Как побороть тревожность в коллективе: методы, которые работают у нас
Новости льются со всех сторон и безусловно влияют на настроение в коллективе. Как помочь коллегам справиться с тревожностью? Делимся советами и методиками, которые помогают нам в Diagrun Digital. И немного рассуждаем о пиаре и пропаганде.
В новостном потоке так просто утонуть
Печальные новости про мобилизацию напрягли коллектив гораздо больше, чем объявление спецоперации. В феврале все были просто в шоке и не знали, что делать, а самые неустойчивые заработали невроз, хотя к большинству населения России напрямую ситуация не имела никакого отношения. Мобилизация — другое дело. Она уже очень неиллюзорно затрагивает половину населения. То есть столкнуться с тяготами армейской жизни потенциально светило всем мужчинам.
Поэтому сотрудники запереживали сильнее. На второй день стало понятно — надо что-то с этим делать, иначе все просто сойдут с ума. Был разработан комплекс мер, который бы успокоил коллег и сфокусировал их на работе вместо бесконечного листания негативных новостей и потребления слухов в соцсетях.
Мы в Diagrun Digital в основном занимаемся рекламой, этичным коммерческим продвижением. Политика — мимо нас. Поэтому ни у коллектива, ни у отдельных сотрудников нет опыта в чёрном пиаре и сомнительных схемах продвижения.
Однако, один раз в году, на 1 апреля, мы отрываемся по полной. Наши новости такие, что их берут местные СМИ и без пометки о первоапрельской шутке вставляют в свои новостные ленты на самых серьезных щщах (конечно потом тихонечко отзывают). А спустя ещё полгода люди интересуются, когда уже мы запустим дата-центр для Росграма вместе с Кевином Митниковым и как идут дела со строительством IT-кластера с небоскребом и пешеходным мостом в историческую часть Иркутска.
Коллеги про это знают, и мы похихикиваем над удачными шуточками. Но о чём это говорит? О том, что даже СМИ не особенно проверяют факты и распространяют что попало.
Как мы боремся с тревожностью на работе
Первое: выступление директора на планёрке. Всё, о чём мы писали выше, легло в основу успокаивающего выступления руководителя. Если сложно верить даже СМИ (о чём мы знаем на своем собственном опыте), то телеграм-каналам и случайным сообщениям в рабочих чатах верить нельзя совсем. Если СМИ, хотя бы в теории, несут какую-то ответственность, то боты и фейковые аккаунты в соцсетях вообще непонятно кто. Тут ни о какой ответственности не может быть и речи. Поэтому они и пишут всё, что хотят.
Посыл директора был прост: вместо того, чтобы употреблять информационный шлак и пытаться в его массе выявить хоть какую-то правду и за всю эту титаническую работу не получить ничего — гораздо перспективнее заняться проектом и заработать денег. Уж они-то пригодятся по-любому, а в нынешней ситуации особенно.
Второе: на уровне офисного вайфая были заблокированы отдельные СМИ. Речь о ресурсах, которые расшатывают психику особенно сильно. Они перестали работать совсем.
Также мы порекомендовали сотрудникам отписаться от тревожных телеграм-каналов, реже заходить в соцсети и проводить там меньше времени. А иконки соцсетей убрать с привычных мест на телефоне, чтобы запутать рефлексы. Повлиять на то, что уже произошло, всё равно нельзя, а вот подкинуть дров в костёр тревожности — это запросто. При этом обо всех действительно важных событиях все узнают и так.
Третье: введен запрет на обсуждение политики. Такое табу придумали сами сотрудники ещё в феврале–марте. Конечно, правило не строгое, всё равно в узком кругу специалисты обсуждают происходящие события. Но в опенспейсе и в общем рабочем чате темы политики не поднимаются.
Кстати, политические мемы в общем чате тоже не в ходу, ведь когда ты тревожишься, даже шутки могут заставить загнаться. Офис Diagrun digital стал островком эмоциональной стабильности, и это помогает людям хотя бы в течение 8 рабочих часов не сойти с ума.
Четвертое: дана рекомендация посещать офис. Не все сотрудники на фултайм в офисе, есть и удаленщики. И им особенно сложно. Находясь наедине с самим собой, очень легко залезть в новостные паблики и начать листать ленту, пока настроение не испортится и не появится убеждение, что света в конце тоннеля нет и впереди только страх и тлен.
Плюс, если вы живёте не один, ваш партнёр или семья могут давить на вас бесконечным пересказом новостных сводок и перекладыванием собственных страхов в вашу голову. Поэтому руководители отделов рекомендуют удалёнщикам приходить в офис несколько раз в неделю. Так как у нас есть табу на политические темы, человека не будут информационно атаковать. Да и живое общение с близкими по духу людьми помогает сохранить спокойствие.
Пятое: психологическая помощь от директора. Вообще в нашей команда всегда можно было пообщаться с директором и обсудить любые темы, которые беспокоят сотрудников. Также и с отделами: специалисты могут прийти за советом и поддержкой к руководителю, и им никто не откажет. В нынешней ситуации такие мини-консультации стали особенно важны. Обращение к сотруднику, обладающему авторитетом в коллективе — отличный способ успокоить себя. Но важно, чтобы сам руководитель не поддавался тревоге, иначе паника только усилится. Но у нас с этим проблем нет.
Шестое: создан специальный мужской чат. В нём размещается проверенная информация о деталях по отсрочкам от призыва и то как в этом участвует компания (у нас есть аккредитация, как IT-организации).
Что о борьбе с тревожностью говорит наша команда
Надеемся, наши находки будут полезны и другим коллективам, и вы возьмёте что-то на вооружение себе.
Ожидания:
Раздали сотрудникам бонусы, что бы они чувствовали немножко больше финансовой стабильности когда все катится в звезду.Вывезли всех вместе с семьями и близкими из зоны повышенной тревожности.
Оплатили всем терапию у доктора.
Дали возможность людям взять больше day-off, что бы они могли сфокусироваться на том, что для них важно.
Реальность:
Мотивирующая речь от директора в формате «не надо переживать, лучше работайте».Заставили ходить в офис.
Включили большого брата.
Уверен, сотрудники хотят сказать спасибо за такую заботу.
Можно было сократить весь пост до "На работе - всё только о работе". Подход конечно логичный, но говорить что это "поддержка" еще и на VC этим хвастаться...
Если это сработает и команда действительно сможет переключиться с тревожных новостей на что-то другое, то почему бы и нет?
потому что это не забота. Точнее забота, но о компании, а не о сотрудниках.
Если, вдруг, это сработает, то это будет счастливой случайностью.
Второй вопрос - если сотрудники отвлекутся от тревожных новостей и пропустят очередной виток, когда нужно будет действовать (и отнюдь не работать на такой прекрасной работе) - это все еще забота?
Вы упускаете ключевое - чтобы узнать о, как вы выразились, новых витках, необязательно 24/7 сидеть в тг-каналах и вообще там можно не сидеть. О самых важных событиях вы узнаете от других людей, моментально.
А вывести людей из паники, поддержать, успокоить и где-то помочь, чтобы он чувствовал себя лучше, вот где включается навык настоящего руководителя. Речи же не идёт о замалчивании или ещё о чём-то, речь идёт о состоянии и здоровья команды.
Если руководитель ноет вместе с вами - это плохой руководитель, уходите от него. Если вы сами такой руководитель, то вы плохой руководитель, переучивайтесь.
Можно не сидеть, а можно сидеть. Выбор каждого. Не гражданину начальнику решать когда как и какую информацию тебе потреблять.
Не устраивает работа - увольняйте. Устраивают результаты? Завалите свои запрещалки и дайте человеку жить как он хочет.
Вам уже написали про "вывести из паники", для этого нужна реальная помощь. С военкоматом, с отъездом из рф, с деньгами, с экстренными отпусками.
Мне мой работодатель из Германии дал месяц (вообще ограничений не было, но так получилось) отпуска, c сохранением 2/3 дохода в марте на переезд в другую страну (идея была моя).
И поговорить я мог буквально с каждым в компании (и поговорил), не потому, что это какие-то меры начальства, а потому, что это просто можно сделать в любой момент любому сотруднику.
Вот это - реальная помощь, которая меня очень здорово поддержал во всех возможных смыслах. И после этого я очень лоялен к своей компании.
А то, о чем говорите вы называется "делать хорошую мину при плохой игре".
Навык настоящего руководителя, как же. Навык настоящего руководителя - организовать рабочие места в безопасном месте и перевезти туда сотрудников, чтобы внешние обстоятельства над ними не довлели.
У вас было время с марта, но, смотрю, намек вы не поняли.
Отвлекать от плохих мыслей - это работа аниматора какого-нибудь.
Вопрос как они оценили полезность? Если дружным киванием на вопрос гендира "стало ли вам лучше от моих гениальных идей?" то не считается)
Хороший руководитель имеет ряд метрик, которые позволяют оценить настроения в коллективе)
А вообще, только время покажет, получилось что-то или нет, пока судить рано.
озвучивать их, мы, конечно, не будем.
Мы в компании в феврале делали анонимное голосование "насколько вам тревожно по шкале от 1 до 10". После выступления руководителя замерили снова, общая цифра упала на пару пунктов
так можно вообще применять все,а вдруг сработает