{"id":13577,"url":"\/distributions\/13577\/click?bit=1&hash=e52de3cb96bc976bea78d5b7766560bb7dab3556d094a176b9efc522dc9ec6a3","title":"\u041a\u0443\u0434\u0430 \u0443\u0442\u0435\u043a\u0430\u0435\u0442 \u043c\u043e\u0439 \u0431\u044e\u0434\u0436\u0435\u0442 \u043d\u0430 \u0440\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0443?","buttonText":"\u041a \u043c\u043e\u0448\u0435\u043d\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c","imageUuid":"f14d918a-59c9-5701-b718-30025e0ce469","isPaidAndBannersEnabled":false}

Релевантный дизайн. Миф или реальность?

Релевантный дизайн продукта, пространства, архитектуры. Что это значит? Использования понятия релевантности в сфере дизайна — это взгляд, с другой стороны, который позволяет уйти от субъектных понятий «нравится» «не нравится» и рассматривать дизайн с точки зрения соответствия, применимости и адекватности.

В теории релевантности, существует понятие степень релевантности. Степень релевантности — это значимость в моменте времени, как правило, максимальный уровень адекватности, соответствия, необходимости, применимости с точки зрения наблюдателя. Акцентирую внимание, с точки зрения наблюдателя!

Цель дизайна стать релевантным ответом на запрос наблюдателя (потребителя, пользователя)

Перейдём от теории к практике. Все мы знаем, что в сфере дизайна существует проблематика «нравится» «не нравится». Чтобы снизить субъективный взгляд большое внимание уделяется презентации дизайн-проекта.

Цель презентации дизайна:
• Напомнить клиенту задачу/ТЗ
• Показать идейные пути решения
• Представить визуальный ряд выбранной идеи
• Доказать, что созданный дизайн, соответствует задаче/ТЗ

Но даже с таким исчерпывающим подходом, мы можем столкнуться с тем, что дизайн не поймут, не примут… Почему? Потому, что при создании презентации проекта мы руководствуемся навыками продаж. Цель презентации продать дизайн, а не раскрыть бренд. Из позиции творца мы движемся в позицию продавца. Как же иначе, это же бизнес. На этом этапе очень легко потерять релевантность дизайна. А ведь, цель дизайна — это решать поставленную задачу, не разводя спор о вкусах.

Чем шире будет проработана тема на этапе постановки задачи, чем критичнее взгляд в процессе, тем более эффективным становится решение — релевантным дизайн-концепт и естественной продажа.

В чём же проблема и как её решать?

В дизайн агентствах, дизайн студиях над проектом работает команда специалистов – креативная команда. На этапе разработки концепции рассматриваются достойные (на взгляд команды) варианты, из которых данная команда выберет финальный. Выбранный вариант будет доведён до воплощения.

С чем мы сталкиваемся в процессе работы креативной команды? Чтобы работа была плодотворной, нужна синергия, со-настроенный взгляд. Вся команда должна «влюбиться», и может даже с первого взгляда, в свою идею. Эффективное для творческих людей состояние потока. Однако, именно в этом плодотворном состоянии, теряется критическое мышление.

Для решения проблемы «замыленного взгляда» в агентствах существует практика — «дать концепту отлежаться». Это действительно хороший инструмент. Но давайте зададим вопрос: какие критерии оценки существуют после того, как концепт дизайна отставили в сторону на 1–2 дня, чтобы взглянуть на него «свежим взглядом»? Вы уже поняли))) Критерии — «нравится» или «не нравится» дизайн-концепт дизайнеру или команде!

Дизайнеры считают, что их не понимают. И это факт, их замысел действительно не всегда понятен. Он не считывается! Уходя в самооборону, дизайнеры отказываются принять, что их прямая задача — сделать дизайн, который будет понятен не только им, а целевой аудитории.

Даже если на поверхности не заметно, то в глубине, каждый творческий человек или коллектив сталкивается с тем, что он – гениален, а его не понимают. Если не понимают, довольно распространённая позиция — уйти в оборону (клиент не понимает, клиент не знает чего хочет, вставьте свой ответ в подобной ситуации).

Плодотворна ли позиция самозащиты? В клиенте ли лежит проблема? Единицы подобных клиентов, конечно, возможно встретить. Но если события повторяются, пора задуматься!

Смотрим. Дизайнеры считают, что их не понимают. И это факт, их замысел действительно не всегда понятен. Он не считывается! Уходя в самооборону, дизайнеры отказываются принять, что их прямая задача — сделать дизайн, который будет понятен не только им, а целевой аудитории. Цель дизайна стать релевантным ответом на запрос наблюдателя (потребителя, пользователя).

Существует ли решение данного вопроса? И да, и нет. Если рассматривать существующую модель устройства дизайн агентств, то мы видим, что, формируя творческую атмосферу, состояние потока, креативную команду наделяют полными правами на проект. В данной модели, существует «замыливание взгляда» — «слепое пятно». Когда находящие внутри процесса не могут видеть его со стороны. Деревья вместо леса.

Критическая команда

Возможно введение мобильной критической команды, которая существует вне процесса разработки дизайна. В данной модели, первую презентацию проекта следует провести для критической команды, а не для клиента, что позволит увидеть невидимое.

Плюсы модели: это позволит убрать «слепое пятно» и посмотреть на дизайн-решение с точки зрения наблюдателя.

Минусы модели: оценка релевантности дизайна с помощью критической команды потребует дополнительные ресурсы. Структурные изменения повлияют на длительность процесса разработки дизайна, а время — деньги. Кроме того, встанут вопросы о формировании критической команды: внутренняя или внешняя, как собирать, насколько она соответствует целевой аудитории и т.п.

Добавляя в процесс создания дизайна критическое мышление, возможно смотреть на ситуацию широко, раздвигая границы собственного мира до границ целевой аудитории.

Критерии релевантности дизайн-концепта

Возможно пойти по пути формирования критериев релевантности модели. В данном подходе мы сможем сформировать базовые критерии, касающиеся общего понятия дизайна, и частные, касающиеся конкретных сфер дизайна. Этот путь менее затратный, однако он требует времени и глубоко осмысленного подхода к сути дизайна.

Плюсы: релевантность мы сможем использовать, как линейку (от ноля до 100 %), для оценки созданного дизайн-концепта. Для оценки достаточно знать критерии оценки.

Минусы: мы уйдём в формирование методологии на неопределённое время.

Однако, в обоих случаях, организация процесса разработки дизайна подобным образом позволит двигаться в сторону 100 % на шкале релевантности дизайна.

Сегодня мы понимаем, что дизайнерский объект, в широком смысле этого слова, должен раскрывать потребителю смысл продукта. Но зачастую дизайнерский объект прячет смысл. Это происходит, если у дизайнера в состоянии потока, наступает разрыв между глобальными ассоциациями и персональными. Ментальная ловушка: что понятно мне, то понятно всем.

Добавляя в процесс создания дизайна критическое мышление, возможно смотреть на ситуацию широко, раздвигая границы собственного мира до границ целевой аудитории.

С наилучшими пожеланиями,
Креативный директор «Студии дизайна Елены Пушкиной»
Елена Пушкина

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null