{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Язык не кинжал, ранит — не залечишь. Часть 1/2

Доброе слово и кошке приятно, а плохие слова могут помнить годами. Это хорошо знают не только психологи, но и каждый из нас может вспомнить такие случаи. Слова оставляют следы в судьбе человека, формируют его характер, привычки и неврозы. Иногда не хватает жизни, чтобы их преодолеть.

Но несмотря на очевидность последствий сказанных слов, можно запросто встретить на улице примеры, как родители публично обращаются к своим детям не просто обидными словами, а с оскорблениями, публично их унижая. К чему это может привести в будущем для ребёнка, наглядно показал эксперимент Уэнделла Джексона (США) в 1939 году.

«Ужасный эксперимент» Уэнделла Джексона

Клинический психолог Уэнделл Джексон всю жизнь страдал заиканием и искал решение этой проблемы. Его многочисленные публикации о заикании принесли ему национальное и международное признание. Первая книга, опубликованная в 1930 году, «Потому что я заикаюсь», дала читателю из первых рук представление о том, какой была жизнь с этим расстройством. «Я стал логопедом, потому что мне это было нужно», — позже скажет Уэнделл Джексон.

В университете он и его коллеги-аспиранты использовали друг друга в качестве подопытных кроликов в поиске причин заикания и способов его решения. Они брали кровь, подключали себя к электродам, били себя по коленям, чтобы проверить рефлексы, вытаскивали блокноты на ходу и записывали свою и чужую сбивчивую речь. Они применяли электрошок и стреляли из пистолетов рядом с ушами друг друга, чтобы посмотреть, влияет ли испуг на заикание. Это не помогло, хотя тот же эксперимент, проведенный на обычных людях, повлиял на их речь.

Они также накладывали гипс друг другу на руки, поскольку надеялись, что обездвиживание доминирующей руки человека каким-то образом распутает запутанные сигналы мозга. Физиология была общепринятым объяснением заикания. Но Джонсон помнил, что до 5 или 6 лет он говорил нормально пока учитель не сказал его родителям, что он стал заикаться. И постепенно речь Уэнделла становилась неуверенной, он пытался сознательно повторять звуки и это был один из признаков заикания.

https://web.archive.org/web/20191205041549/https://s3.amazonaws.com/omeka-net/21632/archive/files/8b17d6a68f139b9dae1ce685e4367df9.jpg?AWSAccessKeyId=AKIAI3ATG3OSQLO5HGKA&Expires=1576713600&Signature=pTvE9KvpaxD92hkcf99hsloeQfs%3D

Джонсон предположил, что беспокоясь о проблеме заикания, он сам создал ее. Это была провокационная идея — если заикание является усвоенным поведением, то от него можно отучиться. Но для подтверждения этой идеи нужны доказательства — можно ли заикание вызвать у нормальных детей? Осенью 1938 года Уэнделл Джонсон нанял одну из своих аспиранток по клинической психологии, 22-летнюю Мэри Тюдор для проведения именно такого эксперимента. Она должна была изучить — что будет, если сказать не заикающимся детям, что они заикаются.

У университета были постоянные исследовательские отношения с детским домом в Давенпорте, штат Айова, поэтому Джонсон предложила ей провести свое исследование там 17 декабря 1939 года. Были отобраны 22 испытуемых. Никому не было сказано о цели ее исследования. Они верили, что им нужно пройти логопедическую терапию. В число 22 испытуемых были включены 10 сирот, которых учителя и надзирательницы отметили как заикающихся еще до начала исследования. Тюдор и пять других аспирантов, которые согласились выступить в качестве судей, выслушали каждого из детей, оценили их по шкале от 1 (плохо) до 5 (свободно) и согласились с оценкой школы.

10 заикающихся детей были разделены на две группы. Пятеро были отнесены к группе IA, экспериментальному набору. Им бы сказали: «Вы не заикаетесь. Ваша речь в порядке». Пятеро в группе IB будут служить контролерами, и им скажут: «Да, ваша речь так плоха, как говорят люди». Остальные 12 детей были выбраны случайным образом из свободно говорящих сирот. Шестерым из них в возрасте от 5 до 15 лет нужно было сказать, что их речь совсем не нормальная, что они начинают заикаться и что они должны немедленно это исправить. Другим шестерым детям из группы делали комплименты за их хорошее произношение.

Продолжение — Язык не кинжал, ранит — не залечишь. Часть 2/2 —о зафиксированных результатах эксперимента и последствиях выйдет 8 сентября 2022 года

Интересно? Что еще можно почитать по теме

3) V-й Педагогический форум по развитию креативности 08-09 октября 2022 (Воскресенье): Санкт-Петербург онлайн и оффлайн формат

4) Прошло открытие XIV cезона бесплатного воскресного онлайн-курса VIKENT.RU — от крупнейшего портала Европы, посвящённого изучению результативных (!) Творческих личностей и методик их работы:

УНИКАЛЬНЫЙ КОНТЕНТ: НОВЫЕ ТЕМЫ & СОЗДАНИЕ НОВЫХ ЖАНРОВ

Источники

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда