Про подбор сеошников в 2023 году
Обратились ко мне товарищи из DIGINETICA, что бы я помог им подобрать seo-специалиста. И я решил из этого сделать статью, которая поможет владельцам бизнеса / директорам по маркетингу / руководителям отделов иметь представление о рынке найма сеошников и, возможно, убережет от проблем.
Ну, поехали)
1 этапом мы составили текст вакансии. Тут все просто, посмотрели кучу вакансий по сео, объединили все в одно и убрали не адекватные требования. Вышло так:
2 этапом мне приходили резюме сеошников, я их отсеивал. Достойных кандидатов было очень мало. Вот основные типы:
- Последние 20 лет был фрилансером. Очевидно им же и останется, будет уделять работе время чуть большее, чем еде
- Был строителем, прорабом, таксистом, кладовщиком. Прошел курс и решил стать сеошником, поработав 1-5 месяцев помощником специалиста. Компетенции почти нулевые.
- Был руководителем сео отдела, супер сеошником и в отклике присылает целую презентацию с кейсами. При этом претендуя на зарплату мидла. Обычно во время первичного интервью выясняется, что он планирует совмещать работу.
- Бывший контекстолог, таргетолог, сеошник, таролог и иммунолог в одном. Умеет все и по чуть-чуть, то есть ничего конкретного.
- Нормальный сеошник. Период работы у прошлых компаний - от 1 года, подробно расписано чем занимался и чего достиг, последние 3-5 лет работал чисто сеошником.
Ну и не секрет, что первые 4 типа отсеивались на этапе просмотра резюме.
3 этапом я составил Вопрос-Ответ для HR на первичную встречу (на которой я не присутствовал). Это были совершенно обычные вопросы и ответы, которые может каждый загуглить перед собеседованием.
Примеры:
И так далее.
4 этапом было составлено тестовое задание примерно вот такое:
- Собрать семант по маркеру «ремонт ноутбуков», почистить, сделать кластеризацию для 10 самых высокотрафиковых страниц
- Написать ТЗ на контент для любой из 10 страниц по п.1
- Написать h1, h2, title и description для всех 10 страниц из п.1
- Прислать список технических косяков сайта https://site.ru/ (используя краулер и «глаза»)
Проверить его очень просто.
- Семант должен быть собран без мусора, никаких «своими руками», «в екатеринбурге», «руки из плеч» и тд. Ну и кластеризацию смотреть, что бы запросы в группе были адекватные.
- ТЗ на контент обязательно должно содержать свод правил для копирайтеров (около одной страницы А4 минимум), должны быть посчитаны объемы блоков текстов, плотность ключевых слов и ОБЯЗАТЕЛЬНО LSI фразы
- В мета тегах и заголовках смотрим, что бы не было везде одно и тоже под копирку
- По тех аудиту ищем любой сайт в ТОП20-30 по любому ВЧ ключу, берем краулер Screaming Frog и просто запускаем. Кандидат должен найти косяков не меньше, чем найдет краулер.
На 5 этап уже приходил я сам, это 15-20 минутный опрос по узкоспециализированным вопросам и решениям, которые не очень просто нагуглить и тут очень хорошо видно опыт. Корректность ответа может оценить только сеошник уровня синиор или хэд. Ну или надо на каждый вопрос писать 2-3 абзаца вариаций ответов правильных, почти правильных и совсем не правильных.
Итак, список супер профи вопросов, которыми я мучил кандидатов:
Ответы на этот список я, конечно, не дам в открытом доступе. Но если наберется достаточное количество желающих его получить, то пересилю себя, напишу и разошлю заинтересованным.
По итогу могу сказать, что из 70 поступивших ко мне резюме в конечном счете выбирали из 2 сеошников. Рынок, кажется, что большой и что сеошников тьма, а по факту реальных профессионалов очень и очень мало. Печально, досадно, но ладно. Опыт интересный, надеюсь и вам пригодится.