{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Загадка и разгадка большого набора мебели Пьера-Антуана Белланже

В 1817 году американский президент Джеймс Монро (1758 – 1831) заказал французскому краснодеревщику Пьеру-Антуану Белланже (1757 – 1827) 53 предмета мебели для Белого дома. По данным Исторической ассоциации Монро заплатил мебельщику за работу рекордные $ 18 417,17, чем вызвал гнев законодательной власти [1]. Президент сделал заказ именно Белланже поскольку долгое время служил дипломатом во Франции и любил искусство этой страны. У Белланже было всего три месяца на выполнение заказа (с 15 июня по 15 сентября).

Кресло и кресло-бержер Пьер-Антуан Белланже Франция, 1817 год Массив бука, резьба, левкас, золочение Белый дом, Вашингтон
Канапе и два кресла Пьер-Антуан Белланже Франция, 1817 год Массив бука, резьба, левкас, золочение Белый дом, Вашингтон

Часть, изготовленной мастером мебели, находилась в Голубой комнате Белого дома, которая использовалась для приёмов гостей и иногда для небольших обедов. Комната не всегда была оформлена в голубых тонах. Так, по предпочтениям первой леди Долли Мэдисон (супруга 4-го президента США Джеймса Мэдисона) в оформлении комнаты была использована красная бархатная драпировка, а нанятый ею архитектор Бенджамин Латроб спроектировал комнатную мебель в греческом стиле с малиновыми подушками. Этот интерьер со всей мебелью погиб в пожаре 1814 года. Спустя три года, при президенте Монро, комната была восстановлена в стиле французского Ампира. Мебель для неё, так же с красной обивкой, исполнил Белланже. В статье мы приведём рисунок из альбома мастера с изображением кресла в красной обивке. Данный рисунок послужил проектом для мебели Белого дома [2].

Проект кресла Пьера-Антуана Белланже для Белого дома Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Краснодеревщик выполнил этот рисунок в Париже. Среди столичных столярных мастерских первой половины XIX века семья Белланже занимала особое почётное место. Основателем династии был Пьер-Антуан. Он получил звание мастера 24 октября 1788 года. Его мастерская располагалась на улице Нёв-Сен-Дени в районе Порт Сен-Дени. Первым важным заказом мастера были четыре стула из махагони в неоготическом стиле для французского дипломата графа Валентина Ладислава Эстерхази (1740 – 1805).

В 1811 году Белланже назначают главой «Императорского хранилища мебели». Изготовленные им предметы экспортировались в Нидерланды, Швецию и Данию. Белланже много работал по заказам Наполеона для его резиденций в Сен-Клу, Тюильри и Мальмезоне. Среди его заказчиков была также супруга Наполеона и его брат Жозеф Бонапарт. В 1810 году мастер создал набор мебели, украшенный лебедиными шеями для императорской семьи. Сейчас он находится в Уильямсберге (Бруклин) в Художественном и историческом центре (Williamsburg Art & Historical Center). Мебель Белланже есть также в Англии в Виндзорском замке и Букингемском дворце.

Мебель Пьера-Антуана Белланже1810 год Художественный и исторический центр Уильямсберга, Бруклин

В период Реставрации в 1817 году Белланже стал официальным поставщиком королевского двора. Он создал мебель для павильона Сент-Уэн. При Карле X Белланже сохранил свои позиции придворного мастера.

В 1820 году он стал партнёром своего старшего сына – Луи-Александра (1796 – 1861) и постепенно отошёл от дел. На промышленных выставках 1827, 1834 и 1839 годов Белланже-сын заявил о себе, как об одном из лучших эбенистов Франции. В конце 1843 года он оставил производство мебели и отправился в Мексику, чтобы заняться добычей серебра. В начале 1850-х годов Луи-Александр вернулся в Париж, где скончался в 1861 году.

Практически все работы Пьера-Антуана Белланже выполнены в стиле Ампир. В резном декоре мастера самым популярным мотивом были лебединые шеи – столь любимые Жозефиной де Богарне, медоносные пчёлы – символ Наполеона, лавровые венки, ветки и имперские орлы. Его излюбленным материалом было красное дерево, декорированное накладками золочёной бронзы или вызолоченными резными элементами. Однако для работы над своими главными придворными заказами Белланже применял золочёную древесину бука с обивкой из щёлка насыщенных цветов. Обивка эта часто украшалась золотыми жаккардовыми узорами в виде медальонов, орлами и гербами заказчиков.

Из бука Белланже выполнил и мебель для Белого дома. Как мы уже отметили выше, обивка её изначально была красной. Красный цвет доминировал в будущей Голубой комнате по крайней мере до 1828 года. При президенте Эндрю Джексоне (1767 – 1845) она сменила цвет на зелёный. В 1837 году при президенте Мартине ван Бюрене (1782 – 1862) комната обрела свой нынешний – голубой – цвет. В 1860 году президент Джеймс Бьюкенен выставил комнатную мебель от Белланже (28 стульев, канапе, кресла, табуреты, подставки для ног и ширмы) на аукцион в Вашингтоне, заменив её мебелью в стиле неорококо.

Cтереофотография Голубой комнаты Белого дома времён правления Улисса С. Гранта (1822 – 1885) На стереофото запечатлена мебель в стиле неорококо, приобретённая Джеймсом Бьюкененом

Таким образом предметы мебели, созданные Белланже для Белого дома, в результате торгов «разошлись» по всему миру. Однако несколько изделий мастера всё-таки осталось в Белом доме – пристенный столик, часы c фигурой Ганнибала и некоторые декоративные элементы убранства комнат. В 1902 году компания «McKim, Mead & White» реконструировала убранство Голубой комнаты, выполнив копии мебели Белланже с резными розетками по спинкам и царгам. Стены были покрыты тяжелым ребристым шёлком синего цвета, сотканным по образцу наполеоновской эпохи. Полы выстлали дубовым паркетом-ёлочкой без ковра.

Голубая комната Белого дома при президенте Теодоре Рузвельте (1858 – 1919)1904 год

Столетие спустя, после распродажи мебели, в 1962 году по инициативе первой леди Жаклин Кеннеди был выполнен очередной ремонт Голубой комнаты, при котором стены были покрыты кремовым атласом. Жаклин Кеннеди стремилась сохранить и восстановить историю Белого дома. Именно она начала процесс поиска и повторного приобретения мебели Белланже. Эту «охоту» первой леди за утраченными предметами даже назвали «Крестовым походом Джеки» (англ. Jackie’s Сrusade), уподобляя изделия Белланже главной святыне христианства.

В январе 1961 года Кеннеди прочла статью во французском журнале 1946 года, в котором речь шла о мебели из золочёного дерева в стиле Ампир, которую в 1817 году изготовил краснодерёвщик Белланже для Белого дома. По её указанию сотрудники администрации президента занялись поисками этой мебели. Сразу же был обнаружен пристенный столик, требующий реставрации, в результате которой для него была изготовлена новая столешница белого мрамора. Столик покрыли позолотой и установили напротив камина в Голубой комнате.

За реконструкцией Голубой комнаты следил Комитет изобразительного искусства, состоящий из музейных работников и коллекционеров. Среди них был талантливый антиквар Генри Френсис дю Пон (1880 – 1969) и французский дизайнер интерьеров Стефан Буден (1888 – 1967) – основатель дома «Maison Jansen». Именно они занялись поиском предметов мебели Белланже. Одно из оригинальных кресел было найдено в Пенсильвании и подарено Белому дому. Два стула обнаружили в Национальном историческом парке Адамса (Массачусетс). Потомок политического деятеля Джона Адамса – Чарльз Френсис Адамс IV (1910 – 1999) отказался дарить стулья Белому дома, но оплатил Будену изготовление репродукций семи кресел и шести стульев с работ Белланже. Обивку для них заказали во Франции у «Tassinari et Châtel».

Ещё один стул работы Белланже в 1919 году был подарен вице-президентом Страховой корпорации Мэриленда Ричардом Томпсоном музею DAR Museum в Вашингтоне. В 1950-х годах стул этот был обит розовым щёлком, под которым сохранилась авторская обивка Белланже малинового сатина, и синяя обивка времён Мартине ван Бюрене. Стул экспонируется в музее с 2017 года.

Всего, в результате поисков Жаклин Кеннеди удалось вернуть в Белый дом четыре оригинальных изделия Белланже. Последний (четвертый) стул был приобретен в 1963 году. С этих четырёх предметов были изготовлены копии. В это же время конгресс принял закон, согласно которому вся мебель, и декор интерьеров Белого дома являются его неотъемлемой собственностью и не могут быть проданы.

Администрация президентов Никсона (1913 – 1994), Рейгана (1911 – 2004) и Клинтона продолжили работу по поиску мебели Белланже. В итоге к 1995 году в Голубой комнате Белого дома находилось восемь предметов мебели для сидения Белланже.

Летом 2011 года Большое собрание изящных искусств ASG пополнилось мебелью Пьера-Антуана Белланже. Всего семь предметов – канапе, пара кресел-бержер, пара кресел классической конструкции и пара стульев. На одном из стульев стоит клеймо мастер: «Bellangé». Мебель эта выполнена из золочёного бука. Её конструкция, форма, декор и рисунок обивки дают все основания полагать, что в 1817 году она входила в число тех самых 53 предметов мебели, изготовленных Белланже для Белого дома.

Канапе, пара кресел-бержер, пара кресел, пара стульев Пьер-Антуан Белланже Франция, 1817 год Массив бука, резьба, левкас, золочение Канапе 101×182×74 см Кресла-бержер 99×69×60 см Кресла 97×65×57 см Стулья 91×48×39 см БСИИ ASG, инв. № 11-2246 (1 – 7)
Канапе БСИИ ASG, инв. № 11-2246 (1)
Кресло БСИИ ASG, инв. № 11-2246 (2)
Клеймо Пьера-Антуана Белланже на стуле из набора БСИИ ASG, инв. № 11-2246 (1 – 7)

Когда Джеймс Монро заказывал мебель у французского мастера, он шёл на определённые политические риски. Общественное давление было велико и требовало закупать мебель исключительно в Соединенных Штатах. Некий Уильям Ли, который был назначен ответственным за данный заказ, писал: «Следует признать, что французские изделия самого высокого качества…» [3]. Он характеризует изделия Белланже как «солидную тяжелую мебель, которая всегда должна оставаться на своём месте, становясь, как бы частью дома; такие изделия могут передаваться от одного президента другому, вполне соответствуя достоинству и характеру нашей нации» [3].

Монро заказал Белланже мебель, украшенную резьбой в виде орлов. В 1782 году орлана официально признали национальной птицей США и сделали его государственной эмблемой. Однако Белланже отказался от изображений птиц и декорировал свои изделия оливковыми веточками. Обивку выполнил из красного (малинового) сатина с золотым шитьём двух оттенков. Здесь в центре он всё же поместил изображение орла, обрамлённого лавровым венком, ведь имперские орлы Бонапарта были не чужды французу Белланже.

Как мы уже говорили выше, при президенте Эндрю Джексоне Голубую комнату и находящуюся в ней мебель Белланже перетянули зелёной тканью. Не вся мебель для сидения из 53 предметов была перетянута. Это доказывает стул из музея DAR Museum, под которым присутствует только красная и синяя обивки. Перетяжка зелёной тканью была осуществлена в период президентского срока Джексона – в 1829 – 1837 годах. Именно этой зелёной обивкой времён президентства Джексона обита мебель Белланже из Большого собрания изящных искусств ASG. Это означает, что при нём данный набор находился в Голубой комнате. При следующем президенте – Мартине ван Бюрене – его оттуда перенесли, так как в 1837 году комнату перебили голубой тканью. Мы можем предположить, что набор мебели Белланже из собрания ASG могли перенести в Парадную столовую или Жёлтую овальную комнату, т.к. именно там администрацией президента Кеннеди был обнаружен пристенный столик Белланже. В 1860 году данный набор мебели был продан с аукционных торгов. Далее провенанс не прослеживается вплоть до 2011 года, когда от был продан на аукционе PIASA. Экспертом по нему выступил Гийомом Дийе – член Французской ассоциации профессиональных экспертов произведений искусства (Syndicat français des experts professionnels (SFEP)).

Набор из собрания ASG обит зелёным рытым бархатом с тиснением в виде цветочных розеток с шестью лепестками на сидениях, спинках и подлокотниках. На сидениях представлены крупные розетки, обрамлённые ананасами. Изображение ананасов может быть связано с тем, что в 1819 году американский парусно-паровой пакетбот «Саванна» впервые в истории пересек Атлантический океан. Судно прибыло в Ливерпуль, доставив первую крупную партию ананасов из Америки в Великобританию. Данное событие положило конец выращиванию ананасов в теплицах на территории Европы.

Стул БСИИ ASG, инв. № 11-2246 (3)
Кресло-бержер БСИИ ASG, инв. № 11-2246 (4)

На спинках мебельных изделий изображены круглые ампирные композиции, состоящие из рядов лавра, розеток, листьев и пальметт. Они увенчаны кадуцеями – одними из самых распространённых орнаментальных мотивов Ампира. Кадуцей был символом коммерции и медицины. Также он известен в качестве оккультного знака, символа ключа тайного знания, скрещённые змеи при этом символизируют мудрость и дуализм мироздания. Со времен Древнего Рима кадуцей был неотъемлемым атрибутом послов. Поэтому логично, что данный набор мебели с кадуцеями на спинках стоял в тех помещениях Белого дома, где принимали иностранные делегации. Французские послы были частыми гостями резиденции президентов США. Франция являлась одним из основных союзников Соединенных Штатов в их войне за независимость от Великобритании. Один из отцов-основателей США Бенджамин Франклин (1706 – 1790) в период с 1778 по 1785 годы служил послом во Франции. По сей день визиты президентов Франции в Белый дом сопровождаются экскурсией по Голубой комнате, с предметами французского ампира в интерьере, что призвано подчеркнуть прочные и давние отношения между двумя странами.

Декор обивки сидения у кресла из набора Пьера-Антуана Белланже БСИИ ASG, инв. № 11-2246 (1 – 7)
Декор обивки спинки у кресла из набора Пьера-Антуана Белланже БСИИ ASG, инв. № 11-2246 (1 – 7)

Места соединения спинок и подлокотников у кресел из собрания ASG Белланже украсил рокайлями. Точно такими же рокайлями декорированы кресла мастера из Белого дома. В верхних частях ножек и у оснований стоек подлокотников одинаковая резьба в виде стилизованных колокольчиков. Между ними, – на царгах, – идентичные розетки.

Резьба в форме рокайля в месте соединения спинки и подлокотника на кресле работы Пьера-Антуана Белланже БСИИ ASG, инв. № 11-2246 (1 – 7)
Резьба в форме рокайля в месте соединения спинки и подлокотника на кресле работы Пьера-Антуана Белланже Белый дом, Вашингтон

Резьба на сводах спинок и царгах отличается в деталях. Однако, мы знаем, что резной декор мебели для сидения Белланже в Белом доме отличался. Доказательством этому служит тот факт, что копии мебели, изготовленные по образцам мастера в 1902 году при Теодоре Рузвельте, были украшены иными розетками и орнаментальными композициями по спинкам и царгам, а значит Белланже исполнил несколько наборов мебели для сидения, убранство которых незначительно, но отличалось [2].

Резьба в форме цветов колокольчика и розеток на кресле работы Пьера-Антуана Белланже БСИИ ASG, инв. № 11-2246 (1 – 7)
Резьба в форме цветов колокольчика и розеток на кресле работы Пьера-Антуана Белланже Белый дом, Вашингтон
Фото Голубой комнаты в Белом доме 1952 года Фотограф Эбби Роу Национальное управление архивов и документации, Вашингтон На фото запечатлены копии кресел Пьера-Антуана Белланже, изготовленные в 1902 году
Копии кресел Пьера-Антуана Белланже, изготовленные в 1902 году (фрагмент фото)Национальное управление архивов и документации, Вашингтон

В 2005 году при Джордже Уокере Буше Младшем в Белом доме началась реставрация мебели Белланже. Основной задачей реставрационных работ было возвращение мебели её первоначального вида, в котором её задумал и реализовал мастер. План реставрационных работ был согласован с Комитетом по сохранению Белого дома (Committee for the Preservation of the White House), учреждённым в 1964 году. Были проведены консультации с французскими экспертами по текстилю и позолоте XIX века, а также подняты квитанции на покупку мебели у Белланже в 1817 году. На основе микроскопических исследований были подобраны левкас и золочение, которые максимально соответствуют авторским материалам. Было решено отказаться от красного цвета в обивки мебели, поскольку он диссонирует с голубами стенами комнаты. Однако орёл, так же, как и у Белланже, остался на спинках мебельных изделий. Реставрационные работы были завершены в 2018 году, о чём было объявлено первой леди США Меланией Трамп. По данным Исторической ассоциации Белый дом потратил на реставрацию мебели Белланже $ 450,000. На сайте той же Исторической ассоциации выложено интервью с куратором Белого дома Лидией Тедерик и её помощником, в котором они подробно рассказывают об истории мебели Белланже и её реставрации [4].

44-й президент США Барак Обама в Голубой комнате Белого дома
Действующий президент США Джо Байден в Голубой комнате Белого дома

Набор мебели Белланже из Большого собрания изящных искусств ASG так же нуждается в реставрации. Многочислены утраты левкаса и позолоты, загрязнена обивка, корпуса изделий требуют укрепления. Мы, безусловно, не будем менять зелёную обивку предметов, т.к. она, хоть и не авторская, но относится к XIX столетию. Голубая обивка на предметах Белланже в Белом доме выполнена в ХХ веке.

Судьба мебели Пьера-Антуана Белланже из Белого дома уникальна и до конца не исследована. Местонахождение большинства предметов по-прежнему остаётся загадкой. Неизвестно каким образом набор мебели из собрания ASG попал из Америки к себе на родину во Францию. Видимо, он был приобретён в ходе торгов гражданином этой страны, которому мебельные изделия его соотечественника не были чужды. В таком случае это выглядит символично. После реставрационных работ набор мебели Белланже из собрания ASG будет находиться в Доме приёмов Инвестиционной группы компаний ASG. Он станет настоящей жемчужиной коллекции мебели XIX века не только благодаря громкому провенансу, но и выразительному декоративному оформлению.

Четыре креслаПьер-Антуан Белланже Франция, 1817 год Массив бука, резьба, левкас, золочение Белый дом, Вашингтон
Пара кресел-бержер и пара стульев Пьер-Антуан Белланже Франция, 1817 год Массив бука, резьба, левкас, золочение БСИИ ASG, инв. № 11-2246 (1 – 7)Дом приёмов Инвестиционной группы компаний ASG, Казань

Алина Булгакова

Иван Никонов

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда