малых опытных ВЭС.

Весной 1933 года Кондратюк в Москве дважды посетил энтузиастов-ракетчиков Группы изучения реактивного движения (ГИРД) , работавшей на общественных началах.

Начальник 4-й бригады С. П. Королев хотел привлечь его к работам по ракетной технике, но Кондратюк твердо отказался, объясняя стремлением завершить проект ВЭС. На самом деле не хотел подвергнуться скрупулезной проверке при приеме на секретную оборонную работу. Ведь он скрыл офицерский чин, службу в царской и Белой армиях, сменил имя, пытался перейти польскую границу, за что был арестован.

В Великую Отечественную Войну 6 июля 1941 года он записался в народное ополчение, а первый бой принял 3 октября близ Кирова Калужской области. Как многие солдаты той войны, числится пропавшим без вести.

Рисунок 1, источник: https://clck.ru/reAp5

Предлагаемая книжка Ю. В. Кондратюка «Завоевание межпланетных пространств», несомненно, представляет наиболее полное исследование по межпланетным путешествиям из всех писавшихся в русской и иностранной литературе до 1950 гг.

При этом все числа даны у Ю. В. Кондратюка, хотя и довольно грубо (об этом он сам упоминает в предисловии) , но всегда с погрешностью в невыгодную для конструктора сторону.

Все исследования проделаны автором совершенно самостоятельно, на основании единственного полученного им сведения, что на ракете можно вылететь не только за пределы земной атмосферы, но и за предел земного тяготения.

В книжке освещены с исчерпывающей полнотой все вопросы, затронутые и в других сочинениях, и, кроме того, разрешен целый ряд новых вопросов перво­степенной важности, о которых другие авторы не упоминают. К числу последних относятся:

  • Предложение пользоваться горением различных веществ в озоне, а не в кислороде, что повышает теплоту горения;
  • Предложение пользоваться твердыми горючими (литий, бор, аллюминий, магний, силиций) в дополнение к газообразным, как для повышения теплоты сгорания, так и для применения сжигаемых баков, которые после опорожнения от жидкого горючего сами обрабатываются и направляются в печь; (Такое же предложение было высказано инженером Ф. А. Цандером на докладе в теоретической секции Московского общества любителей астрономии в декабре 1923 г., но в рукописи Ю. В. кондратюка это предложение фигурировало раньше доклада цандера).
  • Он первый дал формулу, учитывающую влияние веса баков для горючего и кислорода (пропорциональный пассив по терминологии автора) на общий вес ракеты, и доказал, что ракета, не сбра­сывающая и не сжигающая своих баков во время движения, выле­теть за пределы земного тяготения не может;
  • Ему же принадлежит предложение делать ракету с крыльями и летать на ней в воздухе, как на аэроплане. В иностранных работах подобное предложение отсутствует вовсе (там вместо него фигурируют парашюты для спуска на землю) , а в русских работах — было высказано Ф. А. Цандером на том же заседании и затем напечатано К. Э. Циолковским все же после того, как появилось в рукописи автора.
  • Но исследование Ю. В. Кондратюка идет далее, так как он не только указывает на необходимость применения крыльев, но и приводит довольно подробное исследование, при каких ускорениях крылья будут полезны, какие при этом будут углы наклона траектории ракеты к горизонту, и дает наивыгоднейшую силу реакции ракеты при полете в воздухе;
  • Даже такой вопрос, как устройство промежуточной базы между землей и другими планетами и ее ракетно-артиллерийское снабжение, который у других авторов отдает чистой фантазией поэта, у Ю. В. Кондратюка поставлен вполне основательно, с большим предвидением технической и ориентировочной стороны дела, и самая база мыслится им, как спутник не Земли (как у всех остальных авторов) , а Луны, что в значительно большей мере гарантирует базу от потери скорости, вследствие длительного торможения, хотя бы ничтожными остатками земной атмосферы и от падения на Землю [3, C 3-4].
Фото № 4, источник: https://clck.ru/reAvL

В американском журнале «Лайф» вышла статья Дэвида Шеридана «Как идея, которую никто не хотел признавать, превратилась в лунный модуль».

В ней он рассказал, как и почему американцы выбрали для программы «Аполлон» схему полета на Луну по Кондратюку. Идею высказал инженер НАСА Джон Хуболт в начале 1960-х.

В 2014 года в Аламогордо, штат Нью-Мексико, в музее истории освоения космоса Юрий Кондратюк был принят в Галерею международной космической славы, в которой теперь 167 человек [3].

Если публикация Вас заинтересовала — поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы.

Дополнительные материалы

1) Подборка из 67 материалов по теме «Отрицательное восприятие нового»

3) Вечером в воскресенье 21 августа 2022 года в 19:59 (мск) я буду планово в 286-й раз отвечать на Ваши вопросы, пришедшие весной-летом 2022 года.

ВАЖНО: бесплатно задать свои вопросы может любой желающий — то есть, для этого не обязательно заниматься на воскресном бесплатном онлайн-курсе VIKENT.RU:

Для понимания: в ответах на присланные вопросы будет использоваться крупнейшая, как минимум в Европе, база данных по не болтливым, а результативным (!) Творческим личностям и методикам их работы.

А почему бесплатно?

Я считаю, что в стране. RU должно быть хотя бы 1 (Одно) место, где Вам НЕ врут по более 400-м направлениям Творческой деятельности:

Материалы для проекта VIKENT.RU трудолюбиво собирались мною с 1979 года.

Список источников

  • Perspectum // Юрий Кондратюк усмиривший гравитацию https://perspectum. info/yurij-kondratyuk/
  • Академия новостей // Юрий Кондратюк. Удивительная судьба «милого фантаста» https://academ. info/news/16721
  • Завоевание межпланетных пространств под. Ред. Проф. В. П. Ветчинкина // изд. Автора. , Новосибирск, 1929 г.
0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда