Почему бизнес-дизайн — ключевой навык будущего?
Перевод статьи Дэвида Шмидта
Эпоха дизайн-мышления в чистом виде подошла к концу, хотя в течение последних нескольких лет мы и наблюдали рост популярности дизайн-мышления и аналогичных подходов (чаще всего упоминаются «дизайнерские спринты»). Подобные методы помогают предпринимателям и менеджерам создавать продукты и услуги, в большей степени ориентированные на пользователя. Они являются прекрасным инструментом для того, чтобы сделать продукт привлекательным для клиентов. Тем не менее, с помощью инструментов дизайн-мышления создать устойчивую бизнес-модель обычно не удается. Решить эту проблему помогает бизнес-дизайн.
Бизнес-идея — это не бизнес-модель
Интерес к бизнес-дизайну растет. В последние годы был издан ряд книг, в которых особое внимание уделяется созданию и развитию бизнес-моделей. Эти книги стали популярны в мире стартапов и распространились за его пределы.
Бизнес-модель всегда была ключевой частью ведения бизнеса, но в последнее время бизнес-дизайн стал еще актуальнее. Развитие стартапов, быстро меняющиеся рыночные условия и новые технологические возможности делают проектирование инновационных бизнес-моделей и переосмысление традиционных всё более важной частью ведения бизнеса. Быстрое изменение контекста сокращает время жизнеспособности старых бизнес-моделей, а современные технологии позволяют внедрять и адаптировать бизнес-модели намного дешевле и быстрее, чем принято в традиционных циклах исследования и разработки. Бизнес-дизайн не только дает инструменты и методы для проектирования и тестирования бизнес-моделей. В то же время он проводит черту между продуктами, в основе которых лишь маркетинговые трюки, и продуктами, в основе которых устойчивый и надежный бизнес.
Уже появляются первые учебные заведения, предлагающие программы в области бизнес-дизайна (например, Международная степень магистра бизнес-дизайна в Университете Аалто в Хельсинки, специальность «Лидерство в цифровых коммуникациях» в Берлинском университете искусств), но в целом эта область все еще развивается и недостаточно формализована.
Четыре рабочих определения бизнес-дизайна
Открытых вопросов еще очень много, поэтому я не буду давать четкого и однозначного определения, а представлю варианты, которые мы используем в повседневной работе Service Innovation Labs.
Бизнес-дизайн — это...
- применение дизайнерских методов и процессов в разработке и внедрении инновационных бизнес-моделей;
- создание ценности для других с выгодой для себя;
- превращение ценностного предложения в реальную бизнес-ценность;
- осмысление процесса создания ценности через анализ бизнес-отношений.
Процесс бизнес-дизайна
Бизнес-дизайн — это прежде всего новаторский системный подход. Он основан на четко сформулированных гипотезах, тестировании прототипов, итерациях и быстром обучении. Обычно мы проходим эти три шага:
- Понимание рынка, его участников, составляющих и сил; осмысление передового межотраслевого опыта и формулирование гипотез.
- Разработка прототипа бизнес-модели, его оценка и выявление наиболее рискованного допущения.
- Проверка модели, обучение на основе результатов и повторение итерации.
В своей повседневной работе мы тесно сотрудничаем с сервисными дизайнерами и разработчиками, чтобы глубоко интегрировать нашу бизнес-модель и ценностное предложение нашего продукта.
Список книг
Список книг, которые внесли свой вклад в развитие методологии бизнес-дизайна.
Александр Остервальдер «Построение бизнес-моделей». Алексей Остервальдер представил канвас бизнес-модели как простой способ создать и улучшить свою бизнес-модель.
Эрик Рис «Бизнес с нуля. Метод Lean Startup». Эрик Рис внедрил в мир стартапов "научный подход" экспериментирования, тестирования и итераций.
Оливер Гассманн «Бизнес-модели. 55 лучших шаблонов». В книге обсуждаются составляющие бизнес-модели и представлен (предположительно исчерпывающий) список, составленный в BMI Lab в Университете Санкт-Галлена.
В. Чан Ким и Рене Моборн «Стратегия голубого океана». Авторы описывают процесс создания продуктов и услуг в пространстве "голубого океана" без конкуренции.
Эта статья переведена для вас экспертной сетью Rocketmind. Мы помогаем компаниям создавать цифровые платформы.