Деловой этикет и правила приличия в мессенджерах
Общие правила этикета известны многим - не чавкай, не ставь локти на стол и т.д. Но для современного человека не менее важен digital-этикет.
Уместны ли войсы и куча эмодзи? Можно ли беспокоить коллег, когда душе угодно? Есть ли место флуду в рабочих чатах?
На эти и другие вопросы ответим в сегодняшней статье.
1. Одна мысль — одно сообщение.
Не стоит присылать 1-2 слова отдельными сообщениями. Это нервирует и не даёт абсолютно никакого понимания связанности текста. Сформулируйте свою мысль в несколько предложений и отправьте одно сообщение.
2. Не отправлять рабочие письма в нерабочее время.
Не пишите коллегам по окончании рабочего дня. На многих платформах есть возможность запланировать письмо – воспользуйтесь ею. Если вы отправляете письмо человеку, живущему в другом часовом поясе, – запланируйте его на удобное для адресата время.
3. Будьте корректны.
Вы не можете предугадать в каком настроении сейчас находится ваш собеседник, поэтому:
- Поздоровайтесь, если сегодня вы общаетесь впервые;
- Не пишите капслоком и не ставьте много восклицательных знаков - в цифровом общении это может трактоваться, как крик;
- Если Вы адресуете человеку какую-либо просьбу, не забывайте «пожалуйста»;
4. Не увлекайтесь смайликами/эмодзи.
Старайтесь использовать эмодзи, как приправу: с их помощью можно подчеркнуть оттенок смысла, но они не должны быть главным содержанием сообщения.
5. Переходите к сути.
Не надо, например, писать собеседнику «Привет!» и ждать, когда он отреагирует. Или «Ты тут?». Или «Можно задать Вам вопрос?». Не тратьте свое и чужое время и сразу переходите к сути.
6. Голосовые — это неудобно, но не всегда.
Если Вы решили отправить голосовое сообщение - уточните, будет ли удобно человеку послушать его в настоящий момент.
Четко сформулируйте свою мысль прежде, чем записывать голосовое сообщение. Так оно получится максимально лаконичным и полезным;
Если Вы хотите передать структурированную информацию, например, список задач, план действий, расписание дня - воспользуйтесь текстом.
7. Не спамьте.
Общаясь в групповом чате, пишите только то, что касается всей группы.
8. Личное – в ЛС.
Если у вас есть претензии к конкретному участнику чата или личный вопрос, лучше написать их в личные сообщения, а не выносить на всеобщее обозрение.
9. Не звоните без предварительной договоренности.
Ни в мессенджеры, ни в скайп, ни в зум. Сначала напишите сообщение и предложите собеседнику созвониться. Хороший тон — обозначить, сколько времени займет беседа и какие вопросы вы хотите обсудить.
10. “Нет” эмоциональным всплескам.
Не пишите ответ на эмоциях. Лучше возьмите паузу, чтобы собраться с мыслями и ответить по существу. Без претензий.
Кажется, что эти десять правил должны сделать нас (и вас) осторожными и слишком формальными в цифровых коммуникациях. Но на самом деле правила помогают знакомиться, обсуждать важные темы и сделать онлайн-общение комфортным и продуктивным.
P. S.: и помните, что самый простой способ освоить цифровой этикет – все время задавать себе вопросы:
1. Не доставляю ли я кому-то неудобств?
2. Не отнимаю ли я понапрасну чье-то время/внимание?