{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Как зарабатывают цифровые платформы

Четыре основные модели монетизации

Платформа - тип бизнес-модели, коммерческое предприятие или организация, которое существует онлайн или офлайн и создает ценность для двух и более групп участников.

Вступление

Начнем с потоков внутри платформы. Платформа должна создавать ценность для каждого из участников и делать это лучше, чем любые другие альтернативы. Поэтому следует позаботиться обо всех сторонах, которые вовлечены в работу с платформой через призму трёх потоков: продукт, либо услуга, деньги, информация.

Главный вопрос при создании платформы это то, как на этом заработать? Есть два главных момента, которые я стараюсь донести при общении со студентами.

  • Потоки внутри платформы.
  • Основные типы бизнес-моделей.

Почему вы должны заботиться обо всех трех? Потому что иначе вы не сможете контролировать и монетизировать их. Например: если оплата товара происходит за пределами платформы, вы не можете требовать комиссию, которая зависит от конечной цены сделки (например, как на ebay)

Правило. Сделайте так, чтобы через платформу проходило как можно больше потоков.

Основные бизнес-модели

Комиссия со сделки

Это базовая модель. Просто возьмите плату за сделку между потребителем и производителем. В зависимости от потребностей участников, вы можете взимать плату с производителя, с потребителя или с обоих участников.

Плата за доступ

В этой модели, опять же, самое важное — это размер базы пользователей вашей платформы. Потребители или производители будут рассматривать вашу платформу как машину для лидогенерации. Поэтому вы должны брать оплату с того сегмента участников, который нуждается в другой стороне больше. Например, ресторанам нужны посетители (Opentable), или рекрутёрам нужны специалисты (Linkedin).

Плата за внимание

Главной ценностью платформы является сетевой эффект — чем больше у вас участников, тем лучше это для ваших партнеров. Поэтому вы можете взимать с них плату за внимание пользователей платформы. Как Youtube делает с рекламодателями: чтобы реклама появилась в начале видео, рекламодателю нужно заплатить.

Плата за инструменты

Что-то вроде модели с freemium. Основные функции предоставляются бесплатно или по цене ниже, чем функции более высокого класса. Таким образом, использование платформы на базовом уровне бесплатно, но если вы хотите сделать что-то большее, вы должны заплатить. Как функция личных сообщений на Linkedin.

На воркшопах мы обычно берем эти четыре модели в качестве отправной точки на этапе разработки идеи. Это помогает участникам понять принципы монетизации и сформировать собственные гипотезы.

Эта статья подготовлена для вас экспертной сетью Rocketmind. Мы помогаем компаниям создавать цифровые платформы.

0
1 комментарий
Matviy Kobets

Хорошая, совместительная статья. Взял к себе инсайтов.
Единственное, на будущее - пишите более простыми словами (без терминологии).
А так супер! 

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда