{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Тренды на маркетплейсах: чего ждать в 2024 году?

Маркетплейсы — лидирующая бизнес-модель в онлайн-торговле. Их популярность за последние годы взлетела до невероятных высот: число покупателей и продавцов только растет. И сейчас, ближе к концу года, все задаются вопросом: как изменится рынок маркетплейсов в 2024 году?

Крупнейшие площадки и новые игроки. Где лучше продавать?

Сейчас среди российских маркетплейсов лидируют Ozon и Wildberries. Обе площадки являются самыми популярными как у покупателей, так и у продавцов. Это подтверждает статистика — за II квартал 2023 года:

Ozon:

  • GMV +94% год к году
  • +131% заказов год к году

Wildberries:

  • GMV +94% год к году
  • +119% заказов год к году

Кроме того, данные маркетплейсы входят в список Forbes “30 самых дорогих компаний Рунета — 2023”. Wildberries занимает в нём 2 место, а Ozon — 3.

Если вы новичок в онлайн-торговле, рекомендуем стартовать именно на этих маркетплейсах. Некоторые сначала выходят на Wildberries, а уже потом на Ozon, или наоборот. Чтобы вам было проще сделать выбор, мы написали статью-сравнение двух площадок.

К растущим маркетплейсам относятся Яндекс Маркет, Мегамаркет и Lamoda. Пока они не так популярны, но в последнее время активно развиваются по всем направлениям — это и контент, и продвижение, и аналитика. Приведем цифры за 2023 год:

Яндекс Маркет:

  • +33% товарных позиций
  • +100% продавцов
  • +45% активных покупателей

Мегамаркет:

  • GMV +208%
  • +120% продавцов
  • 100 000 заказов в среднем в месяц
  • > 29 млн пользователей в месяц

Lamoda:

  • +130% рост спроса на локальные бренды
  • GMV +39,7%
  • Планируется открытие офлайн-магазинов вместо точек Adidas

Опытным селлерам, которые хорошо зарабатывают на Ozon или Wildberries, мы всегда рекомендуем обратить внимание на Яндекс Маркет и Мегамаркет, а тем, кто продает одежду, обувь, аксессуары и косметику — на Lamoda. Это позволит привлечь новую целевую аудиторию и увеличить прибыль. Кстати, мы являемся официальным технологическим партнером Яндекс.Маркета, подключим вас к данной площадке, заведем карточки товаров, поможем с выбором логистической схемы и продвижением товаров абсолютно бесплатно.

Итак, какие новые игроки появятся в 2024 году? Самые ожидаемые — Авито и Магнит. Авито уже давно смотрит в сторону маркетплейсов, но пока все же остается платформой для объявлений. А Магнит недавно выкупил довольно известный KazanExpress и будет строить на его базе свой маркетплейс.

Итак, тренд #1. Укрупнение больших игроков, новые и маленькие маркетплейсы не выдержат конкуренцию.

Крупнейшими площадками останутся Wildberries и Ozon, к ним присоединится Яндекс Маркет. Последний сейчас развивается активнее всех: берет успешный опыт конкурентов и добавляет что-то своё (например, они первыми запустили экспресс-доставку за 1-2 часа, а сейчас активнее других расширяют возможности нейросети в кабинете продавца).

За ними последуют Мегамаркет, который тоже неплохо набирает обороты, и Lamoda (здесь немного сложнее, так как ниша маркетплейса пока довольно узкая).

Какие товары будут популярны на маркетплейсах в 2024 году?

Wildberries

Wildberries изначально был интернет-магазином по продаже одежды, обуви и аксессуаров, его фокус до сих пор остается на fashion-сегменте. Конечно, со временем ассортимент маркетплейса стал намного шире — сейчас на площадке можно купить практически всё. Однако нужно иметь в виду, что бОльшим спросом пользуются недорогие товары — именно за ними приходят покупатели.

Мы уже знаем, какие категории товаров являются самыми популярными на Wildberries. В 2024 году спрос на них не упадёт, но помните, что конкуренция в этих сегментах очень высока:

  • Автотовары
  • Сад
  • Дом
  • Красота
  • Бытовая техника
  • Одежда, обувь и аксессуары
  • Детские товары
  • Товары для взрослых
  • Строительство и ремонт
  • Зоотовары

При выборе ниши обратите внимание на самые быстрорастущие категории на Wildberries по объемам продаж. Это:

  • Автозапчасти +596%
  • Игровые консоли и игры +244%
  • Строительные инструменты +171%
  • Спортивный инвентарь +144%

А 10 самых популярных запросов на маркетплейсе приходятся на категорию женской одежды, обуви и аксессуаров:

  • Свитер женский
  • Платье женское
  • Куртка женская
  • Шапка женская
  • Пуховик женский
  • Джинсы женские
  • Сумка женская
  • Пижама женская
  • Ботинки женские
  • Трусы женские

Ozon

Ozon — мультикатегорийная площадка, покупатели приходят сюда за любыми товарами, в том числе и дорогими. По статистике средний чек на Ozon примерно в 2 раза выше, чем на Wildberries.

Что популярно у покупателей Ozon:

  • Электроника и бытовая техника
  • Детские товары
  • FMCG, продукты питания
  • Аптека
  • Одежда
  • Красота и здоровье
  • Спорт и отдых
  • Автотовары
  • Дом
  • Строительство и ремонт

В 2023 году самой быстрорастущей категорией на маркетплейсе является FMCG. Это подтверждают следующие цифры:

  • категория получила +47% новых покупателей;
  • 8 из 10 самых популярных товаров на Ozon – это FMCG.

В топ-3 популярных категорий входят:

  • Бакалея, кондитерские изделия и др.
  • Свежие продукты
  • Напитки

Помимо FMCG, самыми быстрорастущими также являются:

  • Авто- и мототовары
  • Одежда и обувь
  • Мебель
  • Строительство и ремонт
  • Спорт
  • Электроника

Яндекс Маркет

На Маркете, традиционно, самыми популярными являются примерно те же категории:

  • Автотовары
  • Аптека
  • Бытовая техника
  • Дача, сад и огород
  • Детские товары
  • DIY
  • FMCG
  • 18+
  • Дом
  • Спорт и отдых
  • Одежда, обувь и аксессуары

Самые быстрорастущие:

  • FMCG: +86% от объемов продаж
  • Одежда
  • Аптека
  • Товары для дома

Итак, мы рассмотрели самые популярные и растущие категории на маркетплейсах. При выборе товара для продажи, в первую очередь, обратите внимание именно на быстрорастущие ниши — у них самые большие перспективы в грядущем году — и это наш тренд #2.

Что ещё стоит продавать в 2024?

  • Полезные безделушки. Это товары, которые часто ломаются, теряются, внешний вид которых портится со временем (например, таблетницы, ланчбоксы, бутылки для воды, канцелярия, чехлы, контейнеры, липкие ролики).
  • Более нишевые товары с небольшой конкуренцией. Например:
  • Набор щеток для шуруповерта
  • Компрессор для аквариума
  • Разветвитель для прикуривателя
  • Машинка для удаления катышек
  • Мини-обогреватель
  • Товары, которые сами себя продают:
  • Игрушки — на них всегда будет спрос.
  • FMCG (например, средства гигиены, туалетная бумага, пакеты).
  • Обувь — качественные кроссовки (популярные у молодежи модели, т.к. сейчас сложно их найти, продаются они круглый год - есть зимние, летние, спортивные)
  • Домашний текстиль (постельное белье, полотенца).
  • Парфюмерия, которой сейчас в России мало. Но только качественную продукцию. Например, товары, похожие на известные ароматы, которые сейчас не достать или стоят дорого. Есть поставщики, кто продает на распив, можно заказать нужный объём и упаковку.
  • Спорттовары — популярны, хорошо продаются, можно купить дешево, продать дорого, а некоторые довольно просто произвести.
  • Электроника, например, пауэрбэнк 3 в одном (заряжает телефон, наушники, смарт-часы).

Поведение покупателей: что клиенты хотят от продавцов и площадок

Маркетплейсы делают всё, чтобы покупки на их платформах были выгодными и удобными. Поэтому тренд #3 — это соответствие ожиданиям покупателей.

Что вы можете здесь предложить:

  • Быструю доставку (+ экспресс). Это то, к чему стремятся все крупнейшие маркетплейсы. Например, Ozon и Wildberries уже ввели индекс локализации — он отражает локальность продаж (с какого склада товар поехал к покупателю — местного или из другого региона). Также Ozon и Яндекс Маркет повышают позиции товаров с экспресс-доставкой.
  • Доступные цены, большие скидки и акции. Конечно же, покупатели хотят приобретать товары с наибольшей выгодой, а скидки и акции стимулируют их приходить на маркетплейсы.
  • Качественную продукцию и хорошую упаковку. Предполагаем, что вы встречали отзывы, где покупатели жалуются на качество товаров и отказываются выкупать их, либо сами сталкивались с такими неприятными ситуациями. Чтобы предотвратить их, проверяйте товары сразу при закупке у поставщика, а также обеспечьте надежную упаковку.
  • Хороший контент и соответствие товара информации в карточке. Чтобы зацепить внимание покупателя в поисковой выдаче или в каталоге, ваш товар должен выгодно выделяться на фоне конкурентов. Этому способствуют главное фото, инфографика или видеообложка (на Ozon). При переходе в карточку клиент должен увидеть уникальный контент, качественно выделяющий ваше предложение: инфографику, видео, rich-контент — они помогут качественно выделить все достоинства товара и сделать выбор в его пользу. Учтите, что товар должен соответствовать информации, указанной в карточке, иначе вы рискуете получить возврат и не сможете наращивать базу постоянных клиентов.
  • Релевантные предложения по поисковому запросу. По статистике покупатели чаще ищут товары через поиск, нежели через каталог. Например, 60% заказов на Ozon приходят из поиска по сайту. Данный способ позволяет быстрее найти нужный товар. Но чтобы ваш товар как можно чаще показывался в поисковой выдаче, необходимо поработать над SEO-продвижением. О том, как это сделать, рассказали в статье.
  • Качественную работу с отзывами, вопросами, обращениями в чате. Иногда покупатели не находят в карточке свойства товара, которые их интересуют, либо у них возникают вопросы по заказам или доставке. Старайтесь вовремя реагировать на такие обращения, чтобы не потерять клиентов.
  • Бонусы, которые можно потратить на покупки. Такая опция сейчас доступна на Ozon и Яндекс.Маркете. Она повышает лояльность: скорее всего, в следующий раз покупатели вернутся к вам же.

Изменения в условиях и направлениях работы. К чему готовиться?

Здесь мы выделим сразу несколько трендов.

Тренд #4. Тенденция к ускорению доставки (индекс локализации, экспресс-доставка, открытие новых складов в центре и регионах). Не будем здесь останавливаться, так как уже рассмотрели этот вопрос выше.

Тренд #5. Неизбежность рекламы. Сейчас маркетплейсы активно обновляют и продвигают рекламные инструменты. Например, Wildberries продвигает авторекламу, которая уже работает лучше других инструментов, а Ozon объединят Трафареты и Продвижение в поиске. На Яндекс Маркете изначально был один основной инструмент — Буст продаж. В настоящее время заработать на маркетплейсах без эффективной рекламы практически невозможно — она подключена у всех топовых продавцов и повышает позиции их товаров.

Тренд #6. Рост комиссий и количества платных услуг. Будет дорожать и реклама.

Тренд #7. Более строгие правила работы с площадками. Уже сейчас есть тенденция к введению новых комиссий и штрафов за нарушения (например, Wildberries все больше детализирует свою оферту на предмет штрафов).

Тренд #8. Нейросети — сами маркетплейсы уже используют их для создания карточек — Яндекс Маркет предлагает бесплатно генерировать названия и описания товаров, а Ozon — видеообложку, но уже платно.

Тренд #9. Расширение аналитики для продавцов. Маркетплейсы активно добавляют новые графики, отчеты и улучшают старые. Даже Wildberries, который раньше часто критиковали за скудную аналитику, стал активно развиваться в этом направлении.

Подведём итоги

В 2024 году нас ждет снижение маржинальности, связанное с подорожанием услуг и с ростом конкуренции.

Органический трафик на маркетплейсах сокращается – преимущественно его будут получать товары повседневного спроса.

В условиях высокой конкуренции важно:

  • грамотно рассказать о преимуществах товара;
  • сформировать УТП (уникальные товарные предложения);
  • стараться удерживать клиентов;
  • формировать базу постоянных покупателей;
  • повышать средний чек;
  • эффективно управлять операционными процессами.

Реклама становится необходимым инструментом для привлечения клиентов и роста выручки магазина.

0
1 комментарий
Мегамаркет

Благодарим за упоминание!

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда