{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Рейтинги веб студий – можно ли им доверять?

Как выбрать лучшую веб-студию? Лучшего мобильного разработчика? Лучшее агентство контекстной рекламы? Есть два варианта – сайты-отзовики и рейтинги. Но сайты-отзовики – это частные мнения, зачастую – не самые объективные. Тогда как рейтинги составляют эксперты. Это независимые срезы. Или все-таки… зависимые?

Вбиваем в поисковой строке Яндекса или Гугла целевой запрос. Например – рейтинг лучших веб-студий. Получаем десятки рейтингов, каждый из которых позиционируется как максимально прозрачный и объективный. Якобы анализируются тысячи сайтов, в работе принимают участие сотни специалистов, у каждого из которых за спиной – десятилетия профессиональной деятельности по сегменту…

Проблема в том, что мы не можем проверить ни один из этих фактов. Зато можем пробить историю домена. Например – на reg.ru за 180 рублей любой может заказать whois-проверку, и получить полный пакет сведений – когда домен зарегистрирован, по какому IP, когда подключен хостинг и тд. По идее, если сайт с рейтингами говорит, что работает в сегменте уже 10 лет, а на деле его домен зарегистрирован в этом году, очевидно, что кто-то кого-то обманывает.

Но до этого у рейтинга мог быть другой домен, верно? И получается, что по большому счету все эти проверки ничего не дают. Это хорошо работает на новых SEO-трендах вроде «подставных форумов». Когда какой-то бренд с нуля создает «независимый» форум, моделирует активность и ненавязчиво вставляет свою рекламу в нативной форме. В такой ситуации забавно видеть, как на форуме есть сообщения, датированные, скажем, 2017-м годом, а домен зарегистрирован в 2020-м.

Но вернемся к нашим рейтингам.

Как это должно быть:

Теоретически, сайт с рейтингами должен работать следующим образом. Группа экспертов анализирует все компании из выбранного направления по ряду критериев. Навскидку – дата основания, спектр услуг, количество и соотношение положительных/отрицательных отзывов, прайс. Затем сравнивается портфолио и масса других, менее очевидных параметров.

Как это было:

Вопрос – зачем это нужно спонсорам/рекламодателям? То есть, зачем им вообще покупать места в каких-то рейтингах? Все просто. Сайты с рейтингами активно пираятся, они вкладывают в рекламу значительные суммы, работают по SEO и SMM направлениям. В итоге, посещаемость у них реально большая.

То есть человек, которому нужен, например, корпоративный сайт, делает то, что мы сделали в самом начале статьи. Вбивает в поисковике что-то вроде «рейтинг лучших веб-студий». Таким образом он попадает на сайт с рейтингом и делает выбор из топовых компаний (топовых, по мнению этого конкретного рейтинга). Естественно, все позиции в рейтинге кликабельные – чтобы человек выбрал контору и тут же перешел на ее сайт.

Так ненавязчиво контора получает лидов. Причем лидов «горячих», которые с наивысшей вероятностью конвертируются в клиентов. Само собой, контора готова платить за это. И она платит.

Проблема в том, что довольны получаются только две стороны – сайт с рейтингом и топовые конторы из этих рейтингов. Но сами клиенты проигрывают. Почему? Потому что контора заряжает немалые суммы за этих лидов, соответственно – затраты нужно окупить. А окупаются затраты повышением цен без повышения качества.

Более того – топ в таком рейтинге никак не гарантирует высокое качество услуг. Он лишь гарантирует, что контора при хорошем бюджете. Да, часто одно шагает в ногу с другим, но – не всегда. В итоге, никакой объективностью здесь даже не пахнет.

Как есть:

Примерно 3 года назад рейтинги внезапно поняли, что теряют деньги. Потому что крупные конторы просто закупали топовые места на многие месяцы и даже годы вперед. Другие готовы были платить больше, но сайты с этим ничего поделать не могли – у них были договоры, расторгать которые – себе дороже. Это и неустойки, и удар по авторитету.

Поэтому примерно с 2017 года политика большинства рейтингов кардинально изменилась. Первое нововведение – кейсы. То есть помимо собственно рейтинга на сайте есть конкретные проекты от конкретных брендов, которые заинтересованный пользователь может изучить. Кейсы подробные, наглядные, красивые и тоже перенаправляют пользователя на сайт конторы. То есть тоже штампуют лидов. А значит – тоже платные.

Но это дополнительный источник дохода, основным остается сам рейтинг. Однако на многих сайтах больше нельзя купить позиции наперед. Теперь сайт раз в месяц проводит среди участников аукцион. То есть выставляется стартовая сумма за ту или иную позицию и фиксированный шаг. Участники делают ставки, и позицию в рейтинге получает тот, кто назвал наибольшую сумму к концу торгов.

По цене многое зависит от авторитета сайта и направления. А главное – от его статистики, сколько реально лидов он может приводить спонсору. Для примера, в среднем, стоимость топовых позиций в рейтингах Рунета на март 2021 года составляет до 200 тысяч рублей в месяц по SEO направлению и до 260 тысяч для веб-студий.

Насколько такие вложения оправданы для спонсоров? Очевидно, они оправданы в полной мере, иначе никто в этих аукционах не участвовал бы. Оправдана даже покупка мест под кейсы, потому что они дешевле, но дают переходы. Сами сайты с рейтингами внакладе не остаются, их задача проста – поддерживать высокие позиции в поисковой выдаче и продолжать пиариться. Но нам то интересно другое!

Вопрос доверия:

Ключевой аспект в любом случае – финансовый. В топе сегодня те компании, которые за этот топ в состоянии платить. Учитывая, что суммы значительные, мелкая контора с не самым качественным продуктом рассчитывать на лидерские позиции просто не может. То есть справедливо предположить, что на первых строчках всегда находятся крупные успешные фирмы.

Но есть и оборотная сторона, мы уже упомянули о ней. Все эти затраты на рейтинги компания нивелирует повышением ценника, по сути – безосновательным для конечного клиента. А это значит, что любая контора, которая выполняет свои услуги на качественно высоком уровне, но не закупает позиций на аукционах рейтингов, будет делать так же хорошо, но дешевле.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда