{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Головная боль каждого руководителя: пять стратегий, которые мешают вам спокойно работать

Кадр из рекламы Точка Банка с Юрием Колокольниковым https://youtu.be/-MvvAjS9_aI

Так повелось, что в общественном сознании и, как следствие, в нашей культуре лидер — человек сильный, ответственный, уверенный в себе и решительный. В такой контекст не вписываются жалобы на жизнь: они про какую-то уязвимость и несовершенство. Тем не менее, у каждого свои проблемы, и важно их осознавать, о них говорить и, конечно, решать. И если в обычной жизни лидерам не особо есть кому пожаловаться, ну по крайней мере, так, чтобы встретить настоящее понимание, то на коуч-сессиях обсуждение любых трудностей и путей их решения считается нормой.

Освоив кучу теоретического материала для статьей в своем любимом телеграм-канале, имея за плечами список из более 550 рабочих сессий с лидерами и их командами и высокую квалификацию сертифицированного на международном уровне коуча PCC ICF, я решила составить компактный и точный список из ключевых проблем любого руководителя. Во-первых, потому что типизация проблем снижает их уникальность, а как следствие и значимость, а во-вторых, потому что осознание проблемы - это один их путей ее решения. Если вы - лидер, и читаете эту статью, то знайте: вы такой не один, и способны преодолеть все! И кстати, найдете у себя все пять - поздравляю, вы скорее всего фаундер или СЕО классного стратапа.

Итак:

1. Проблема перфекционизма и, как следствие, гиперконтроля.

Настоящему лидеру на самом деле искренне не хочется заниматься микро-менеджментом. Ему бы развивать бизнес, встречаться с инвесторами и ключевыми партнерами, придумывать новые продукты. Просто каждый раз, когда лидер тыкает в операционный процесс - и там все несовершенно, лидер злится и начинает все “починять” руками. Отпустить невозможно, строить систему - некогда, ибо лидер - спринтер, а не марафонец. Хочет, чтобы было очень быстро и очень качественно. Постоянные метания от гиперконтроля к анархии приводят к полному бардаку еще больше, воронка чернеет и засасывает. С одной стороны, высокие требования и недоверие - это хорошо, потому что это по-своему заставляет всю команду превозмогать себя и делать то, на что они и не подозревали, что способны. С другой, просто сил уже нет, и куча дел поважнее.

Что же делать с этой болью? Любой ответ на этот вопрос одновременно прост и сложен. Надо как-то корректировать свои высокие требования и уметь “сажать в хануманасану” сотрудников постепенно, как в гламурной московской студии йоги, а не как в советской школе художественной гимнастики (с характерным хрустом). У каждой цели – прозрачные критерии достижения, а у каждого сотрудника – испытательный срок и миддл-менеджер. Все детали обдумать, конечно, об хорошего коуча, ну это и так понятно, повторять по сто раз не буду.

2. Проблема системного планирования

“Надо все и сразу!”, - в общем-то типичный стиль планирования лидера. Дел невпроворот, в приоритете - все. Рабочий день выглядит так: от рассвета до заката куча чатиков, мелких вопросов, раскидывание “обезьян” от сотрудников и клиентов, встречи-встречи-встречи… А выполняется ли при этом глобальная стратегия? Да некогда о ней думать, хочется поспать, наконец. Ну и иногда напиться и расслабиться. Есть большая и сочная цель, есть понимание шагов на уровне одной недели (хорошо, что не одного дня!), все то, что посередине (среднесрочная перспектива), растворяется в суете. Время на "вынырнуть и осмотреться" надо запланировать, да руки не доходят.

Что делать? Порядка нет в этом всем, надо разбирать. Все ли надо планировать? Что надо пустить на самотек и уже отстать от себя с чувством вины? Что реально надо трекать изо дня в день? Где брать энергию на рывок? На тему планирования написано стопицот книжек, и уже пора бы прочитать хотя бы одну.

3. Проблема фокусировки в море возможностей

Как много в мире интересностей! И отказываться от них нельзя никак, вдруг там алмаз в пыли. И вообще кругом риски, опасности, нестабильность, нужно все диверсифицировать, продумывать минимум восемь стратегий на любой случай жизни, вложиться в сто стартапов, купить пять квартир в разных странах, на депозит положить и еще на торги подпустить. Да, кстати, все фичи в продукте хороши и “мы всегда открыты к новым идеям!” В общем, одновременно можно погнаться, конечно, за тремя и даже четырьмя зайцами, но никак не за двадцатью. Иногда упущенная возможность - это вовсе не возможность, а мусор, который захламляет антресоли. Тем более, что на самом деле уровень интеллекта лидера и его команды вполне позволяет выбрать действительно что-то выдающееся. "Фокусировка на важном снимает кучу напряжения" - это главная фраза отзывов о моей работе на моем сайте от руководителей и бутстрэп-стратапов, и компаний с инвестициями, и крупных государственных корпораций, и даже благотворительных организаций.

Что делать? Расставлять приоритеты. Просчитывать самые вероятные и реалистичные сценарии. Принимать решения и выбирать цели. Перенаправлять ресурсы. На что похоже? Правильно, на планирование! Идем в предыдущий пункт и все ж таки выбираем хоть одну книжку.

4. Проблема найма

Здесь вижу реплику: “Если из пункта номер один (про перфекционизм) следует, что хорошо дела делать в компании могу только я, то и людей надо нанимать таких же, как я!” Зачастую руководители - люди внутренне ориентированные, им понятнее что-то знакомое, они все меряют “по себе”, в том числе других людей. Как следствие, лидер оказывается окружен недостоверной, однобокой информацией, конформистами и соглашателями. Цветут любимчики, а это очень плохо. Потихоньку в каждом из них лидер разочаровывается и все больше укрепляется в мысли, что “хочешь сделать хорошо - сделай сам”. Можно выиграть, если в принципе работать с лучшими, но я знаю много примеров, когда звезды оказывались просто звездами, а не высокоэффективными профессионалами. Найм требует сильного погружения в личности других людей, в то, как они думают, живут и совместно взаимодействуют. А еще надо вообще-то успевать работу работать.

Что делать? На мой взгляд, спасает либо детально выстроенный процесс, либо просто другие люди, у которых навык найма и онбординга “встроен” интуитивно с рождения как талант. Из них получаются лучшие рекрутеры. А лидеру надо бы заняться своей ролью и раз и навсегда понять, в чем он “бог”, а что ему нужно делегировать другим.

5. Проблема потери энергии

Вот если прочитать все вышестоящее, то неудивительно, что дело может закончиться выгоранием. В нашей культуре отрицания эмоций мы не знаем, как с ними жить и как их использовать, а ведь мы все равно их чувствуем. Лидер постоянно находится в напряжении - куча рисков, страхов, дел, коммуникаций. Это напряжение вызывает одну единственную реакцию - “раздражение” - эмоцию, которую чувствуют мои клиенты-руководители на протяжении почти всего рабочего дня. Да, никакого разнообразия. Просто “раздражение”, которое очень хочется заменить “спокойствием” (тоже снято с языка моих клиентов). Корни эмоциональных состояний, конечно, многообразны - можно вот в моем телеграм-канале @CoachingTeams этот постик про гнев почитать, этот про выгорание, этот про распознавание чувств почитать, например. А еще, как мысль, скажу, что напряжение - это для лидера как вода для рыбы, максимально комфортная среда жизнедеятельности, так что пора начать получать от него удовольствие, драйв и кайф. Ни один руководитель, которого я знаю, не хочет уйти на пенсию поскорее, чтобы ничего не делать. Скорее все хотели бы немного отдохнуть, а потом сделать еще больше в своем следующем проекте.

Что делать? Первое – это принять все свои эмоции, понять, что раздражение - тоже полезное дело, что злиться и радоваться можно и нужно. Дальше нужно выучить сто разных слов, описывающих эмоциональные состояния (напишите мне - дам свою шпору). И в завершение нужно жить разную жизнь на работе: разворачивать всю палитру чувств. Сильный лидер - не тот, кто не орет, а тот, кто орет, когда это реально нужно.

****************************************************************************

В заключение стоит сказать, что каждая из вышеуказанных проблем отчасти помогает лидеру быть успешным. Из моего опыта могу сказать, что лидеры именно с такими особенностями достигают большого количества результатов по жизни. Все, что требуется для освоения все более масштабных задач, - это просто включить в жизнь баланс. Надо дозировать все хорошее и плохое, и на моих сессиях идет борьба даже не за килограммы, а за граммы. Сколько бы ни было написано книжек про делегирование, планирование, найм и эмоциональный интеллект – каждый случай все равно уникален и требует «прилаживания» к жизни. Все ваши исписанные лайфхаками и цитатами ежедневники так и останутся лежать на полке, если вы не займетесь их применением в реальной жизни, которая, как известно, имеет обыкновение случаться в самый неподходящий момент. Думайте об этом, говорите об этом со специалистами и будьте лучшей версией себя изо дня в день.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда